18.10.2018
Игорь Масленников: «Главное в фильмах – юмор и ирония»
Мэтр советского и российского кинематографа, народный артист РСФСР Игорь Федорович Масленников 14 октября встретился со студентами СПбГИКиТ. Обращаясь к слушателям, режиссер поделился своими переживаниями за сегодняшний кинематограф
Отстранившись от редакторской деятельности, кинорежиссер Игорь Масленников подарил советской публике фильмы о Шерлоке и трилогию «Зимней вишни». С начала 90-х Игорь Федорович преподает в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. Мастер выпустил не одно поколение талантливых режиссеров, среди которых были иностранные студенты. Многие из них стали знаменитыми на родине.
– Конечно, если вам повезет, сможете заниматься большим кино.
Игорь Федорович рассказал о нынешней эстетике отечественного кинематографа. Недавно он виделся с выпускником, который рассказал о работе на федеральных каналах. Сейчас сериалы нацелены на «не смотрящего» зрителя: включив телевизор, домохозяйка в редком случае сидит и смотрит кино. Чаще всего она ходит по квартире, и сценаристы это отлично знают. Поэтому все реплики построены так, чтобы только слушав происходящее можно было быть в курсе событий.
Немало Игорь Масленников рассказал о короткометражном кино. В России рассчитывается 140 фестивалей короткого метра, что не может не говорить о его востребованности. По словам мэтра, мало просто снять – надо продумать сценарий:
– Сюжеты бывают разными. Короткометражный фильм должен быть новеллой. При этом эта короткая история должна иметь большой смысл, а действия и обстоятельства могут быть очень короткими.
Игорь Федорович затронул тему нынешней аудитории и большой проблеме – сети Интернет. Начав с истории первой печатной книги и немецкого первопечатника Иоганна Гутенберга, повествование мастера дошло до сегодняшнего времени. «Эпоха Гутенберга» безвозвратно уходит, искусство переходит в цифровую вселенную, а широкоформатное кино переселилось на маленькие экраны смартфонов:
– Помните, что сейчас появилась другая аудитория. Я хочу обратиться к одной крупной проблеме. Это Интернет, который переводится как «паутина». При Гутенберге печатали Библию – это было начало того, что мы сейчас теряем. Сегодня мы видим другой конец, это грязная эпоха, полная противоположность моральным ценностям. Поэтому режиссерам важно оставаться в этом плане чистоплотными.
Масленников рассказал о своих учителях, среди которых был Григорий Михайлович Козинцев, советский режиссер. Он говорил студентам: «Кино – это поступок, который останется в вашей биографии на всю жизнь. Вы сделали курсовую, дипломную, это все годится в вашу биографию, летопись вашей жизни». Игорь Федорович подчеркнул, что об этом должен помнить каждый режиссер.
В конце мероприятия последовали вопросы из зала. Студент спросил Игоря Федоровича о недовольстве работой актера и случаях, когда оно возникает:
– Я никогда не разрешал актеров заниматься раскадровкой. Я считаю, что главнейший процесс в работе - это репетиция. Кино - искусство коллективное, как театр. Этому меня научил Товстоногов. Он давал возможность всем фантазировать, каждый в команде мог что-то придумать. А прийти и работать по раскадровке может каждый, почему остальные должны играть то, что ты сам себе придумал на бумаге?
Говоря о «Шерлоке Холмсе», Масленников назвал главную причину по которой он взялся за этот проект – доктор Ватсон. Фильмы снимались как комедии. Мастер отметил Виталия Мефодьевича Соломина – друга и соратника, который всегда был на съемочной площадке. Именно благодаря ему, по словам мэтра, на экран вышел и «Шерлок», и «Зимняя вишня». Снимая несколько частей «Вишни», режиссер хотел отразить в картине лик разных эпох: 1985, 1990, 1995 года. Переломные моменты нашей страны отражаются в судьбах героев. Недавно у Игоря Фёдоровича вышла новая книга «Пришла пора» – иллюстрированная автором киноповесть, завершающая историю событий фильма «Зимняя вишня».
Заканчивая лекцию, Игорь Федорович подытожил: главными в фильмах всегда оставались юмор и ирония. Действительно, любимыми отечественными картинами остаются советские комедии. Нам остается только лишь учиться у мастеров того времени, держа планку и стараясь продолжить историю отечественного кинематографа в лучшем его проявлении.
Служба информации СПбГИКиТ