01.12.2019
Киноклуб «Иона в КиТе» вновь открыл свои двери
26 ноября Киноклуб «Иона в КиТе» собрал многих студентов для просмотра и обсуждения драмы, комедии Йоса Стеллинга – «Душка», снятый в 2007 году по совместному с Хансом Хеесеном сценарию. «Душка», номинированная Нидерландами на «Оскар», российскому зрителю покажется особенно близкой
В главной роли — Сергей Маковецкий. На пороге квартиры голландского сценариста и кинокритика Боба (Жен Бервуц) внезапно появляется нечто. Вислоухая шапка, несуразный плащ, потрепанный чемодан, слеза в глазу. «Душка!» — тычет он себя в грудь. Собственно, это все, что может сказать иностранец. С трудом Боб вспоминает мимолетную встречу на кинофестивале в каком-то русском городе. Эта история - не линейное кино о взаимоотношении двоих, отнюдь. Это притча, метафора, путь человека наискосок, точнее, вкривь и вкось, по пути к тому, чего никто из живущих не минует. Стеллинг рассказал грустную, но местами неимоверно смешную историю человеческой души.
Гости киноклуба обсудили уникальность экранизации Йоса Стеллинга, ведь его работа «Душка» - построена на использовании минимального количества диалогов.
Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом.
Своими мыслями касательно фильма поделился доцент кафедры режиссуры телевидения СПбГИКиТ Сергей Витальевич Потемкин:
– Мне близка высказанная Александром Антонюком идея, что персонаж Душка – своего рода совесть главного героя, которая в конце концов приводит его к изменению, переосмыслению сложившихся ценностей. Так что по форме фильм – это абсурдистская притча. В картине я не увидел отчетливо выраженной религиозной мысли, хотя сам Йос Стеллинг является верующим человеком, католиком. Вспоминаю его шутку на фестивале в Киеве. Он говорил, что самые лучшие режиссеры в мире – католики. Потому что хороший режиссер должен быть хорошим обманщиком, а католики, по словам Стеллинга, - «самые большие обманщики». Пусть только не обижаются на меня католики, ведь это сказал режиссер-католик. Думаю, и нам не стоит обижаться на сатирический, гиперболизированный показ нашей действительности. Таков стиль этого мастера.
Впервые мероприятие посетили также студенты первого курса ФТДиТ, они не остались в стороне и поделились своими впечатлениями о нём.
– Было интересно посмотреть на что-то, кардинально отличающиеся от всего того, что видели раньше. Фильм во много непонятен, получилось много пробелов в сюжете, но это интересный опыт. Здорово пробовать новое и еще лучше, когда увиденное заставляет поразмышлять на новые темы, – рассказала Алина Герасимова, 1 курс ФТДиТ.
– Я услышал много умных и любопытных для себя вещей, не относящихся к фильму, но относящихся к жизни в целом. Фильм – это целая история, которая оставляет много вопросов и даёт мало ответов, это явно необычный опыт, я смотрел много кинокартин, но эта сильно отличалась от них. В ней было минимум диалогов, что уже создавало сильный диссонанс с тем, что я смотрю. Герои выросли в течение всего фильма, и от этого получаешь удовлетворение, ещё бы финал не оставлял так много вопросов и был бы не таким завуалированным - было бы ещё лучше, – подчеркнул Даниил Кадочников, 1 курс ФТДиТ.
Фильм «Душка» нельзя понять сразу, нахрапом. Точно так же, как нельзя перестать думать о нем после сеанса (впрочем, данное утверждение относится к тем людям, которые любят кино как вид искусства). Его обсуждение было весьма интересным, каждый гость смог поделится своими мыслями и впечатлениями.
Киноклуб «Иона» всегда рад своим зрителям и с нетерпением ждёт следующих встреч!
Фото: Елизавета Синюткина, ФТДиТ
Текст: Александра Еганова, ФТДиТ