Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

28.10.2019

Картина Александра Маркова «Наша Африка»

Картина Александра Маркова «Наша Африка» посвящена  истории отношений СССР с 17 африканскими государствами с 1960-х по 1990-е, смонтированной из советских документальных пропагандистских фильмов.

1960-е годы во многом стали определяющими для противостояния капиталистического и социалистического лагерей в Холодной войне. Обе сверхдержавы, СССР и США, которые декларировали идеалистические цели (одна — строительство нового мира, другая — борьбу с диктатурой), почти синхронно продемонстрировали империалистическую изнанку своей политики.

Десятилетие прошло под знаком Вьетнамской войны и запаха американского напалма, но его кульминацией стала «Пражская весна», которая показала лицо социализма, и вовсе не человеческое. Великое противоборство идеологий стало навязчиво напоминать банальный передел сфер влияния в духе XIX века. И, возможно, решающее репутационное поражение нанесли советскому проекту его собственные вожди. Судорожно схватившись за взволнованную Чехословакию, они похоронили под танками не только сотню чехов, но и веру западных интеллектуалов в то, что СССР мог стать авангардной альтернативой их собственной политической системе.


Таков европейский фон событий, показанных в фильме Александра Маркова «Наша Африка». Смонтированный из кадров 60 советских документальных лент, он рассказывает историю советско-африканского «романа» — от обретения независимости 17 государствами этого континента в 1960 году, прозванном «годом Африки», до распада самого СССР в 1991-м.

Все эти фильмы были пропагандистскими, и в рамках традиционного позитивистского подхода к истории, пытающегося отыскать подлинные факты и выявить объективные тенденции, не имеют особой ценности как исторический источник. В лучшем случае удается увидеть некоторое противоречие между бравурными идеологическими посылами авторов этих лент и сложными эмоциями людей, невольно пойманными камерой. Но попытка определить, что на самом деле думали и чувствовали люди, по выражению их лиц сама по себе слишком сильно смахивает на спекуляцию.

Современные постколониальный и деколониальный подходы помогают лучше понять информационную ценность пропаганды. Советские дикторы иронизируют над уверенностью западных правительств в том, что те «даровали» бывшим африканским колониям независимость, то есть над тем, что они до конца относились к Африке исключительно как к объекту приложения собственной власти. Драма в том, что сам СССР тоже отказал новым «друзьям» в субъектности.

Вот советские геологи обучают африканцев искать полезные ископаемые. Вот советские врачи проводят первые вакцинации среди местного населения. А советские учителя учат русскому языку. Достижение — это когда СССР удается сделать Африку похожей на него.

С точки зрения Мадины Тлостановой, пожалуй, главного российского адепта деколониального подхода, едва ли не главная историческая драма России (и ее соседей) состоит в том, что она стала имперской метрополией, сама при этом чувствуя себя периферией западной цивилизации. В результате она «заняла догоняющую позицию, а также обросла целым рядом психологических тревог, шизофреническими коллективными комплексами, идеологией осажденного лагеря» и «проецировала собственные комплексы неполноценности на свои неевропейские колонии на Кавказе и в Центральной Азии, пользуясь самопровозглашенной ролью реформатора и цивилизатора».

Африка никогда не была колонией СССР, и новым африканским элитам приобщение к советскому проекту обещало стремительную модернизацию и вход в «первый мир» сразу из «третьего», минуя «второй». Это принципиальное отличие от Восточной Европы, которой Россия никогда не обещала дать того, чего бы у нее уже не было.

Но поцелуи генсеков с президентами сменяются в «Нашей Африке» сначала дружескими встречами советских военнослужащих, а потом стрельбой, взрывами и горящими африканскими деревнями. Проблема в том, что, провозгласив себя мировой державой нового типа, Советский Союз так никогда и не разорвал с дореволюционной имперской традицией. А она была заточена как раз на соревнование с Западом — и все остальное было лишь функцией от этой глобальной цели. В какой-то степени это навязчивое стремление даже усилилось, поскольку сама господствующая идеология СССР, марксизм, была западного происхождения. Возможно, поэтому и Африка была обречена стать очередным полем битвы двух систем.

Фильм называется «Наша Африка», и отсылка к «нашему Крыму» не случайна. В российском пропагандистском дискурсе конкурируют две мотивации присоединения полуострова. Одна отсылает к восстановлению «русского мира» и защите «своих», другая — к противодействию НАТО и Америке, которые якобы готовились изгнать из Крыма российский флот и превратить его в своей форпост. Чем дальше, тем активнее геополитическое обоснование выходит на первый план, и кажется, что именно им следует объяснять действия российских властей в 2014 году. В «нашей Африке» геополитическая игра закончилась войной всех против всех.


Проблема в том, что хорошего сценария не видно. Как показывают события последних десятилетий, ни один из крупных регионов, освободившихся от имперской опеки, не смог спокойно пережить уход первого поколения постколониальной элиты. Везде это привело к нестабильности, войнам, иногда к геноциду. За «нашей Африкой» последовал Ближний Восток. Кто следующий на очереди — Средняя Азия?

Левые сторонники деколониального подхода винят во всем колонизаторов и призывают отказаться от представлений о едином мире и универсальном пути развития: ведь фрустрация по поводу несоответствия этому пути и провоцирует насилие. Но точно ли в этом причина? Не приведет ли отказ от этой идеи просто к окончательной реставрации древних форм угнетения, помноженных на новые технологии? Все-таки в «нашей Африке» (а до этого в «не-нашей», то есть в принадлежавшей Западу) хоть какое-то время не воевали.


http://kombankdvorana.rs/nasa-afrika

Новости

17.12.2024

Прошел показ учебных фильмов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

17.12.2024

Показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

12 декабря прошел показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"!

16.12.2024

Выпускник ГИКИТ награжден престижным призом

Фильм выпускника Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения режиссера Ильи Михеева «110» признан победителем в номинации «Лучшая игровая полнометражная картина» на престижном кинофестивале «Мост», состоявшемся на базе академии творческих индустрий «Меганом» арт-кластера «Таврида».

13.12.2024

Творческая встреча с Константином Сергеевичем Лопушанским во ВГИКе

Режиссерский факультет ВГИКа провел творческую встречу с кинорежиссером и профессором СПБГИКиТ Константином Сергеевичем Лопушанским 4 декабря 2024 года. 

12.12.2024

Питчинг проектов мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой

5 декабря состоялся питчинг первых курсовых работ студентов

12.12.2024

Питчинг проектов первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой

5 декабря прошёл питчинг проектов первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой.

15.11.2024

Фильм «Пошла бабушка в аптеку» получил заслуженное признание

Дипломный фильм выпускников ГИКИТ завоевал Гран-при на Международном кинофестивале «ZILANT»

15.11.2024

Фильм студентки ГИКИТ покажут на Международном фестивале в Кувейте!

Игровой фильм «Куда приходят папы» (режиссёр Дарья Ольшевская, мастерская Виктора Татарского, 4 курс) отобран на международный кинофестиваль AIU Kuwait International Film Festival.

15.11.2024

Показ двух короткометражных фильмов старшего преподавателя кафедры режиссуры игрового кино Ратмира Лутфуллина

8 ноября прошёл показ двух короткометражных фильмов старшего преподавателя кафедры режиссуры игрового кино Ратмира Лутфуллина.

15.11.2024

Благотворительный показ и обсуждение фильмов мастерской Виктора Васильева и Валентина Захарова - "Нойды: Северные Ведьмы" и "52 Герца"

20 ноября в 18:30 состоится благотворительный показ и обсуждение двух фильмов из мастерской Виктора Васильева и Валентина Захарова - "Нойды: Северные Ведьмы" и "52 Герца"!

11.11.2024

Состоялся показ фильмов Ратмира Лутфуллина

Старший преподаватель кафедры режиссуры игрового кино представил две короткометражных картины: «Малыш Сванте» (2018 года) и «Никого нет дома» (2024 год)

31.10.2024

Сегодня День рождения у Дмитрия Месхиева

На календаре радостная дата. 31 октября исполняется 61 год профессору кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, режиссёру, продюсеру, сценаристу, театральному деятелю, члену Европейской киноакадемии и Российской академии кинематографических искусств «Ника», Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Дмитрию Месхиеву

22.10.2024

Показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Вячеслава Сорокина и Сергея Ражука «НАВЫКИ ЭМПАТИИ».

26 сентября в ККЗ ГИКИТ состоялся показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Вячеслава Сорокина и Сергея Ражука «НАВЫКИ ЭМПАТИИ».

22.10.2024

Фильм Айши Мирзазаде "Тишина" - победитель в номинации "Лучший студенческий фильм" на XV Baku International Film Festival

Фильм Айши Мирзазаде (мастерская Виктора Васильева и Валентина Захарова, 5 курс) "Тишина" стал победителем в номинации "Лучший студенческий фильм" на XV Baku International Film Festival

22.10.2024

На VIII международном Русском кинофестивале призами были отмечены картины студентов и выпускников нашей кафедры.

На VIII международном Русском кинофестивале, который проходил в Москве в сентябре, призами были отмечены картины студентов и выпускников нашей кафедры.

22.10.2024

Показ учебных работ мастерской режиссуры игрового кино Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой «ТАРЕЛОЧКИ».

10 октября состоялся показ учебных работ мастерской режиссуры игрового кино Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой «ТАРЕЛОЧКИ».

22.10.2024

Евгений Грушевски удостоен диплома "Лучший режиссёр-постановщик" на МКФ "Крылатый Барс-2024"

Режиссёр Евгений Грушевски, выпускник 2024 года мастерской Николая Котяша, был удостоен диплома "Лучший режиссёр-постановщик" за картину "Пошла бабушка в аптеку" на МКФ "Крылатый Барс-2024",

10.10.2024

Пять дипломных проектов ГИКИТ получат поддержку вуза

По решению художественного совета вуза четыре игровых и один  документальный дипломный фильм будут снимать с использованием материальной базы учебной киностудии и финансовой поддержке института.

07.10.2024

Состоялся показ дипломных фильмов мастерской Николая Котяша

3 октября в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялся показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Николая Котяша. В открытом показе под названием «Семь ронинов» участвовало 7 фильмов.

01.10.2024

Показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Вячеслава Сорокина и Сергея Ражука «НАВЫКИ ЭМПАТИИ»

26 сентября в ККЗ ГИКИТ состоялся показ дипломных фильмов мастерской режиссуры игрового кино Вячеслава Сорокина и Сергея Ражука «НАВЫКИ ЭМПАТИИ».

30.09.2024

Фильм «Пошла бабушка в аптеку» - призер фестиваля "Ural Shorts"

Фильм «Пошла бабушка в аптеку» режиссёра Евгения Грушевски (мастерская режиссуры игрового кино Николая Котяша) завоевал приз за «лучший студенческий фильм» на II Уральском международном фестивале короткометражного кино "Ural Shorts"

26.09.2024

Кафедра режиссуры игрового кино на Ежегодном Фестивале живого кино «Кинолес»-2024

1 августа 2024 года на Ежегодном Фестивале живого кино «Кинолес»-2024 прошел мастер класс нашего педагога по дисциплине «Теория и практика монтажа Дениса Егорова

26.09.2024

Фильм «Неглект» режиссёра Марии Стрельцовой призер Студенческого кинофестиваля «Метр с кепкой»

Фильм «Неглект» режиссёра Марии Стрельцовой (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентина Захарова) завоевал приз за «лучшую режиссуру» на Студенческом кинофестивале «Метр с кепкой»

26.09.2024

Фильм «Пошла бабушка в аптеку» режиссёра Евгения Грушевски призер XI Всероссийского кинофестиваля

Фильм «Пошла бабушка в аптеку» режиссёра Евгения Грушевски (мастерская режиссуры игрового кино Николая Котяша) завоевал приз за «лучший короткометражный фильм» на XI Всероссийском кинофестивале «Белая птица»,

26.09.2024

Открытый показ дипломных работ мастерской Олега Ковалова «ЛИЦА»

19 сентября состоялся открытый показ дипломных работ мастерской Олега Ковалова «ЛИЦА».

26.09.2024

Фильм "Нойды: северные ведьмы" режиссёра Марии Стрельцовой - призер Якутского кинофестиваля

Фильм "Нойды: северные ведьмы" режиссёра Марии Стрельцовой завоевал приз за "лучший студенческий фильм" на VII Международном Якутском кинофестивале,

25.09.2024

Фильм студентки ГИКИТ покажут на кинофестивале в Сербии

Игровой фильм «Нойды: Северные ведьмы» режиссёра Марии Стрельцовой (мастерская Виктора Васильева и Валентина Захарова) отобран на международный фестиваль короткометражных фильмов «Film Front» в Сербии, который пройдёт с 24 по 27 октября в Нови-Саде.

23.09.2024

Фильм студентки ГИКИТ покажут на кинофестивале в Баку

Короткометражный игровой фильм «Тишина» режиссёра Айши Мирзазаде, студентки мастерской Виктора Васильева и Валентина Захарова, отобран в национальный конкурс международного кинофестиваля Baku International Film Festival.

30.08.2024

Завершились съемки дебютного полнометражного фильма выпускницы ГИКИТ Анны Волконской «Социализация»

Съ­ем­ки стар­то­вали в на­чале ав­густа и про­ходи­ли при пол­ном фи­нан­си­рова­нии Ми­нис­терс­тва куль­ту­ры РФ. В ми­нув­шем го­ду этот де­бют­ный про­ект пол­но­мет­ражно­го филь­ма вы­пуск­ни­цы мас­терс­кой Конс­тан­ти­на Ло­пушанс­ко­го по­лучил стоп­ро­цент­ное го­сударс­твен­ное фи­нан­си­рова­ние ми­нис­терс­тва куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­дера­ции по ре­зуль­та­там пит­чинга.

29.08.2024

В ГИКИТ стартовали съемки первого полнометражного дипломного фильма «Сверхновая»

Впер­вые в ис­то­рии рос­сий­ско­го ки­нема­тог­ра­фа Ми­нис­терс­тво куль­ту­ры пре­дос­та­вило грант на соз­да­ние дип­ломно­го ки­но для вы­пуск­ни­ков 2025 го­да. Этот но­ваторс­кий шаг зна­мену­ет со­бой но­вый этап в раз­ви­тии оте­чест­вен­но­го ки­но, отк­ры­вая две­ри мо­лодым твор­цам в мир боль­шо­го ки­нема­тог­ра­фа.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен