15.10.2019
Новые спектакли будущих актеров кино и театра. «Скамейка»: от лирики до сатиры
В СПбГИКиТ в этом году состоялся первый выпуск актеров. Он завершился целой серией дипломных спектаклей и заметными ролями наших выпускников в кино
На подходе следующие курсы. В КиТе сформировался целый актерский корпус – это и отдельное здание, и профессиональный педагогический и студенческий капитал. Редкий фильм наших режиссеров и операторов обходится без КИТовских артистов… И это подтверждает целесообразность проектного подхода, который взят за основу обучения будущих деятелей кинематографа в СПбГИКиТ.
Премьера «Скамейки» состоялась в прошлом учебном году. Она поставлена на третьем ныне актерском курсе под руководством заслуженного артиста РФ Е. Р. Ганелина. Над постановкой упорно работала вся мастерская – великолепные театральные педагоги М. Г. Бычкова, Е. А. Иванов, М. В. Кораблева и М. Р. Пахомов. Ее основой стал неожиданный материал – карикатуры Херлуфа Бидструпа, датского художника-карикатуриста прошлого века, автора 5 000 рисунков, изданных в свое время в СССР. По сути, для нынешнего поколения это - ожившие комиксы.
Спектакль родился, как это обычно бывает в театральной школе, во время занятий по актерскому мастерству. На младших курсах выбирается материал, лишенный психологической глубины (в нее пока не проникнуть!), но наполненный точными наблюдениями над детьми и взрослыми, ситуационными поворотами, а выполнены они яркими локальными красками.
«Скамейка» лишена слов, она решена пластически и музыкально. А разве нужны слова, когда дети уморительно лопают мороженое, а потом раскатывают по сцене на воображаемых коньках, дворник, он же по совместительству ангел с крыльями, мирит барышню и хулигана? На сцене дети и старики, художница и поэт, пьяницы-самоубийцы и даже вампир. Все по-своему смешные и забавные, яркие и контрастные, иногда очень точные по попаданию в человеческий тип или характер.
Сценок множество, персонажи комиксов – с набеленными лицами, индивидуальным характером сценического движения. Перед нашими глазами предстает весь спектр комического – лирика, юмор, сатира и даже сарказм.
Опытная театральная публика знает: крайне трудно без слов держать внимание зрительного зала. Но на помощь приходят звуки. Справа от зрителей на сцене восседает целая команда «саунд-дизайнеров»: они свистят, квакают, скрипят, жужжат, мычат, имитируя самые разнообразные звуки… Исполнители сменяют друг друга, когда приходит их очередь выйти на сцену. Это прекрасная практика для будущих актеров – именно так они будут работать на озвучании анимационных фильмов и на дубляже иностранных картин.
Смотреть именно на них – особенное удовольствие: они вовсю играют вместе с героями сценок, жестикулируют, иногда чуть не падая с табуреток. Эта команда создает особую атмосферу и своеобразно закольцовывают сценическое действие.
На большом экране – анимация, призванная расширить сценические горизонты и напомнить нам о мире визуальных искусств.
Спектакль начинает и заканчивает важный персонаж – это Дворник с периодически оживающей метелкой. Именно он найдет на скамейке запыленный альбом с карикатурами, которые внезапно оживут. Он же и завершит эту историю, и все эти смешные и лирические персонажи уйдут в историю карикатур Бидструпа. Только перед уходом подарят два прекрасных танцевальных финала, и зрительный зал взорвется аплодисментами.
Приглашаем зрителей на спектакли кафедры актерского мастерства. Следите за нашей театральной рекламой!
С. И. Мельникова,
зав. кафедрой драматургии и киноведения,
доктор искусствоведения, профессор
Служба информации СПбГИКиТ