19.10.2020
16 октября на 90-м году жизни скончался российский и советский кинорежиссер Виталий Евгеньевич Аксенов
Широкому зрителю Виталий Евгеньевич запомнился, прежде всего, картинами «Как стать звездой» (1986) и «Музыкальные игры» (1989). Яркие, необычные решения, казалось бы, тривиальных задач, делали Аксенова одним из самых интересных режиссеров ленинградского кинематографа.
Начав работать на Ленинградской студии научно-популярных фильмов, уже в 1960-м году он снимает «Дело о катушке» - короткометражку, ставшую культовой. Банальная задача научно-популярного фильма – рассказать о деревянной катушке силового кабеля, ее строении и назначении. У Аксенова Катушка становится персонажем, приобретает характер, и в итоге вместо штампованного «слушали-постановили», появляется настоящая детективная короткометражка с лихо закрученным сюжетом. Его следующая работа – «Семь нот в тишине» - состоит из семи новелл, рассказывающих о разных направлениях музыки – от колокольного звона до не слишком-то любимого «наверху» джаза (впрочем, они и колокольный звон не жаловали)
Вообще, музыка в творчестве Аксенова – буквально главная тема. Его карьера в игровом кино начинается с фильма «Возвращенная музыка» (1964) – который сам автор считал своей творческой неудачей. Молодая студентка консерватории хочет восстановить симфонию, которую известный композитор (в персонаже безошибочно угадывается Шостакович) уничтожил еще в 1940-е. Композитор не соглашается, но девушка настаивает. В итоге – мир, труд, май, хеппи-энд, как иронизировал над картиной сам автор.
В научно-популярном фильме «В один прекрасный вечер 2000 года» (1973) Аксенов заставляет суперкомпьютер отвечать на вопросы граждан (сделано это было при помощи комбинированных съемок братьев Плаксиных), а в фильме «Да здравствует кино!» (1978) размышляет о кино будущего.
Можно невольно удивиться, смотря на временные интервалы между картинами, однако Виталий Евгеньевич не мог уделять съемкам достаточно времени – с 1971 по 1982 год он был директором «Леннаучфильма», а с 1982 по 1985 год – «Ленфильма». Именно в аксеновскую эпоху произошло техническое переоснащение обеих киностудий, благодаря которому цех комбинированных съемок стал лучшим в стране.
В своей самой известной картине – «Как стать звездой» - Аксенов ломает все представления о жанровом кино, четвертой стене, и вообще о советском музыкальном фильме. В этом постмодернистском ревю есть место и говорящему со зрителем попугаю, и «Лицедеям», перекрывающим дорожное движение, и костюмам Славы Зайцева, и постоянному закадровому упреку Алле Пугачевой, которая отказалась сниматься (в отличие от всех остальных королей советской эстрады). Двухсерийный фильм длительностью почти два с половиной часа, мгновенно стал хитом и лидером проката.
В 1990-е Виталий Евгеньевич становится режиссером «Улиц разбитых фонарей», где, не изменяя себе, заставляет всех детективов… петь и танцевать! Надо ли говорить, что серия стала одной из любимых у зрителей, а ее фрагмент «Танец Дукалиса» и поныне гуляет по Сети.
С интернетом Виталий Евгеньевич тоже был на «ты», и, углубившись в конце жизни в литературу, изучал русское зарубежье, вместе с бароном Э.А. фон Фальц-Фейном искал Янтарную Комнату – результатом стал документальный фильм «Дело о Янтарном Кабинете» (2003), и продолжал творить.
Последняя картина мастера «Пробуждение Монплезира» была снята в 2014, а последняя книга вышла 2020.
До последних дней Виталий Евгеньевич преподавал в Санкт-Петербургском Государственном Институте Кино и Телевидения.
Прощание с Виталием Евгеньевичем состоится 19 октября в 13.00 в Храме Смоленской Божией матери на Смоленском кладбище.