Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.06.2020

Факультет дополнительного образования провёл онлайн-разговоры с известными мастерами кино

В мае и июне 2020 г. в рамках «Марафона бесплатных онлайн-лекций» факультет дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения провёл ряд встреч с выдающимися и признанными мастерами кинематографа – Виктором Мережко, Александром Сокуровым и Игорем Масленниковым. Разговоры получились полезными и принесли массу позитивных эмоций спикерам и участникам.

Дистанционные встречи позволили широкой аудитории подчерпнуть знания в области кино, в том числе и той части зрителей, которые находятся в других городах. Модератором онлайн-разговоров с профессионалами кинематографа выступила декан факультета дополнительного образования СПбГИКиТ Екатерина Сазонова. Главной темой стало кинообразование – как начинающему режиссёру пробиться в большое кино, как выбрать учебное заведение и мастера, какие личностные качества важны для успеха в кино? Каждый мастер получил множество вопросов от слушателей, связанных с его собственными работами, историей успеха и просьбы дать рекомендации тем, кто только пробует снимать своё кино или писать кинодраматургические произведения.

15 мая прошёл онлайн-разговор с Виктором Мережко – советским, российским сценаристом, кинорежиссёром, драматургом, писателем, актёром, телеведущим, заслуженным деятелем искусств РСФСР и народным артистом России. Будучи сторонником живого общения, он попросил участников встречи включить камеры и микрофоны.

Именно сценарий является фундаментом кинопроизведения. Виктор Иванович напутствовал молодым кинодраматургам, что при выборе профессии важно не отступать от выбранного пути и продолжать развиваться, преодолевая трудности:

– Кино и драматургия – это не только интуиция, но ещё и ремесло. Этой профессии необходимо учиться. Конечно, когда вы ремеслом овладеете по-настоящему, высшие силы начнут помогать вам складывать сюжеты и вы будете входить в те «миры», о которых сейчас даже не думаете.

Виктор Иванович пишет по пять-шесть страниц текста ежедневно для создания сценария. И сравнивает кинодраматурга с хорошим спортсменом, который если оставляет занятия спортом, то деградирует. Призвания недостаточно: необходимо овладевать профессией. Виктор Мережко рассказал о начале своего профессионального пути, первых успехах и отметил, что для успешного трудоустройства нужно пробиваться своим умом и упорством. Кино – это не только искусство, а ещё и идеология.
При написании сценария необходимо учесть многие факторы, грамотно продумать конфликты и характеры персонажей:

– При написании сценария, если вы на первых трёх страницах вы не завяжете конфликт, сюжет, то дальше ничего не получится, – отметил Виктор Мережко.

Однако мало придумать, важно ещё и правильно записать свои идеи. Какой сценарий востребован на современном кинорынке: литературный или «американский»? В учебных заведениях часто преподают оба вида, чтобы полноценно развить навыки будущих кинодраматургов. В мировом кинематографе распространена американская система записи сценария, которая строится по форме пьесы и содержит диалоги и обозначения ключевых действий героев. Однако Виктор Иванович записывает свои работы в форме литературного сценария. Многие из них изданы, потому что записаны в форме прозы, хотя являются драматургическими произведениями. Он пояснил, что в отличие от драматургии, проза не предусматривает конфликтных ситуаций. В завершение онлайн-разговора Виктор Иванович ответил на вопросы слушателей.

28 мая состоялся онлайн-разговор с Александром Сокуровым – известным российским режиссёром, народным артистом России, неоднократным лауреатом отечественных и международных кинофестивалей, мастером режиссёрской мастерской в СПбГИКиТ.

Самый частый вопрос задавали о том, будет ли Александр Николаевич набирать новых слушателей в мастерскую. К сожалению, ответ мастера категоричен: другой набор он не планирует, а новых слушателей в действующую мастерскую не принимает. При этом мастер открыт для диалога на публичных лекциях и мастер-классах, поэтому у всех желающих есть возможность перенять необходимые знания и опыт у признанного режиссёра:

– Всё зависит от желания человека, насколько страстно он хотел бы учиться. Я не случайно это слово использую, потому что это очень важно. Всякое обучение – сложное, режиссёрское и художественное учение – очень сложное. Поэтому страсть, и боль, и сила – если она в вас есть, вы преодолеете всё. Велико желание – не обращайте внимание ни на какие ограничения, ни на какие условности – идите и делайте то, что вы считаете нужным.

Размышляя о том, какую киношколу будущим режиссёрам выбрать, Александр Сокуров отметил, что высшие учебные заведения в отличие от коммерческих школ, дают более полную и основательную программу, несут общественно-профессиональную ответственность. При этом в первую очередь рекомендует абитуриентам слушать своё сердце, идти к тем педагогам и мастерам, которые им интересны.
Основная трудность для начинающих режиссёров, операторов, сценаристов заключается в получении доверия крупных кинокомпаний. Как правило, сотрудничество начинается с небольших денег и заказа на короткометражную или документальную кинокартину. Бывает и по-другому:

– Если ваш дипломный фильм или курсовой уже являет собой художественный убедительный результат, и вы можете после окончания вуза обеспечить себе хорошие контакты с продюсерскими силами, телевизионными структурами. Если Вы поработаете над сценарием и так далее, и так далее. В нашей мастерской, которая была в Нальчике, работать над сценарием своей будущей жизни начинали уже на четвёртом курсе. И после окончания института при готовности сценария мы получали гранты министерства культуры и можно было уже серьёзно работать. Но это только для тех, кто не ленив и хорошо, качественно работает и учится. Качественная работа и качественное обучение избавляет от тех трудностей, о которых мы говорим, – рассказал Александр Сокуров.

Мастер согласился с распространённым мнением, что кинооператорам проще начать карьеру, чем режиссёру. Ведь ответственность за оператора-дебютанта возьмёт на себя именно режиссёр. Помогает дебютировать и современная съёмочная техника, которая упрощает работу кинооператора. Многие при выборе для себя кинопрофессии размышляют о том, чтобы начать обучение самостоятельно, отказавшись от обучения в школах и вузах. Александр Николаевич поделился, что при самостоятельном становлении велик риск допустить много ошибок и замедлить своё развитие. Режиссёры-мастера помогают своим ученикам в становлении и жизненном, и профессиональном:

– Если у вас долговременные планы, вы хотите связать с режиссурой всю свою оставшуюся жизнь, это звучит, наверное, как-то громко, то нужно думать о формировании фундаментальных навыков и фундаментального умения. По традиции, которая существует в мировой культуре и искусстве, наибольшего совершенства достигают те, кто прошёл школу. Это касается живописи, литературы, архитектуры, то есть всего. Там, где за вашей спиной есть труд, школа и систематической обучение, систематическая работа, там всегда качество результата становится необратимым, – поделился Александр Сокуров.

Также Александр Николаевич ответил на вопросы, связанные с режиссурой, взаимодействием с коллегами на съёмочной площадке, работе над сценарием, поделился опытом режиссёра и педагога. При этом можно выделить основные качества, которые помогут освоить одну из самых востребованных профессий – быть трудолюбивым, образованным и открытым для восприятия нового опыта и инструментов выражения своих мыслей.

23 июня прошла творческая встреча с Игорь Фёдоровичем Масленниковым – кинорежиссёром, сценаристом, продюсером, народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии России, президентом петербургской студии «Троицкий мост», руководителем «Высших режиссёрских курсов» СПбГИКиТ, автором книг.

Игорь Масленников сразу предупредил участников встречи, что поставит эксперимент и постарается не использовать иностранные слова.

Размышляя на самый частый вопрос – как стать режиссёром и в каком возрасте лучше осваивать эту заманчивую кинопрофессию, мастер отметил:

– Режиссура бывает разная. Бывает режиссура диктаторская, когда человек придумывает свою конструкцию, фильм и категорически настаивает на том, чтобы сделать именно так и ни в коем случае по-другому, и ни на что не соглашается. Это способ кукольного театра, когда всё зависит от основного придумщика этого дела. Есть великие режиссёры, которые являются такими «диктаторами». Но я исповедую совсем другую режиссуру – консолидирующую, коллективную. Я считаю, что хорошие режиссёры, а у меня были хорошие учителя: Григорий Павлович Козинцев, Иосиф Ефимович Хейфиц, Юрий Александрович Товстоногов, это всё люди, которые умели организовать фильм, то есть собрать хорошую группу, собрать хороших актёров, заразить их этой идеей. И с тем, чтобы все поучаствовали в этом фильме старались сделать так, чтобы им казалось, что они тоже соучастники этого дела. Вот это с моей точки зрения самая симпатичная и приветливая режиссура, которая и даёт какие-то большие результаты. Основная режиссура как раз такая. С самого начала определись для себя – кем ты хочешь быть в этой профессии: диктатором или участником интересного, общего процесса.

Ремесло режиссёра непростое и требует многих умений. Режиссёр должен уметь разбираться в человеческих характерах, объяснить персонажа актёру, а также обладать литературными способностями в написании сюжета, создании в нём интриги. Игорь Фёдорович посоветовал не браться за сценарии, в которых нет живой истории и живых персонажей, потому что необходимы настоящие характеры и порекомендовал обязательно формулировать детали истории и финал до того, как начнутся съёмки.

В продолжение встречи мастер поделился наблюдениями, что в цивилизационном мире заканчивается эра печатных книг и начинается время цифровых технологий. Со времён Древней Греции театр являлся соборным зрелищем и объединял огромное количество людей, а впоследствии эту традицию продолжил и кинематограф, особенно во времена распространения широкоформатного кино. Сегодня же многие кинозрители смотрят фильмы на экране мобильных устройств, что является совершенно другой формой киноискусства. Клиповое и рекламное мышление сделали более востребованными короткометражные фильмы.

Игорь Фёдорович поделился историями создания своих фильмов, в том числе о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе. А также подчеркнул, что для успешного кино необходимы ирония и юмор.

Факультет дополнительного образования СПбГИКиТ благодарит каждого из мастеров за проведённые онлайн-разговоры и выражает надежду на продолжение образовательных бесед в стенах вуза!

Автор: Екатерина Гатаулина

Новости

24.11.2024

Полнометражный фильм выпускника ГИКИТ «110» обсудили на «ПитерКИТе»

На фестивале «ПитерКИТ» состоялся  показ полнометражного фильма «110», ставший ярким событием в рамках конкурсной программы. После просмотра фильм был предметом оживленного обсуждения, где участники делились своими впечатлениями и анализировали смысловые слои картины. О том, как фильм задал тон разговору и какие темы привлекли внимание зрителей, рассказывает Анна Логинова, студентка группы 1423 кафедры медиакоммуникационных технологий.

 
 

24.11.2024

Фильм «110» Ильи Михеева: долгий путь к диалогу поколений

Дарья Назаренко, студентка группы 1423, погрузилась в детали фильма и поделилась своими впечатлениями. В  рецензии она освещает ключевые моменты фильма «110» .

23.11.2024

Скончался Михаил Юрьевич Левитин

С глубочайшей скорбью вынуждены сообщить, что в пятницу, 22 ноября 2024 года, нас покинул Михаил Юрьевич Левитин.

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Ольги Акоповой

Каковы тонкости организации съемочного процесса, как принимаются ключевые решения в вопросах финансирования проектов, какие возможности господдержки начинающих кинематографистов существуют в нашей стране - эти и другие вопросы студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирали на мастер-классе продюсера, руководителя контент-студии «Юг.Кино», председателя Калининградской кинокомиссии Ольги Акоповой

22.11.2024

Награждены победители Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино»

В рамках II этапа XXIV Международного Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась церемония награждения победителей Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино» и спецпоказ лучших экранизаций поэтических произведений конкурса

22.11.2024

В ГИКИТ стартовал второй этап фестиваля «ПитерКИТ»

В киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялась торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».  Всего поступило 460 заявок из 60 киношкол разных стран

21.11.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Касатова

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс учредителя студии «Location 360», локейшн-менеджера и исполнительного продюсера Сергея Касатова на тему «Работа продюсера с онлайн-платформами»

21.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Дмитрия Кабанова

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» прошел мастер-класс директора по связям с индустрией и международным B2B «Роскино» Дмитрия Кабанова «Продвижение российского кино за рубежом».

19.11.2024

Состоялся мастер-класс Оксаны Ларичевой

18 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» прошел мастер-класс проректора по воспитательной работе и художественно-творческой деятельности Оксаны Ларичевой

18.11.2024

Выпускники ГИКИТ — победители и призеры 44-го Международного студенческого фестиваля ВГИК

Короткометражный игровой фильм «Вселение» режиссера Софьи Чигировой получил ГРАН-ПРИ по итогам второго этапа фестиваля, а документальная картина «RAPA» режиссера Саши Козьмы отмечена на специальным дипломом профессионального жюри.

15.11.2024

Преподаватель ГИКИТ отмечен благодарностью Минобрнауки РФ

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий награжден благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

15.11.2024

21 ноября откроется второй этап Международного фестиваля «ПитерКИТ»

В четверг, 21 ноября, в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоится торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

15.11.2024

Фотоснимки преподавателя ГИКИТ представили публике Петербурга и Краснодара

Сразу на двух выставках – в Северной столице и Краснодаре - в эти дни можно увидеть работы преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры Аллы Никитенко

14.11.2024

29 ноября стартует студенческий форум «PRКИТ – 2024»

XVI Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

21 ноября стартует Digital Media Art Festival

Международный молодёжный фестиваль цифрового медиаискусства «DMAF» по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

Состоялся Чемпионат молодых лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

Подведены итоги конкурса, организованного Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения совместно с Федеральным агентством по делам молодежи

12.11.2024

Выпускник ГИКИТ продемонстрировал мастерство 3D-мэппинга на фестивале «Чудо света»

Тимофей Вишневский - выпускник кафедры режиссуры цифровых медиа Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - принял участие в создании архитектурного 3D-мэппинга на Инженерный домик в рамках фестиваля "Чудо Света". Мероприятие проходило с 2 по 4 ноября на территории Петропавловской Крепости

12.11.2024

ГИКИТ представили на  Минском международном кинофестивале «Liстапад»

Программу наших фильмов представила заведующая кафедрой драматургии и киноведения Светлана Ивановна Мельникова.

12.11.2024

«Они люди – так и судите же их по-человечески»: Савва Минаев о сериале «Плевако»

Состоялась премьера сериала «Плевако», где сценаристом выступил преподаватель ГИКИТ

12.11.2024

В ГИКИТ состоялось первое заседание студенческого конструкторского бюро

В рамках мероприятия было рассмотрено 5 проектов от студентов технических специальностей. Модератором встречи выступил доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов

11.11.2024

Состоялся показ фильмов Ратмира Лутфуллина

Старший преподаватель кафедры режиссуры игрового кино представил две короткометражных картины: «Малыш Сванте» (2018 года) и «Никого нет дома» (2024 год)

11.11.2024

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой покажут в Канаде

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой (мастерская Антона Кальченко) отобран на международный анимационный фестиваль Le plus petit festival d'animation au monde, который состоится в городе Хантингдон, провинция Квебек, Канада 18 января

11.11.2024

Короткометражные фильмы студентов ГИКИТ отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

Короткометражные фильмы студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентины Захаровой) отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

08.11.2024

Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы

07.11.2024

В ГИКИТ состоялся первый показ в рамках Дней документального кино Республики Сербской

Мероприятие приурочено к знаковому для вуза событию – подписанию договора о профессиональном сотрудничестве с Кинотекой Республики Сербской. Заключение документа засвидетельствовали представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета по культуре, Комитета по внешним связям, гости из Республики Сербской, Татарстана и Южной Осетии

06.11.2024

Студенты ГИКИТ посетили Москву

На днях студенты четвёртого курса мастерской Сергея Варцана и Игоря Терехова кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, в рамках прохождения творческо-производственной практики посетили студии и «киноместа» города Москвы

06.11.2024

ГИКИТ представили на I съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

Председатель совета молодых ученых, доцент кафедры аудиоизуальных систем и технологий Денис Соколов посетил I съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

06.11.2024

Представители ГИКИТ — призеры международного конкурса научных работ по сравнительному обществознанию России и Китая

Второе место заняли кандидаты исторических наук, доценты ГИКИТ Сергей Виватенко и Татьяна Сиволап с работой по новейшей истории китайских ВУЗов.

06.11.2024

Перед студентами ГИКИТ выступил управляющий директора Private Banking «Банк Санкт-Петербург» Дмитрий Аксенов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс, посвященный финансовой грамотности. Основным посылом занятия стал коммерческий потенциал творческих проектов. Организатором мероприятия выступила кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен