18.11.2019
Владимир Климов: «Я вижу, как престиж профессии угасает по всем пунктам, и это очень тревожно. Вам нужно за неё бороться!»
17 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «Гранд- мастер-класс школ кинематографии» при поддержке Министерства культуры РФ прошел мастер-класс кинооператора, режиссера, заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Михайловича Климова. Он рассказал, как пришел в кинематограф, поведал об особенностях работы кинооператора, поделился собственными приёмами съёмок, а также ответил на вопросы гостей
Творческая встреча с кинематографистом вошла в программу 19 Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ», который проходит в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.
В современном мире обычный человек при просмотре фильма вряд ли обратит внимание на состав съёмочной группы; зачастую его интересуют лишь те, кто находится в кадре. Поэтому работа кинооператора становится недооценённой или же вовсе незамеченной, что в корне неправильно, ведь именно оператор отвечает за красоту и качество картинки, которую человек увидит на экране, именно оператор является «глазами» зрителя.
Владимир Климов рассказал о своей творческой деятельности во время учёбы во ВГИКе (мастерская Б. Волчека), а также поделился тем, что больше всего гордится наградами за лучшую операторскую работу, дважды подряд полученными именно во время обучения в институте.
В рамках мастер-класса Владимир Михайлович продемонстрировал отрывки из снятых им фильмов и в деталях рассказал о технической стороне съёмок того или иного эпизода, также спикер выразил свои опасения о будущем профессии:
– В последнее время возникает такое ощущение, не хочется называть это катастрофой, но это, определенно, острая проблема, заключающаяся в снижение престижа профессии, её значимости, заметности в кино. Она всегда была лишена громкой славы, но сейчас идёт какой-то резкий спад. Отчасти это вина самих операторов: очень мало тех, кто выступает за профессию, таких людей – единицы, остальные сидят по углам и вставляют-вынимают объективы. Но есть причины и другие, объективные. С приходом цифровой техники операторы постепенно начинают отказываться от того, что является их прерогативой и авторством, то есть от света, светописи. И всё больше и больше операторы вынуждены подчиняться тому свету, тем интерьерам, в которые они попадают. Я не говорю, что это некрасиво, но вымывание личностного момента теперь происходит непрерывно. Одинаковость сейчас висит над профессией и она её уничтожает.
Владимир Климов акцентировал внимание на том, что хороший оператор не должен задумываться только о качестве техники, а должен продумывать, как выразить эмоциональный ход картины, как это заснять; должен уметь снимать не то, что видит, а то, что видит внутри себя, некий воображаемый образ; должен уметь говорить «нет» и отстаивать свое видение картины при съёмках.
В течение мастер-класса Владимир Михайлович активно отвечал на вопросы студентов, касающиеся его профессиональной деятельности. В конце мероприятия пожелал им быть стойкими и продолжать бороться за профессию, а студенты поблагодарили его за интересную беседу.
Текст: Полина Лебедева
Служба информации СПбГИКиТ