14.10.2019
Уверенная позиция сценарной школы СПбГИКиТ на мировом конгрессе
С 7 по 11 октября 2019 года впервые в России прошел конгресс интернациональной ассоциации школ кино и телевидения CILECT 2019. Эта международная организация была основана в Каннах в 1954 году. На сегодняшний момент она включает в себя 180 киношкол из 65 стран, объединяющих более чем 9 тысяч педагогов, которые ежегодно обучают около 55 тысяч студентов. CILECT стремится развивать и продвигать новейшие стандарты образования, исследования и формы обучения кино и телевидения путем создания и организации международных и региональных форумов для обмена художественными, педагогическими, методологическими и управленческими практиками всех своих членов.
Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения (СПбГИКиТ), который давно и плодотворно сотрудничает с CELECT, в этом году в Москве представляла кафедра драматургии и киноведения. В рамках научной секции, посвященной новейшим преподавательским методикам сценарного и режиссерского мастерства, П.М. Степановой, которая руководит магистерской программой по направлению подготовки «Драматургия», был представлен доклад «Структурные построения восточных теорий развития действия как новое поле для создания сценария».
Модераторами секций выступили всемирно известные деятели кино: Герман Ван Эйкен - кинематографист, получивший множество наград и имеющий опыт работы в области написания сценариев, продюсирования и режиссуры, и Рауль Лопес Эчеверриа, являющийся представителем UG в FEISAL (Федерация исламских и американских латиноамериканцев), писатель, режиссер и редактор, лауреат Нью-Йоркского международного кинофестиваля «The Door» и кинофестиваля Biarritz Amérique Latine (Доминго) и др.
Научную часть конференции «Dramaturgy & Media. Сhallenges& prospects of interaction» («Драматургия и медиа. Проблемы и перспективы взаимодействия») открыли хедлайнеры: киносценарист и опытный педагог Ю. Н. Арабов с докладом «Антиформат: Современность и перспективы», а также Л. Манович, один из лидеров теоретический цифровой культуры, с докладом «Как посмотреть один миллион фильмов». В 2014 году этот лектор был включен в знаменитый список «50 наиболее интересных людей, строящих будущих».
Среди докладчиков - Юй Ран, доцент факультета телевидения Китайского университета связи, председатель «Лаборатории Студий Теней» и координатор «Программы международных семинаров профессоров». Именно он был награжден премией «CILECT Teaching Award 2019 - Многообещающий молодой учитель»; Ник Пауэлл, создавший Virgin Records с Ричардом Брэнсоном. За десять лет из небольшой компании им удалось вырасти в организацию с многомиллионными оборотами. В то время как Ник был директором известной британской Национальной школы кино и телевидения (NFTS), студенческие фильмы, созданные под его руководством, получили многочисленные премии BAFTA и номинации на премию Оскар. Бывший председатель Европейской киноакадемии, кинокомитета BAFTA и Chevalier dans lordre des arts et Lettres., а также многие другие. Как видно, участники конгресса известны и влиятельны во всем мире.
И в этом контексте доклад доцента нашего института прозвучал не просто весомо, но оригинально и инновационно. Он был посвящен взаимодействию сценарных структур разных культур. В российской практике и теории создания драматургического произведения (пьесы или сценария) основой становится структура, обозначенная в «Поэтике» Аристотеля. На этапах производства фильмов и сериалов в современной практике доминируют разработанные американскими исследователями структурные построения, например, парадигма С. Филда, пятичастная структура Р. Макки, «путешествие писателя» К. Воглера. Интернет-культура максимально расширяет рамки восприятия современного зрителя. Возможность увидеть практически любой визуальный контент из любой точки мира почти сразу после официальной премьеры создает поле новых коммуникаций и ставит проблемы взаимодействия различных драматургических структур. И зритель, и создатель кинопроизведения обретают опыт межнациональных и межкультурных связей, драматические структуры начинают меняться под воздействием различных «структур мышления».
Именно поэтому учить сценарному мастерству, опираясь только на аристотелевский аппарат через американские трактовки, сейчас уже недостаточно. Важным в процессе обучения сценарному мастерству может стать изучение и использование на практике маркеров других драматургических теорий существующих в мире. Отличные от Аристотеля индийская «Натьяшастра», китайский трактат «Истоки грушевого сада» и японский текст «Предание о цветки стиля» содержат не только новые для сценариста приемы, аспекты проблематики и структуры развития действия, но помогают точнее понять уже созданные в восточной культуре фильмы. Слияние и взаимопроникновение российской, европейской, американской и восточной теории драматического развития может стать уникальным плацдармом для формирования новых структурных и жанровых аспектов в современной практике написания сценария.
В этом смысле выступление представителя СПбГИКиТ было признано абсолютно новаторским. После доклада модераторы выразили удивление по поводу того, что подобные методы и способы создания драматургической конструкции возможны в принципе, и оценили оригинальность подхода, предъявленного в докладе доцентом Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Доклад вызвал также позитивные отклики многоуважаемой аудитории и интерес у многих ученых мира: так, Юй Ран (Китай) с удивлением узнал о том, что структура китайской драматургии не просто учитывается, но продуктивно используется Санкт-Петербургской школой. А Ник Пауэлл признал, что подобный подход он встречает впервые и хотел бы поподробнее с ним ознакомиться для дальнейшего внедрения в собственную практику.
На конгрессе прозвучала мысль о том, что данная теоретическая основа, оригинальная и инновационная по своей сути, уже успешно претворена в процессе реализации основных образовательных программ «Драматургия», а также многих других в СПбГИКиТ: именно так обучаются студенты в творческих мастерских в рамках проектного подхода, реализуемого в нашем институте последние семь лет, что уже дает практические плоды.
И вот один лишь пример. Выполненный с использованием восточных структур сценарий студента-драматурга Р. Вербило лег в основу фильма «Мадожа» в постановке студентки-режиссера А. Буава. К съемочной группе после удачно проведенных питчингов присоединились студенты – будущий звукорежиссер Е. Завгороднев, оператор А. Рыженков, группа продюсеров. В главных ролях выступили будущие актеры мастерской Л.П. Мозгового В. Гудкова, А. Подколзин, А. Башкирова, В. Евтухов. В результате фильм, созданный усилиями студентов всех кинематографических специальностей и направлений подготовки, стал лауреатом известного Международного кинофестиваля «Global India International Film Festival»…
Участие нашего докладчика в Конгрессе интернациональной ассоциации школ кино и телевидения CILECT укрепило позиции СПбГИКиТ как современной, инновационной и востребованной школы подготовки будущих кинематографистов.
С.И. Мельникова, зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор,
Н.Н. Шибаева, доцент кафедры драматургии и киноведения.