04.12.2019
В СПбГИКиТ прошли фестивали «ПитерКиТ. Детское кино» и «Гранд-мастер-класс школ кинематографии»
С 1 по 30 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошли фестивали «ПитерКиТ. Детское кино» и «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» в формате дополнительной профессиональной программы повышения квалификации при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках приоритетного проекта «Одарённые дети и молодёжь – 2019». Были и открытые мастер-классы, творческие встречи и уроки для всех желающих узнать больше о кинематографе.
Мастера делились практическим опытом, давали полезные советы и раскрывали секреты своей профессии, говорили об актуальных проблемах и задачах мирового и российского кинематографа, а также пытались сделать некоторые прогнозы на будущее, ответить на вопросы о результатах конкурентной борьбы за аудиторию между кинематографом, телевидением и интернет-платформами. В программе был мастер-классы звукорежиссёра Натальи Рогинской, кинооператора Владимира Климова, продюсера Сергея Щеглова, актёра Сергея Горобченко, и многие другие. Доцент кафедры продюсирования кино и телевидения СПбГИКиТ Ксения Леонтьева прочитала увлекательнейшую лекцию о современной системе мирового и российского кинопроката. А ещё слушатели посетили лекцию киностудии «Кинополис», побывали в съёмочных павильонах и узнали в деталях, как проходят съёмки в киностудии.
Примечательно, что на каждом мастер-классе, лекции или творческой встрече была реализована возможность диалога аудитории с профессионалами киноиндустрии. Участники фестивалей были заняты практически каждый день, получая опыт и глубокие знания в мировом и отечественном кинематографе. Расскажем подробнее о некоторых других мастер-классах, лекциях и открытых уроках.
Фестиваль «ПитерКиТ. Детское кино» в этом году был посвящён детскому кинематографу и кинопедагогике. Открытие образовательной программы началось с мастер-класса о кинопедагогике заведующего кафедрой драматургии и киноведения СПбГИКиТ Светланы Мельниковой. Фестиваль «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» открыла лекция о мировом кинематографе Алексея Гусева – киноведа, члена редколлегии издательства «Сеанс», доцента кафедры драматургии и киноведения СПбГИКиТ. Он отметил важную роль образования в кинематографе:
– В целом, кинематографическое образование получать совершенно необходимо. Что значит «совершенно»? Всегда есть самородки, люди по разным причинам: от природы, от предыдущей профессии, от жизненного опыта, с почему-то поставленным глазом. Мы всегда должны иметь ввиду, что такие люди возможны, но никогда не можем рассчитывать на то, что они появятся. Это случайность, на которой нельзя строить систему.
13 ноября в Киноконцертном зале был аншлаг! Студенты, преподаватели и молодёжь пришли на творческую встречу Александра Адабашьяна – сценариста, режиссёра, художника, киноактёра, председателя жюри фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ» в этом году. Это событие проходило под эгидой Санкт-петербургского международного культурного форума. На встрече Александр Артёмович рассказал о своём пути становления как режиссёра и актёра, напутствовал молодёжь, что лучше обучаться у хорошего мастера будучи подмастерьем. И отвечал на, казалось бы, бесконечный поток вопросов аудитории.
Особенно востребованными оказались мастер-классы по режиссуре. В мастерской «ЛОФТ» российский кинорежиссёр и сценарист Николай Хомерики провёл открытый урок о разнице режиссёрского и продюсерского подходов к созданию фильмов. Режиссёр, как правило, создаёт авторское кино и выступает как художник, творец, а продюсер более заинтересован в создании коммерчески выгодных кинокартин. С точки зрения режиссёра для Николая Хомерики самое трудное – это работа с актёром:
– Режиссёров не учат работать с артистами. Иногда проще брать в картину непрофессионального актёра, который будет играть сам себя. Очень неплохо начинать карьеру с документальных фильмов, даже если хочешь снимать игровое кино.
Участники открытого урока задавали различные вопросы про монтаж, звукорежиссуру и стажировки в крупных кинокомпаниях. Николай Феликсович ответил на все вопросы и отметил, что сейчас с развитием техники и технологий появляется больше возможностей для создания фильмов.
В другой день режиссёр Юрий Быков на творческой встрече поделился своим взглядом на кино. Вместе с аудиторией он постарался найти ответ на вопрос: «кино – искусство или деньги?». Юрий Быков рассказал, что кино бывает коммерческим и авторским, и режиссёр сам решает, что ему важнее. Да и выбор поменять тоже можно.
Кинорежиссёр Игорь Масленников провёл открытый урок «Режиссура в историческом контексте». И сразу же отметил, что мы живём в смену эпох. Эпоха книгопечатания, которая началась с момента изобретения И. Гутенбергом печатного станка в середине 15-го века в 21-м веке сменяется эпохой интернета. Как это влияет на кинематограф? Кино предполагает собрание людей в кинозале, а теперь фильм часто смотрят в интернете с экрана смартфона. По мнению Игоря Фёдоровича, это не самая позитивная тенденция, так как кинематограф развивался для массового показа, даже появилось широкоформатное кино, а теперь другая мода:
– Великий кинематограф превратился в наблюдение «спичечной коробки»!..
Тем не менее, мастер отметил, что зритель всё равно хочет смотреть видео, сопереживать героям историй, поэтому на будущее кинематографа смотрит оптимистично.
Говоря о современном кинематографе сложно обойти стороной анимационные фильмы. Серию занятий по анимации провели художник-аниматор Владимир Ефимов, мультипликатор Евгения Жиркова, режиссёр-мультипликатор Антон Верещагин. На творческой встрече он рассказал, что профессия режиссёра анимации претерпевает изменения:
– Режиссёр анимации сегодня не создаёт мультфильмы, а создаёт целые вселенные.
Взгляд у специалистов на профессию в некоторых моментах различается. По мнению Антона Верещагина, для современной детской аудитории в анимационных фильмах необходима тщательная детализация изображаемого мира и допустимо создание персонажей со сложными характерами, которые сочетают в себе как положительные, так и отрицательные черты. Евгения Жиркова на мастер-классе отметила, что ребёнку в мультфильмах важно пояснять, что такое хорошо, а что такое плохо, поэтому персонажи должны быть однозначными. В мультфильмах для детей желательно использовать спокойные цвета и комфортный монтаж, чтобы не раздражать детскую психику. Она рассказала, что взрослые и дети реагируют на расположение цветовых пятен на экране. Именно поэтому в анимационных фильмах важно искать композицию, словно создавая живописную картину. Ведь даже визуальный ряд имеет ритм, оказывая психологическое влияние.
Особо следует отметить круглый стол «Тенденции развития современного кинообразования, обсуждение практического опыта по киновоспитанию детей и молодёжи» в рамках фестиваля «ПитерКиТ. Детское кино». Ведущими круглого стола стали Алина Волкова – продюсер, сценарист, преподаватель Кинотеатральной школы «Кино Класс», Власта Арно – кинорежиссёр, продюсер, основатель и преподаватель Международной киношколы «Синема», Виктория Кот, Евгения Клёнкина – представители проекта «Кинопрактика СПбГИКиТ» в детском оздоровительно-образовательном центре «Маяк» и Оксана Рябухина – руководитель медиацентра Всероссийского детского центра «Смена». На круглом столе ведущие обсудили различные педагогические подходы.
– Кинообразование сейчас по-настоящему важно, как умение читать и писать, – отметила Власта Арно.
В завершение круглого стола спикеры отметили, что кинообразование является необходимым для развития детского кинематографа и формирования высокопрофессиональных специалистов в области киноискусства. О том, как снимать детское кино и работать с актёрами-детьми рассказал актёр, доцент кафедры актёрского мастерства СПбГИКиТ Андрей Носков.
В этом году на Фестивали СПбГИКиТ пригласил иностранных спикеров. Специалист по монтажу Винсент Дево провёл крайне содержательный мастер-класс по анализу монтажных решений, рассмотрев различные приёмы на примере фильмов «Война и мир» С. Бондарчука (1965), «Солярис» (1972) А. Тарковского и других.
В особой атмосфере прошли уроки итальянского режиссёра Массимо Гульельми. В рамках фестиваля «ПитерКиТ. Детское кино» на творческой встрече он рассказал о режиссуре детского и семейного итальянского кино. Многие шедевры итальянского кино – это фильмы о семье и семейных отношениях. А на мастер-классе в рамках фестиваля «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» он освятил современные вопросы развития итальянского кинематографа. По словам мастера, в итальянском кино больше развита командная работа. В Европе и США, в том числе в России кино может создаваться в одиночку. Массимо Гульельми начал мастер-класс с разговора о художнике эпохи Возрождения – Джотто ди Бондоне. Понимание художника как творца, а не строителя, родилось в 15-м веке. И тогда же возникла система обучения детей живописи у мастеров. Массимо отметил, что в кинематографе действует та же система – начинающие режиссёры учатся у мастеров режиссуры, и, получив свой практический опыт, сами становятся учителями. Мастер отметил, что кино – это вопрос не просто формы, а содержания и добавил:
– Ты должен очень много работать изнутри, чтобы почувствовать необходимость выразить себя.
Также Массимо поделился наблюдением, что многие заблуждаются, полагая, что в кино главное – изображение:
– На самом деле кино – это брачный союз изображения и звука.
В завершение мастер-класса мастер пригласил всех желающих на его режиссёрский курс в Санкт-Петербурге от школы Cinemaestro, который пройдёт в январе. Каждый участник курса обязательно примет участие в съёмке общего фильма о городе белых ночей, пробуя разные кинопрофессии: оператора, режиссёра, сценариста, продюсера и т.д. Занятия будут проходить на русском языке.
Фестивали «ПитерКиТ. Детское кино» и «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» завершились круглым столом. Круглый стол фестиваля «Питеркит. Детское кино» прошёл в форме питчинга. Слушатели защитили проекты своих короткометражных, полнометражных, многосерийных и анимационных фильмов как для телеканалов, так и интернет-платформ. Жюри питчинга выступили педагоги СПбГИКиТ и специалисты кинематографии. Многие слушатели впервые участвовали в питчинге! Это волнение, эмоции и переживания, и несомненно – практический опыт защиты проекта своего фильма, полезные замечания жюри по преимуществам и недостаткам проделанной работы. На круглом столе «Кинематограф и кадры» фестиваля «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» ведущие – профессиональные представители киноиндустрии и слушатели обсудили современное кинообразование и подготовку кадров в области кинематографа в России.
Насыщенное обучение, богатые ценными знаниями встречи с известными российскими и иностранными деятелями киноискусства, новые знакомства стали толчком для развития слушателей и участников Фестивалей.
Факультет дополнительного образования желает выпускникам фестивалей «ПитерКиТ. Детское кино» и «Гранд-мастер-класс школ кинематографии» творческих и профессиональных успехов!
Екатерина Гатаулина