10.11.2019
Будущие актеры постигают Ибсена. «Пер Гюнт» в исполнении студентов мастерской А. Я. Алексахиной
Мастерская народной артистки РФ, известной театральной и киноактрисы Анны Яковлевны Алексахиной уже имеет свой репертуар. За три года ее педагоги подготовили целых 5 спектаклей – разных стилей и жанров, с разными задачами и художественными принципами их воплощения
Пластический спектакль «Что это было» (постановщик доцент кафедры актерского мастерства М.В. Пахомов), яркие постановки по Пушкину и Бунину (режиссер доцент Т. В. Павловец), возникшие в результате занятий по сценической речи… Это первые достижения юных актеров, которые сразу были воплощены в сценическую форму и неоднократно игрались перед публикой. А иначе актера воспитать нельзя – он растет только вместе с дыханием зрительного зала, со зрительскими реакциями.
Первой крупной формой стал спектакль «За гранью кино», который был поставлен на сцене киноконцертного зала на Бухарестской, 22. Он уже неоднократно игрался, прибрел преданных поклонников и почитателей. В этой постановке причудливым образом соединились театр и кино. С огромного экрана прямо на сцену, после показа отрывков из культовых картин прошедшего и нынешнего веков, словно сходят знаменитые актеры, увиденные и воплощенные, перевоссозданные современными ребятами. Эта перекличка прошлого и настоящего, вчерашнего дня и сегодняшнего рождает удивительное ощущение мира Искусства, в котором рождаются яркие и эксцентричные, психологически острые и глубокие, узнаваемые и совершенно новые, свежие, мощные образы…
И вот – снова премьера! На сей раз в аудитории, в актерском классе, который на два с половиной часа становится сценической площадкой, маленьким театром. Режиссер спектакля С.К. Каргин, ученик легендарного Л.А. Додина, постановщик многочисленных спектаклей в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Токио, неслучайно выбрал столь сложный для студентов материал. «Пер Гюнт» Ибсена – нечастый гость на драматической сцене. Многие режиссеры не рискуют воплощать этот драматический материал, потому что в нем множество загадок и неясностей. Это одна из самых важных пьес для Ибсена – революционера в драматургии XIX века, родоначальника новой драмы. Режиссер рискнул выйти в зону абсолютного поиска – и не прогадал.
Спектакль мастерской А. Я. Алексахиной посвящен молодому поколению. Молодому человеку, который ищет себя, многократно ошибается, падает и встает, набивает шишки, попадает то к троллям, которые обращают его в свою веру, то в сумасшедший дом…
На заднике сцены – полки с книгами, связанными веревками, словно для переезда. Во втором акте актеры вынесут их на авансцену и заговорят со зрителями на всех языках мировой драматургии: на огромных котурнах, в белых хитонах, они прочтут монологи героев на английском и греческом, французском и немецком, азербайджанском и грузинском – да будто бы на всех языках! Словно одна мировая душа (вспомним «Чайку Чехова!) объединит в этот момент все духовные поиски человечества…
А в первом действии молодые актеры проявят чудеса пластического и мимического преображения, владение приемами театра кукол, тонкой школой психологического проникновения в образ. В спектакле господствует яркая театральность, в которую вложено глубокое философское содержание.
При минимуме декораций, костюмов и грима – максимум актерской отдачи и изобретательности. Это подлинно студенческий спектакль, в котором актеры еще не знают о том, что нужно беречь себя и свои силы, не исчерпывать себя, что называется, до дна. Здесь всё – как в последний раз, на разрыв аорты.
В «Пер Гюнте» занято сразу три состава. Это три постановки с разными тонами и полутонами. Непохожие друг на друга Пер Гюнты (Дмитрий Хасанов, Кирилл Якушенко и Даниил Колотов) в силу своей актерской природы создают и уникальную атмосферу, ритмы, порой даже смыслы. Есть резон посмотреть три версии Ибсена, чтобы понять, сколько же ребята вложили сюда сил и таланта вместе с постановщиком спектакля… И насколько глубока и необъятна художественная мысль Ибсена.
Мастерская А. А. Алексахина работает над следующей постановкой. Пожелаем же ребятам удачи!
Зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор
С. И. Мельникова