Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.08.2020

"СК-Новости" опубликовали интервью с выпускником СПбГИКиТ Ильей Северовым

Илья Северов – молодой, перспективный режиссер. В его фильмографии несколько короткометражных и две полнометражные картины. Северов готов поделиться с читателями опытом, с чего начинать дебютанту и как добиться своего первого полного метра

– Илья, где вы учились?

– В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения у замечательного мастера Константина Сергеевича Лопушанского. Это был определенный этап в моей жизни. Вообще, у меня три высших образования и все так или иначе связаны с моей основной профессией.

– Какие?

– Первое образование – актерское, чтобы лучше чувствовать психологию исполнителя. Очень хотел понять, как достигнуть того или иного состояния. Если можешь добиваться чего-то от себя, можешь добиваться этого и от других – золотое правило. Сразу после актерского курса пошел получать образование режиссера кино и телевидения. В Санкт-Петербурге окончил курсы, тоже по классу режиссуры.
Еще можно было бы пойти на грим, на костюм, художником в Мухинское училище. Вариантов много, я выбрал свои.

В учебных работах часто бывает, что студент выступает как сценарист, режиссер, оператор, актер. И у меня так было. Я уже жалею, что везде вставлял свою фамилию. Семь-восемь раз она мелькала в титрах. Но так у всех режиссеров, которые делают короткометражки. Все делаем сами. И потом, когда в Интернете нажимаешь на «Поиск», мелькаешь в разных ипостасях. Я еще и бутерброды готовил группе – что ж, теперь еще записать себя и в повара?

– Наверняка во многом благодаря этому и была протоптана дорожка к первому полноценному полнометражному фильму-дебюту...

– Я попал на «Ленфильм» в 2012 году. Киностудия планировала запустить дебют. Режиссера для этого проекта искали долго. Многие знакомые ходили на встречу с продюсерами. И я пошел; ответил на какие-то вопросы, на том и расстались. Уже начал забывать о встрече. Месяца через полтора знакомая актриса говорит мне: пойдем, мол, на «Ленфильм», познакомлю тебя с перспективными продюсерами. Так я снова оказался в том же кабинете, перед теми же людьми. Поговорили еще раз. Меня попросили показать диплом – короткий метр. Прошел еще месяц, на этот раз меня разыскал наш мастер Лопушанский. «Ленфильм» ищет режиссера для дебюта, – сказал он мне. – Илья, приходи». Пошел в третий раз. Собрался весь наш курс. Но меня тут же «вычислили» и встретили со смешками... Ну, как говорится, не мытьем, так катаньем... Вскоре после третьего захода мне позвонили и попросили зайти. В торжественной тишине сообщили, что долго думали, несколько раз пересматривали мой диплом и решили остановить выбор на мне. Впрочем, предупредили: остановились на моей кандидатуре не потому, что я продемонстрировал гениальность, – просто почувствовали, что есть потенциал. Стали искать идеи для дебюта, и это длилось очень долго. В итоге остановились на моем сценарии фильма «Развод по собственному желанию». Признаюсь, после третьей встречи на «Ленфильме» я думал, что с Санкт-Петербургом у меня ничего не получится, собирался ехать в Москву. Дал себе два месяца на переезд. И вот за этот короткий срок все и случилось. Первой большой постановки я ждал больше шести лет.

– Как складывались отношения со съемочной группой?

– Мне повезло с командой. Оператором был Сергей Валентинович Астахов, который снимал картину «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Развод по собственному желанию» – вольное продолжение этого фильма, ставшего уже классикой. Астахову сценарий понравился, и он согласился участвовать в проекте. Работой художников руководил блистательный Владимир Светозаров, ему помогали замечательные студенты Сергей Зайков и Алексей Падерин. С актерами также сложились хорошие отношения, хотя кастинг был долгим. Зато какие звезды пришли – Наталья Суркова, Константин Юшкевич, Юрий Гальцев!..

Основная проблема дебютантов – тебе никто не доверяет. Всем кажется, что с позиции своего опыта они лучше тебя знают, как нужно. Задача режиссера – пропускать все это через свой внутренний фильтр и выстраивать некую свою реальность, свое мироощущение. Если со стороны в этот процесс кто-то начинает вмешиваться, то так режиссера нетрудно и сломать.

С одной стороны, на «Разводе...» мне повезло. А вот с другой... На «Ленфильме» давно к тому времени не снимали дебюты. И решили по примеру советских времен создать художественный совет. Сценарий, костюмы и множество других параметров представлялись на суд некой комиссии, худсовету, который высказывал свое мнение. Скажу прямо: испытание не из легких. Но сейчас даже благодарен этой школе. За всеми обсуждениями и спорами я понял, где мои идеи правильные, а где есть слабые места, которые требуют доработки. Пройдя этот тренинг на «Ленфильме», я получил хороший опыт, что помогло мне в дальнейшем.

После «большого» фильма либо ты продолжаешь свою карьеру в кино, либо на этом останавливаешься. После участия в выборгском фестивале «Окно в Европу», где я получил приз, мне позвонил редактор Киностудии им. Горького и предложил снимать картину «Я свободен». Таким образом, благодаря одному фильму у меня появился шанс снять следующий. Важно делать шаги. Если ты идешь к своей цели, нужно снимать и профессионально расти.

– А как расти, если нет предложений?

– В любом случае моя профессия – режиссер полнометражного игрового кино. Все остальное – сопутствующее. Когда я занимаюсь съемками клипов, рекламы и всего остального, у меня одна цель – тренировать свои режиссерские мозги. К примеру, на съемках рекламы приходится работать с более сложными техническими решениями. В кино у режиссеров не всегда есть такие возможности – финансовые и технические, чтобы позволить себе воплотить что-то. Плюс к этому я смотрю, как ведет себя группа. С некоторыми ее членами в дальнейшем я уже снимал полнометражные игровые фильмы. С оператором фильма «Я свободен» Анной Рожецкой изначально познакомился на рекламе. Присмотрелся к ней, увидел, как она работает со светом, камерой, композицией кадра. Понял, что хочу с этим человеком снять полный метр. Похожим образом выбрал художника по костюмам Анастасию Скутарь. Мы тоже познакомились на рекламе. Я увидел, насколько она въедливая, творчески мыслит. В общем, ничего случайного не бывает.

– «Я свободен» – ваш новый фильм, выпуск которого планируется осенью. А не тяготит ли свобода режиссера, не страшно ли брать на себя ответственность?

– Ответственность – это самое прекрасное, что может быть. Это невероятное чувство удовлетворения, эмоционального подъема, когда понимаешь: то, что однажды родилось в голове, начинает обретать свою плоть и кровь на съемочной площадке. Я понимал, что мне доверяют, что мы с продюсерами на одной волне и разговариваем, и мыслим, и движемся в одну сторону. Было безумно интересно создавать эту картину.
Ведь о чем фильм? Это история трудного подростка Артема. Он все время молчит. Подспудно мы ощущаем: что-то произошло в его жизни в прошлом. Мама решает отправить его в лагерь на море, чтобы там он хоть как-то пришел в себя и вернулся к жизни. В лагере пересменка; осталось лишь несколько человек, которые ожидают приезда всех остальных. Кто-то решает подружиться с главным героем, кто-то влюбляется, кто-то становится его врагом. Это вкратце. А вообще кино о... Не буду говорить о чем кино. Сами посмотрите в кинотеатрах!

– Тогда расскажите об актерах.

– Кастинг длился более девяти месяцев. Кропотливо искали всех наших героев. Очень сложно было, потому что для сценария прописаны достаточно необычные персонажи с непростой судьбой. С одной стороны, это детское кино, возраст героев – 14–18 лет. С другой – темы, которые поднимаются в фильме, достаточно серьезные и неоднозначные. Исполнителей искали во многих городах, я посмотрел более 3,5 тысяч человек, с 1500 общался лично. Нашли, в конце концов, действительно талантливых ребят. Хотя с кем-то из героев определились почти сразу. К примеру, Глеба Калюжного мы встретили через месяц после старта кастинга.
Это замечательный актер, у него главная роль в фильме «14+», да и после него уже много картин. Когда я его увидел, понял, что главный герой у нас есть. Дальше стали подбирать всех остальных, актерский ансамбль. Был непростой путь, потому что это подростки. Среди них почти нет профессионалов. Понятно, что некоторые учатся в актерских студиях, при театрах. Но все равно это дети. Они только-только осознают, чего хотят и не хотят и кем в дальнейшем будут.

Некоторых приводили на кастинг родители. Смотрю, один парень сидит с кислым лицом. Спрашиваю: в чем дело? Он отвечает, что «достали» пробы, на которые все время его заставляет ходить мама. Я ему говорю: «Посиди три минуты, а маме скажи, что сделал все, как нужно». Он потом выбежал с криками, что это были лучшие пробы в его жизни. Если человек не хочет, зачем его заставлять?

В итоге мы нашли исполнителей в школе; одну девочку с первого курса Щепкинского училища, кого-то из Питера, кого-то из Москвы, кого-то из других регионов. Удалось всех собрать; добиться того, чтобы каждый был на своем месте, каждый был интересен, у каждого была своя изюминка. Нужно сказать «спасибо» продюсерам, которые готовы были ждать и понимали, что от кастинга зависит 80% успеха фильма.

Премьеры картины еще не было. У нас сейчас только фестивальные показы. Внесла свои коррективы эпидемиологическая ситуация, потому что мы планировали поучаствовать в фестивалях в апреле и мае. Все это пока перенеслось. У нас нет четкой даты премьеры, потому что сейчас плотный график выхода новинок, сдвинуты все релизы. За каждый день идет битва титанов.

– К чему вы стремитесь? Есть какая-то мечта, идея, особый фильм?

– У меня есть несколько идей. Сценарии, которые я вынашиваю долгие годы. Там есть и военная история, об одном Герое Советского Союза времен Великой Отечественной войны. Замыслов много. Вопрос, что из этого найдет созвучие с продюсерами. Потому что в первую очередь нужно выстраивать эти взаимоотношения: режиссер – продюсер. Думаю, рано или поздно я сниму эти фильмы.

– Что посоветуете молодым режиссерам?

– Всем творческим работникам посоветую одно: не бояться. Не бояться бить в одну цель, как бы тяжело и трудно ни было. Кто бы вам ни говорил, что вы не талантливы, что ваши идеи никого не интересуют. Если долго и планомерно бить в одну цель, так или иначе своего можно добиться. Хотите быть режиссером – разговаривайте, общайтесь, пишите, снимайте. Рано или поздно будете снимать то, что хочется. Снимайте рекламу, клипы. Вы найдете своих людей, которые в вас поверят. Вы найдете сотворцов, с которыми дальше пойдете и будете делать уже «большое» кино, если вы на это нацелены. Путь длиной в целую жизнь начинается с первого шага.

– Есть шансы для молодых кинематографистов?

– Да, и давно. С появлением новых технологий, того, что можешь снять, смонтировать и озвучить кино практически у себя дома, и для этого не требуются проявочные станции и все остальное, воплощать свои идеи стало гораздо проще. Если человек хочет снять свое кино, короткий или полный метр, то даже без наличия больших денег он может это организовать. Да, может, у него не будет дорогих и крутых локаций; может, не будут играть классные, дорогие актеры. Если человек хочет и идет к своей цели, то криво, косо, но у него получится. Да и продюсеры смогут оценить то, что не стоит денег. Грубо говоря, это монтаж, сила идеи, сценарий, диалоги. Режиссерские качества можно оценить при любом бюджете. Главное – двигаться вперед!

 

Текст: СК-Новости

Фото: Служба информации СПбГИКиТ

 

Новости

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

27.12.2024

Рекомендации в преддверии праздников

С приближением Нового года увеличивается риск возникновения пожаров из-за использования различных новогодних атрибутов: гирлянд, свечей, елок и фейерверков. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить безопасность, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района советует следовать следующим рекомендациям:

27.12.2024

Состоялся предновогодний показ анимационных фильмов

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения провел праздничный показ мультфильмов своих студентов и выпускников. Организатором выступила кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

26.12.2024

Состоялась творческая встреча для лиц с ограниченными возможностями

Участие в общественно-полезной деятельности – неотъемлемая часть жизни Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству с Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого взаимодействия состоялась творческая встреча преподавателей с членами организации на тему «Коммуникации вокруг нас»

26.12.2024

Фотографии Аллы Никитенко представили на крупных выставках

Снимки преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры увидели в галереях Санкт-Петербурга и Ставрополя

26.12.2024

Выпускники ГИКИТ награждены престижными призами

Киноработы выпускников Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - в числе лауреатов Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания»

26.12.2024

26 декабря свой юбилей празднует Михаил Боярский

Коллектив и студенты ГИКИТ поздравляют Михаила Сергеевича с праздником

25.12.2024

Студент Киновидеотехнического колледжа награжден Правительством Санкт-Петербурга

Будущий специалист в области театральной и аудиовизуальной техники, студент 4 курса Матвей Захаров, удостоен стипендии Правительства Санкт-Петербурга за высокие достижения в учебной, научно-исследовательской, творческой и общественной деятельности. Церемония награждения состоялась в рамках XXVII Ассамблеи молодых ученых и специалистов

25.12.2024

Состоялся питчинг работ игрового жанра

15 проектов по мотивам рассказов и повестей отечественных и зарубежных авторов, а также историй из жизни легли в основу первого питчинга мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович

25.12.2024

Кафедра компьютерной графики и дизайна отмечена очередными успехами

Уходящий год для кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, как и предыдущие, отмечен значимыми событиями. Среди них - международные конкурcы. Расскажем о двух из них

24.12.2024

Студентка ГИКИТ победила в престижном конкурсе

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения подведение итогов года – всегда волнительный и радостный период. Буквально каждый день приходят добрые известия об очередных достижениях преподавателей и студентов. Так, студентка факультета экранных искусств ГИКИТ Елизавета Единение (мастерская режиссуры документального фильма Виктора Васильева и Юлии Макаровой) стала победителем регионального этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ 2024 в номинации «Волонтер года», категория «Личность»

24.12.2024

Состоялся актерский показ «Перепады»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел третий актёрский показ мастерской Сергея Овчарова и Катарины Иванович под руководством Заслуженной артистки Российской Федерации, преподавателя по актёрскому мастерству Ирины Цветковой «Перепады»

24.12.2024

Состоялся показ фильмов-лауреатов VIII Международного русского кинофестиваля

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения показали две картины, удостоенные наград на VIII Международном русском кинофестивале

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась международная конференция

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения выступил организатором Международной конференции «Медиакоммуникационные технологии и управление проектами в творческих индустриях: актуальные вопросы и перспективные решения»

23.12.2024

Танцевальный коллектив ГИКИТ «Разные люди» отметил десятилетие

Большой юбилейный концерт приурочили к наступающему Новому году и церемонии награждения отличившихся студентов ГИКИТ и КВТК.

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась игра «Что? Где? Когда?»

В Лофте Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Провел мероприятие бывший игрок элитарного клуба знатоков, российский историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ГИКИТ Сергей Виватенко. Впервые в истории вуза новогоднее сражение умов прошло силами трех команд студентов и преподавателей

23.12.2024

Состоялся мастер-класс Максима Фадеева и Сергея Белоуса

О том, как снимать независимое кино о войне; какие для этого нужны материальные и моральные ресурсы; как выглядит война глазами документалиста – обо всем этом студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказали основатели студии военной хроники «Realdoc Productions» - режиссер, оператор Максим Фадеев и продюсер, оператор Сергей Белоус. Мастер-класс «Война в объективе» был посвящен документальному фильму «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца»

20.12.2024

Студенты КВТК избраны «королем» и «королевой» Петербургского бала

Обучающиеся 2 курса Киновидеотехнического колледжа Никита Янчук (группа К1391) и Анастасия Шмелева (группа К1394) стали победителями Петербургского бала в номинации «Король и королева бала». Торжественное мероприятие состоялось на днях в Доме молодежи «Купчино»

18.12.2024

Делегация ГИКИТ посетила конференцию «Петербург культурный»

Представители Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения приняли участие в научно-практической конференции «Петербург культурный», состоявшейся в историческом мультимедийном парке «Россия – моя история». Мероприятие было посвящено 35-летию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры

18.12.2024

Сотрудники ГИКИТ награждены высокими государственными наградами

В рамках подведения итогов года два преподавателя Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения награждены премиями Администрации Санкт-Петербурга

17.12.2024

Прошел показ учебных фильмов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

17.12.2024

Состоялся мастер-класс Юлии Лис

О своем творческом пути, о поиске новых форм и решений студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала аниматор и режиссер Юлия Лис. Организатор мероприятия - кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

16.12.2024

Состоялся мастер-класс Софии Григорьевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс кандидата экономических наук, искусствоведа, директора филиала некоммерческой организации Культурно-исторического Фонда «Связь времен» – Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, приглашенного лектора авторского курса «Экономика искусства» НИУ ВШЭ, СПГХПА им. Штиглица, СПбГИК, Школа Masters, председателя Академического Совета магистерской программы «Менеджмент индустрии впечатлений», независимого исследователя арт-рынка, музейного менеджера Софии Григорьевой «Креативные индустрии: структура современного арт-рынка в России и зарубежом»

16.12.2024

ГиКИТ стал обладателем патента на изобретение!

12 декабря на кафедре аудиовизуальных систем и технологий произошло значительное научное событие!  Доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов и старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий Владислав Лукинов стали обладателями патента на изобретение «Электронный вольтметр».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен