22.06.2018
Драматурги и киноведы выходят в большой мир кино
Благополучно завершились защиты дипломных работ будущих драматургов (бакалавров и магистров) и киноведов (специалистов). Три дня представительные комиссии слушали выступления авторов дипломных проектов, предварительно прочитав полнометражные сценарии и научные работы будущих профессионалов в области кинематографа
Государственную экзаменационную комиссию по драматургии возглавил выдающийся писатель и кинодраматург современности, глава Санкт-Петербургского Союза писателей, лауреат престижных международных премий Валерий Георгиевич Попов. Рядом с ним трудились без устали писатель и драматург Валерий Михайлович Шпаков, драматург и сценарист, автор сценариев к многочисленным сериалам Сергей Багатурович Сейранян и другие. В течение нескольких недель они внимательно знакомились с художественным творчеством наших студентов, анализировали их сценарии (от 50 до 180 страниц текста), давая им непредвзятую оценку.
Будущие бакалавры – выпускники сценарной мастерской профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии "Ника" и многих других, легенды "Ленфильма" Юрия Николаевича Клепикова. В течение четырех лет под руководством своего Мастера они постигали основы драматургии. Он крепко выучил своих студентов ремеслу - они готовы идти в производство, писать многочисленные сценарные драфты, бесконечно правя текст. Интеллектуальный вклад в них осуществляли и другие педагоги, которые учили их азам культуры, искусства, углубленно занимались с ними и аналитикой, и эмпирикой, и реальной практикой.
Защита показала, что ребята проделали огромный путь и имеют перспективы в кино и на телевидении в качестве авторов сценариев, разработчиков диалогов, редакторов телесериалов. Тематика их сценариев поразила даже опытную комиссию. Блок-бастеры ("Иди и не верь" Павла Минарского, "Гильгамеш" Алексея Медведева) были представлены на презентациях студентов, которые были максимально приближены к условиям реальных питчингов - студийных, Министерства культуры РФ и т.д.
К слову, в институтских питчингах, организованных кафедрой продюсирования, будущие драматурги участвуют регулярно. Кафедра драматургии и киноведения также проводит занятия и конференции в виде питчингов с приглашением на них практиков кино и телевидения - продюсеров, редакторов, сценаристов, режиссеров. Это реалии проектного образования, которое уже вошло в нашу практику и принесло свои плоды.
Итогом их становится творческое содружество, создание съемочных групп с участием драматургов. Так, Павел Минарский за годы обучения участвовал в пяти проектах, в которых он выступил автором сценария. Фильмы получили премии на различных фестивалях и конкурсах. Анна Петрова и Александр Сахненко написали сценарий документального фильма "Лицеисты", который был снят силами наших студентов и недавних выпускников к 200-летию со дня первого лицейского выпуска. Мы надеемся, что фильм этот, созданный на базе "СПбГИКиТ-Дебют" под руководством декана факультета экранных искусств А. В. Смирнова, ждет интересная фестивальная судьба.
Герои сценариев студентов-бакалавров - священники, рабочие, бармены, студенты, молодые ребята из соседнего двора, исторические персонажи, семьи и обычные люди, которые попадают в сложные драматические ситуации. Семейная сага, комедия, драма, мелодрама, фильм о подростках (так называемое "детское кино") - все это круг интересов будущих сценаристов.
Мастерскую магистров возглавляла кандидат искусствоведения, доцент кафедры сценарного искусства "Школа Виктора Ивановича Мережко", редактор кино- и телесериалов Полина Михайловна Степанова. Получив ценные советы от выдающегося кинодраматурга современности Виктора Ивановича Мережко, будущие магистры представили глубокие, серьезные теоретические работы (от 40 до 100 страниц текста) и полнометражные сценарии на тематику, связанную с их научно-исследовательским трудом.
П. М. Степанова кропотливо, внимательно и талантливо работала с будущими магистрами, приобщая их к миру кино и кинодраматургии. Ведь ребята пришли из разных вузов – это журналисты, социологи, учителя, психологи и т.д. Весь их предыдущий опыт и знания необходимо было переплавить и направить в нужное для профессии русло. Что и удалось сделать.
И здесь комиссию ожидали настоящие открытия. Данил Рази написал сценарий потрясающе смешной комедии "Василий Саныч" - приключения молодого человека, который встретил на российских бескрайних дорогах ... снежного человека. И тут все началось! Комиссия смеялась до слез. Редкий случай - в основном молодых людей привлекает жанр драмы, мелодрамы, тяготеющей к трагедии. А тут - яркая зрелищная комедия, с характерами, с приметами российской жизни в глубинке, с увлекательным сюжетом и множеством разных мыслей. Сценарий уже в работе, в нашем же Институте.
Изысканные сценарии в жанре абсурдизма, вполне реалистические истории, драматические фантазии, заявки на сериалы в жанре мелодрамы - все это поле деятельности будущих магистров. В мастерской было сделано 8 совместных работ со студентами режиссерской мастерской доцента кафедры режиссуры В. Е. Васильева, некоторые их них уже получили признание на всероссийских и международных кинофестивалях.
Киноведческую комиссию возглавил ведущий российский киновед, кандидат искусствоведения, автор многочисленных монографий по истории кино Алексей Львович Дунаевский, членами комиссии также были члены редколлегии известного российского киножурнала "Сеанс", действующие кинокритики. Это авторитетная профессиональная компания высоко оценила научные работы киноведов - выпускников мастерской доцента Алексея Викторовича Гусева, известного российского киноведа, председателя и члена жюри многочисленных международных кинофестивалей (таких, как Венецианский, к примеру).
Дипломные работы были посвящены "белым пятнам" истории зарубежного кино: теме колониального фильма, теме экранного пространства пустоты. Работа Алины Шевченко-Росляковой была оценена настолько высоко, что студентка была без всяких сомнений рекомендована к поступлению в аспирантуру. Работы студентов также были горячо рекомендованы к публикации.
Оценки в обоих случаях - и драматургов, и киноведов - только "отлично" и "хорошо". Показатель "антиплагиата" (то есть количество оригинального текста) варьировался от 98 до 99,9%. А как иначе, если каждое слово было вынашивалось автором бессонными ночами, когда осеняла Муза!
Мы скоро вручаем дипломы о высшем образовании нашим выпускникам и, как всегда, с трепетом ждем новых абитуриентов - будущих гениальных сценаристов и киноведов. До встречи на вступительных экзаменах, где вас ждут уникальные мастера - Ю.Н. Клепиков, П.М. Степанова и О.А. Ковалов!
Заведующий кафедрой драматургии и киноведения
Светлана Ивановна Мельникова