Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.08.2020

"СК-Новости" опубликовали интервью с выпускником СПбГИКиТ Ильей Северовым

Илья Северов – молодой, перспективный режиссер. В его фильмографии несколько короткометражных и две полнометражные картины. Северов готов поделиться с читателями опытом, с чего начинать дебютанту и как добиться своего первого полного метра

– Илья, где вы учились?

– В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения у замечательного мастера Константина Сергеевича Лопушанского. Это был определенный этап в моей жизни. Вообще, у меня три высших образования и все так или иначе связаны с моей основной профессией.

– Какие?

– Первое образование – актерское, чтобы лучше чувствовать психологию исполнителя. Очень хотел понять, как достигнуть того или иного состояния. Если можешь добиваться чего-то от себя, можешь добиваться этого и от других – золотое правило. Сразу после актерского курса пошел получать образование режиссера кино и телевидения. В Санкт-Петербурге окончил курсы, тоже по классу режиссуры.
Еще можно было бы пойти на грим, на костюм, художником в Мухинское училище. Вариантов много, я выбрал свои.

В учебных работах часто бывает, что студент выступает как сценарист, режиссер, оператор, актер. И у меня так было. Я уже жалею, что везде вставлял свою фамилию. Семь-восемь раз она мелькала в титрах. Но так у всех режиссеров, которые делают короткометражки. Все делаем сами. И потом, когда в Интернете нажимаешь на «Поиск», мелькаешь в разных ипостасях. Я еще и бутерброды готовил группе – что ж, теперь еще записать себя и в повара?

– Наверняка во многом благодаря этому и была протоптана дорожка к первому полноценному полнометражному фильму-дебюту...

– Я попал на «Ленфильм» в 2012 году. Киностудия планировала запустить дебют. Режиссера для этого проекта искали долго. Многие знакомые ходили на встречу с продюсерами. И я пошел; ответил на какие-то вопросы, на том и расстались. Уже начал забывать о встрече. Месяца через полтора знакомая актриса говорит мне: пойдем, мол, на «Ленфильм», познакомлю тебя с перспективными продюсерами. Так я снова оказался в том же кабинете, перед теми же людьми. Поговорили еще раз. Меня попросили показать диплом – короткий метр. Прошел еще месяц, на этот раз меня разыскал наш мастер Лопушанский. «Ленфильм» ищет режиссера для дебюта, – сказал он мне. – Илья, приходи». Пошел в третий раз. Собрался весь наш курс. Но меня тут же «вычислили» и встретили со смешками... Ну, как говорится, не мытьем, так катаньем... Вскоре после третьего захода мне позвонили и попросили зайти. В торжественной тишине сообщили, что долго думали, несколько раз пересматривали мой диплом и решили остановить выбор на мне. Впрочем, предупредили: остановились на моей кандидатуре не потому, что я продемонстрировал гениальность, – просто почувствовали, что есть потенциал. Стали искать идеи для дебюта, и это длилось очень долго. В итоге остановились на моем сценарии фильма «Развод по собственному желанию». Признаюсь, после третьей встречи на «Ленфильме» я думал, что с Санкт-Петербургом у меня ничего не получится, собирался ехать в Москву. Дал себе два месяца на переезд. И вот за этот короткий срок все и случилось. Первой большой постановки я ждал больше шести лет.

– Как складывались отношения со съемочной группой?

– Мне повезло с командой. Оператором был Сергей Валентинович Астахов, который снимал картину «Влюблен по собственному желанию». Фильм «Развод по собственному желанию» – вольное продолжение этого фильма, ставшего уже классикой. Астахову сценарий понравился, и он согласился участвовать в проекте. Работой художников руководил блистательный Владимир Светозаров, ему помогали замечательные студенты Сергей Зайков и Алексей Падерин. С актерами также сложились хорошие отношения, хотя кастинг был долгим. Зато какие звезды пришли – Наталья Суркова, Константин Юшкевич, Юрий Гальцев!..

Основная проблема дебютантов – тебе никто не доверяет. Всем кажется, что с позиции своего опыта они лучше тебя знают, как нужно. Задача режиссера – пропускать все это через свой внутренний фильтр и выстраивать некую свою реальность, свое мироощущение. Если со стороны в этот процесс кто-то начинает вмешиваться, то так режиссера нетрудно и сломать.

С одной стороны, на «Разводе...» мне повезло. А вот с другой... На «Ленфильме» давно к тому времени не снимали дебюты. И решили по примеру советских времен создать художественный совет. Сценарий, костюмы и множество других параметров представлялись на суд некой комиссии, худсовету, который высказывал свое мнение. Скажу прямо: испытание не из легких. Но сейчас даже благодарен этой школе. За всеми обсуждениями и спорами я понял, где мои идеи правильные, а где есть слабые места, которые требуют доработки. Пройдя этот тренинг на «Ленфильме», я получил хороший опыт, что помогло мне в дальнейшем.

После «большого» фильма либо ты продолжаешь свою карьеру в кино, либо на этом останавливаешься. После участия в выборгском фестивале «Окно в Европу», где я получил приз, мне позвонил редактор Киностудии им. Горького и предложил снимать картину «Я свободен». Таким образом, благодаря одному фильму у меня появился шанс снять следующий. Важно делать шаги. Если ты идешь к своей цели, нужно снимать и профессионально расти.

– А как расти, если нет предложений?

– В любом случае моя профессия – режиссер полнометражного игрового кино. Все остальное – сопутствующее. Когда я занимаюсь съемками клипов, рекламы и всего остального, у меня одна цель – тренировать свои режиссерские мозги. К примеру, на съемках рекламы приходится работать с более сложными техническими решениями. В кино у режиссеров не всегда есть такие возможности – финансовые и технические, чтобы позволить себе воплотить что-то. Плюс к этому я смотрю, как ведет себя группа. С некоторыми ее членами в дальнейшем я уже снимал полнометражные игровые фильмы. С оператором фильма «Я свободен» Анной Рожецкой изначально познакомился на рекламе. Присмотрелся к ней, увидел, как она работает со светом, камерой, композицией кадра. Понял, что хочу с этим человеком снять полный метр. Похожим образом выбрал художника по костюмам Анастасию Скутарь. Мы тоже познакомились на рекламе. Я увидел, насколько она въедливая, творчески мыслит. В общем, ничего случайного не бывает.

– «Я свободен» – ваш новый фильм, выпуск которого планируется осенью. А не тяготит ли свобода режиссера, не страшно ли брать на себя ответственность?

– Ответственность – это самое прекрасное, что может быть. Это невероятное чувство удовлетворения, эмоционального подъема, когда понимаешь: то, что однажды родилось в голове, начинает обретать свою плоть и кровь на съемочной площадке. Я понимал, что мне доверяют, что мы с продюсерами на одной волне и разговариваем, и мыслим, и движемся в одну сторону. Было безумно интересно создавать эту картину.
Ведь о чем фильм? Это история трудного подростка Артема. Он все время молчит. Подспудно мы ощущаем: что-то произошло в его жизни в прошлом. Мама решает отправить его в лагерь на море, чтобы там он хоть как-то пришел в себя и вернулся к жизни. В лагере пересменка; осталось лишь несколько человек, которые ожидают приезда всех остальных. Кто-то решает подружиться с главным героем, кто-то влюбляется, кто-то становится его врагом. Это вкратце. А вообще кино о... Не буду говорить о чем кино. Сами посмотрите в кинотеатрах!

– Тогда расскажите об актерах.

– Кастинг длился более девяти месяцев. Кропотливо искали всех наших героев. Очень сложно было, потому что для сценария прописаны достаточно необычные персонажи с непростой судьбой. С одной стороны, это детское кино, возраст героев – 14–18 лет. С другой – темы, которые поднимаются в фильме, достаточно серьезные и неоднозначные. Исполнителей искали во многих городах, я посмотрел более 3,5 тысяч человек, с 1500 общался лично. Нашли, в конце концов, действительно талантливых ребят. Хотя с кем-то из героев определились почти сразу. К примеру, Глеба Калюжного мы встретили через месяц после старта кастинга.
Это замечательный актер, у него главная роль в фильме «14+», да и после него уже много картин. Когда я его увидел, понял, что главный герой у нас есть. Дальше стали подбирать всех остальных, актерский ансамбль. Был непростой путь, потому что это подростки. Среди них почти нет профессионалов. Понятно, что некоторые учатся в актерских студиях, при театрах. Но все равно это дети. Они только-только осознают, чего хотят и не хотят и кем в дальнейшем будут.

Некоторых приводили на кастинг родители. Смотрю, один парень сидит с кислым лицом. Спрашиваю: в чем дело? Он отвечает, что «достали» пробы, на которые все время его заставляет ходить мама. Я ему говорю: «Посиди три минуты, а маме скажи, что сделал все, как нужно». Он потом выбежал с криками, что это были лучшие пробы в его жизни. Если человек не хочет, зачем его заставлять?

В итоге мы нашли исполнителей в школе; одну девочку с первого курса Щепкинского училища, кого-то из Питера, кого-то из Москвы, кого-то из других регионов. Удалось всех собрать; добиться того, чтобы каждый был на своем месте, каждый был интересен, у каждого была своя изюминка. Нужно сказать «спасибо» продюсерам, которые готовы были ждать и понимали, что от кастинга зависит 80% успеха фильма.

Премьеры картины еще не было. У нас сейчас только фестивальные показы. Внесла свои коррективы эпидемиологическая ситуация, потому что мы планировали поучаствовать в фестивалях в апреле и мае. Все это пока перенеслось. У нас нет четкой даты премьеры, потому что сейчас плотный график выхода новинок, сдвинуты все релизы. За каждый день идет битва титанов.

– К чему вы стремитесь? Есть какая-то мечта, идея, особый фильм?

– У меня есть несколько идей. Сценарии, которые я вынашиваю долгие годы. Там есть и военная история, об одном Герое Советского Союза времен Великой Отечественной войны. Замыслов много. Вопрос, что из этого найдет созвучие с продюсерами. Потому что в первую очередь нужно выстраивать эти взаимоотношения: режиссер – продюсер. Думаю, рано или поздно я сниму эти фильмы.

– Что посоветуете молодым режиссерам?

– Всем творческим работникам посоветую одно: не бояться. Не бояться бить в одну цель, как бы тяжело и трудно ни было. Кто бы вам ни говорил, что вы не талантливы, что ваши идеи никого не интересуют. Если долго и планомерно бить в одну цель, так или иначе своего можно добиться. Хотите быть режиссером – разговаривайте, общайтесь, пишите, снимайте. Рано или поздно будете снимать то, что хочется. Снимайте рекламу, клипы. Вы найдете своих людей, которые в вас поверят. Вы найдете сотворцов, с которыми дальше пойдете и будете делать уже «большое» кино, если вы на это нацелены. Путь длиной в целую жизнь начинается с первого шага.

– Есть шансы для молодых кинематографистов?

– Да, и давно. С появлением новых технологий, того, что можешь снять, смонтировать и озвучить кино практически у себя дома, и для этого не требуются проявочные станции и все остальное, воплощать свои идеи стало гораздо проще. Если человек хочет снять свое кино, короткий или полный метр, то даже без наличия больших денег он может это организовать. Да, может, у него не будет дорогих и крутых локаций; может, не будут играть классные, дорогие актеры. Если человек хочет и идет к своей цели, то криво, косо, но у него получится. Да и продюсеры смогут оценить то, что не стоит денег. Грубо говоря, это монтаж, сила идеи, сценарий, диалоги. Режиссерские качества можно оценить при любом бюджете. Главное – двигаться вперед!

 

Текст: СК-Новости

Фото: Служба информации СПбГИКиТ

 

Новости

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Ольги Акоповой

Каковы тонкости организации съемочного процесса, как принимаются ключевые решения в вопросах финансирования проектов, какие возможности господдержки начинающих кинематографистов существуют в нашей стране - эти и другие вопросы студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирали на мастер-классе продюсера, руководителя контент-студии «Юг.Кино», председателя Калининградской кинокомиссии Ольги Акоповой

22.11.2024

Награждены победители Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино»

В рамках II этапа XXIV Международного Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась церемония награждения победителей Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино» и спецпоказ лучших экранизаций поэтических произведений конкурса

22.11.2024

В ГИКИТ стартовал второй этап фестиваля «ПитерКИТ»

В киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялась торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».  Всего поступило 460 заявок из 60 киношкол разных стран

21.11.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Касатова

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс учредителя студии «Location 360», локейшн-менеджера и исполнительного продюсера Сергея Касатова на тему «Работа продюсера с онлайн-платформами»

21.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Дмитрия Кабанова

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» прошел мастер-класс директора по связям с индустрией и международным B2B «Роскино» Дмитрия Кабанова «Продвижение российского кино за рубежом».

19.11.2024

Состоялся мастер-класс Оксаны Ларичевой

18 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» прошел мастер-класс проректора по воспитательной работе и художественно-творческой деятельности Оксаны Ларичевой

18.11.2024

Выпускники ГИКИТ — победители и призеры 44-го Международного студенческого фестиваля ВГИК

Короткометражный игровой фильм «Вселение» режиссера Софьи Чигировой получил ГРАН-ПРИ по итогам второго этапа фестиваля, а документальная картина «RAPA» режиссера Саши Козьмы отмечена на специальным дипломом профессионального жюри.

15.11.2024

Преподаватель ГИКИТ отмечен благодарностью Минобрнауки РФ

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий награжден благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

15.11.2024

21 ноября откроется второй этап Международного фестиваля «ПитерКИТ»

В четверг, 21 ноября, в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоится торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

15.11.2024

Фотоснимки преподавателя ГИКИТ представили публике Петербурга и Краснодара

Сразу на двух выставках – в Северной столице и Краснодаре - в эти дни можно увидеть работы преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры Аллы Никитенко

14.11.2024

29 ноября стартует студенческий форум «PRКИТ – 2024»

XVI Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

21 ноября стартует Digital Media Art Festival

Международный молодёжный фестиваль цифрового медиаискусства «DMAF» по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

Состоялся Чемпионат молодых лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

Подведены итоги конкурса, организованного Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения совместно с Федеральным агентством по делам молодежи

12.11.2024

Выпускник ГИКИТ продемонстрировал мастерство 3D-мэппинга на фестивале «Чудо света»

Тимофей Вишневский - выпускник кафедры режиссуры цифровых медиа Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - принял участие в создании архитектурного 3D-мэппинга на Инженерный домик в рамках фестиваля "Чудо Света". Мероприятие проходило с 2 по 4 ноября на территории Петропавловской Крепости

12.11.2024

ГИКИТ представили на  Минском международном кинофестивале «Liстапад»

Программу наших фильмов представила заведующая кафедрой драматургии и киноведения Светлана Ивановна Мельникова.

12.11.2024

«Они люди – так и судите же их по-человечески»: Савва Минаев о сериале «Плевако»

Состоялась премьера сериала «Плевако», где сценаристом выступил преподаватель ГИКИТ

12.11.2024

В ГИКИТ состоялось первое заседание студенческого конструкторского бюро

В рамках мероприятия было рассмотрено 5 проектов от студентов технических специальностей. Модератором встречи выступил доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов

11.11.2024

Состоялся показ фильмов Ратмира Лутфуллина

Старший преподаватель кафедры режиссуры игрового кино представил две короткометражных картины: «Малыш Сванте» (2018 года) и «Никого нет дома» (2024 год)

11.11.2024

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой покажут в Канаде

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой (мастерская Антона Кальченко) отобран на международный анимационный фестиваль Le plus petit festival d'animation au monde, который состоится в городе Хантингдон, провинция Квебек, Канада 18 января

11.11.2024

Короткометражные фильмы студентов ГИКИТ отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

Короткометражные фильмы студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентины Захаровой) отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

08.11.2024

Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы

07.11.2024

В ГИКИТ состоялся первый показ в рамках Дней документального кино Республики Сербской

Мероприятие приурочено к знаковому для вуза событию – подписанию договора о профессиональном сотрудничестве с Кинотекой Республики Сербской. Заключение документа засвидетельствовали представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета по культуре, Комитета по внешним связям, гости из Республики Сербской, Татарстана и Южной Осетии

06.11.2024

Студенты ГИКИТ посетили Москву

На днях студенты четвёртого курса мастерской Сергея Варцана и Игоря Терехова кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, в рамках прохождения творческо-производственной практики посетили студии и «киноместа» города Москвы

06.11.2024

ГИКИТ представили на I съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

Председатель совета молодых ученых, доцент кафедры аудиоизуальных систем и технологий Денис Соколов посетил I съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

06.11.2024

Представители ГИКИТ — призеры международного конкурса научных работ по сравнительному обществознанию России и Китая

Второе место заняли кандидаты исторических наук, доценты ГИКИТ Сергей Виватенко и Татьяна Сиволап с работой по новейшей истории китайских ВУЗов.

06.11.2024

Перед студентами ГИКИТ выступил управляющий директора Private Banking «Банк Санкт-Петербург» Дмитрий Аксенов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс, посвященный финансовой грамотности. Основным посылом занятия стал коммерческий потенциал творческих проектов. Организатором мероприятия выступила кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен