31.01.2020
Как найти работу в сфере кино?
Один из самых распространённых вопросов, которые задают абитуриенты при поступлении на курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации факультета дополнительного образования СПбГИКиТ касается профессионального трудоустройства в сфере кино и телевидения. Педагоги предстоящих курсов повышения квалификации поделились, как они начинали свой профессиональный путь. А в Центре содействия трудоустройству студентов и выпускников СПбГИКиТ рассказали, какие специальности востребованы на кинорынке, как искать работу в сфере кино и телевидения и какую помощь в этом может оказать наш вуз.
Преподаватель курса «Профессиональная фотография» с компанией Nikon Павел Соколов – профессиональный портретный и рекламный фотограф со стажем около 10 лет. По его словам, он решил стать фотографом ещё на третьем курсе вуза, и для этого устроился на должность администратора в фотостудию:
– Тогда я ничего не знал о профессии, просто хотел ей заниматься. Наблюдал за работой специалистов, а спустя некоторое время стал замечать, какой результат у них получается – у кого-то лучше, у кого-то хуже. Затем купил фотокамеру и начал фотографировать – по шесть часов мог снимать одну картинку до тех пор, пока она не получится.
После работы Павел оставался ассистентом на мастер-классах профессиональных фотографов из разных городов и стран, набираясь опыта – Ильи Рашапа, Марка Бонневиля, Марии Ионовой-Грибиной, Петра Ловыгина и других. Через год работы его повысили до фотографа, затем до ведущего фотографа. Следующим этапом в развитии карьеры стал переезд из Ростова-на-Дону в Санкт-Петербург. Здесь он продолжает развиваться в профессии, работая фотографом технических и имиджевых съёмок.
– Нужно поставить себе планку максимальную, до которой, возможно, не дотянешься, при этом она поможет становиться лучше. Важно найти для себя правильные ориентиры, – отметил Павел.
Также он рассказал, что знает множество фотографов-любителей, которые снимают иногда даже лучше профессиональных фотографов и не берут за работу денег. При этом бывают профессионалы разных уровней.
– Профессиональный фотограф отличается от не профессионального тем, что он делает то, что хочет клиент и его результат стабилен. Естественно, бывают ошибки, съёмка может не получиться по тем или иным причинам. Профессионал должен сделать максимум для того, чтобы результат при любых обстоятельствах соответствовал требованиям клиента, – рассказал Павел.
Взглядом на современный кинорынок поделился Евгений Малков – режиссёр-постановщик, продюсер, актёр, преподаватель курса повышения квалификации «Производство аудиовизуальной рекламы». Он закончил Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина в Лондоне, проходил разнообразные режиссёрские курсы, работал на телеканале Би-би-си в Лондоне.
Он рассказал, что западные компании, крупнейшие зарубежные и российские продюсеры, так или иначе, ориентируются на интернет. Это может быть производство кино или рекламной продукции. Евгений Малков отмечает, что речь не идёт о том, что начинающий режиссёр должен заявлять о себе посредством соцсетей, а о том, что интернет становится основой бизнеса.
Кроме того, Евгений Малков рассказал о необходимости ориентироваться на правильные ценности, читать книги и смотреть хорошее кино, в особенности для режиссёров:
– Мне кажется, что мы теряем огромный пласт культуры, заложенной в книжном наследии. Люди перестали ходить в библиотеки, читать. Перестали смотреть правильное кино. Этому нужно заново учиться. Нужно заставить и приучить себя смотреть старые фильмы с более медленным ритмом, возможно, уже непонятным молодому человеку. В этих кинокартинах масса важной информации, текста «между строк». Кинематограф самый молодой вид искусства. Практически пятьдесят лет назад в нём постоянно открывали что-то новое. Сегодня же кинематограф полон шаблонностей. С этим можно не согласиться, но спустя сто лет от своего появления, кинематограф нужно, по сути, создавать заново. Я думаю, эта задача ляжет на плечи теперешних студентов киновузов, в том числе и студентов КиТа.
Денис Егоров, педагог курса повышения квалификации «Видеомонтаж», начал свой профессиональный путь ещё студентом Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения:
– Монтировал фильмы своим однокурсникам, потом своим друзьям. После выпуска был небольшой опыт работы вторым режиссёром. Затем один из моих однокурсников позвал меня работать режиссёром монтажа сериала. А после меня выгнали из режиссёров монтажа и назначили начальником режиссёров монтажа! Сейчас работаю в коммерческой компании, которая занимается компьютерными играми.
Он отмечает, что можно получить образование самостоятельно, просматривая видеоуроки на ютубе или читая книги. При этом имеет смысл всё же получать образование, так как оно позволяет получить нужные знания гораздо быстрее. Денис Егоров рекомендует начинающим режиссёром видеомонтажа создавать портфолио:
– Нужны работы, которые могут дать представление о вашей квалификации и уровне. Для начала имеет смысл браться за любую работу. Потому что, во-первых, вы набиваете руку, во-вторых, вы нарабатываете портфолио и заказчиков. Если у вас пока нет ни того, ни другого – монтируйте нарезки из готовых видео, монтируйте домашнее видео, придите на день рождения к другу и смонтируйте видео о празднике. Чем больше практики будет, тем быстрее будете работать. Обязательно учите горячие клавиши!
Также Денис Егоров посоветовал при прохождении практики или стажировки отнестись к ней не для галочки, а серьёзно:
– На самом деле это очень важный этап в профессиональном росте. Вы понимаете рабочие процессы и заводите знакомства с профессионалами. Даже если вы не останетесь в этой компании работать, то, если у вас сложились там хорошие отношения с коллегами, вы сможете обратиться за консультацией, например. Это всегда очень полезно и может помочь в решении рабочих задач.
СПбГИКиТ помогает студентам и выпускникам в трудоустройстве. В Центре содействия трудоустройству студентов и выпускников помогут и научат искать работу: как пройти собеседование, написать резюме, сделать портфолио. Заведующий Центра содействия трудоустройству студентов и выпускников СПбГИКиТ Татьяна Маликова рассказала о специфике поиска работы в зависимости от профиля подготовки:
– Мы консультируем, как найти работу именно по той специальности, которая интересна студенту или слушателю курсов. Они благодарят нас за советы. В зависимости от профиля подготовки предлагаем разные технологии поиска работы. Инженерам, которые требуются в определённых организациях, мы предоставляем перечень потенциальных работодателей. В нашем городе их не так много. А вот рекламщики нужны везде, потому что область применения их компетенций крайне широка, – рассказала Татьяна Маликова.
На сайте вуза и в социальных сетях сотрудники Центра размещают вакансии из открытых источников, вакансии определённых работодателей, с которыми налажено сотрудничество. Иногда компании целенаправленно обращаются в Центр, чтобы найти нужных специалистов. Однако, чаще всего берут студентов на неоплачиваемую стажировку, которая позволяет получить бесценный опыт и даёт шанс трудоустроиться в компанию. СПбГИКиТ регулярно организует практику на телеканалах города и профильных компаниях: «ТБН», «Санкт-Петербург», «Петербург-Концерт», Мариинский театр, ТЮЗ, «АТК-Студио», Лендок и др. Татьяна Малкова отмечает:
– Специалистов некоторых профилей выпускает исключительно наш вуз: операторы, звукорежиссёры, режиссёры игрового и неигрового фильма. Например, профессия звукорежиссёра пользуется высоким спросом, как в киноиндустрии, так и в музыкальном и театральном профессиональном секторе.
Режиссёр – одна из наиболее популярных профессий кинематографа у абитуриентов. Татьяна Маликова рассказала, что в России ещё с середины 1990-х годов в большинстве киностудий нет вакансий штатных режиссёров, а режиссёры работают под проекты:
– Сейчас на киностудиях мало где снимают как раньше: по плану снять определённое количество кинокартин в год, со штатными режиссёрами и актёрами. Киностудии предоставляют помещение, технику, то есть ресурсы для съёмки. И к ним приходят организованными командами – такие команды набирают под проект продюсерские центры, студии, телеканалы или авторские группы. Нанимают режиссёра, оператора и других специалистов, проводят кастинг актёров… Проект закончился, и команда дружно переходит на следующий проект, если хорошо сработалась. Или специалисты расходятся и предлагают свои кандидатуры в другие проекты.
Начинающим режиссёрам после выпуска из вуза редко доверяют съёмки полнометражного фильма, необходимо себя профессионально зарекомендовать. Поэтому на первых порах они должны поработать ассистентами, помощниками режиссёра и увидеть и почувствовать профессию изнутри. Татьяна Маликова отметила, что выпускники-режиссёры обычно знают, что именно хотят снимать и у них уже есть наработанные команды. Во время обучения у студентов есть шанс пройти стажировку на телеканале:
– Приглашаем специалистов городских и федеральных телеканалов, киностудий провести различные мастер-классы о том, как правильно искать работу. Например, Ольга Разина, заместитель генерального директора по производству тематических программ и специальных проектов телеканала «Санкт-Петербург», рассказывала, что для того, чтобы попасть на телеканал нужно «зацепиться» на маленькой позиции – быть ассистентом, или снимать и даже работать в кадре, но на правах стажёра – без оплаты. На крупных телеканалах и студиях нет понятия «вакансия», а есть «лист ожидания». Если кто-то увольняется, то на его место сразу же кого-то берут. И чтобы тебя заметили, нужно себя проявить и показать. Такая практика подтверждается трудоустройством наших студентов на телеканале «Санкт-Петербург», которые сейчас там работают.
Итак, как же найти работу в сфере кино? Помните, что, как правило, работодатели обращаются для поиска кандидатов в профильные вузы, а уже на собеседовании, прежде всего, смотрят на самого человека и его компетенции. Имеет значение не только профиль подготовки, но и готовность к самому процессу собеседования и дальнейшей работе. Грамотно сделанное портфолио поможет компенсировать небольшой опыт работы, главное – не бояться трудностей и быть смелее, активно искать вакансии и создавать творческие работы!
Если вы являетесь студентом, слушателем курсов факультета дополнительного образования или выпускником СПбГИКиТ и стремитесь найти работу в области киноискусств, рекомендуем обратиться в Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников СПбГИКиТ: тел.: (812) 575-69-12, эл. почта: rabota[at]gukit[dot]ru, группа ВКонтакте: https://vk.com/gukitrabota.
Автор: Екатерина Гатаулина