30.05.2018
Вадим Абдрашитов: «Режиссер начинается там, где предоставляется выбор»
28 мая советский и российский режиссер, народный артист Российской Федерации Вадим Юсупович Абдрашитов провел творческую встречу со студентами СПбГИКиТ. Беседа прошла плодотворно и интересно: мастер поделился практическими советами с будущими кинематографистами
Встреча прошла в форме диалога. Студенты сами задавали интересующие их вопросы. Вадим Юсупович, режиссер культовых фильмов «Остановите Потапова!», «Охоты на лис» и «Парада планет», лауреат международных премий Берлинского и Венецианского фестивалей, рассказал студентам о съемочном процессе, собственном опыте работы с актерами и важных аспектах, на которые стоит обратить внимание перед тем, как приступить к созданию кинокартины.
Вадим Юсупович поделился своими размышлениями о непредсказуемости подготовки к съемкам. Задумка практически всегда отличается от результата, но мастер утверждает, что иногда приходится смиряться с обстоятельствами, которые могут неожиданно поменять концепт эпизодов картины:
– Вот у вас написано в сценарии: дождь, даже ливень. Вася встречается с Машей, они прячутся под козырьком подъезда. Приезжаем на съемку: никакого дождя, светит солнце. Снимать или нет? На самом деле, режиссер начинается там, где предоставляется выбор, который должен быть правильным. Режиссер должен почувствовать: можно ли снимать без солнца, важно ли это? Как это повлияет на картину?
Режиссер рассказал о Марлене Хуциеве и его мастерстве вкладывать в молчаливые кадры больше, чем просто красивую картинку. На вопрос о работе с актерами Вадим Юсупович ответил развернуто, в том числе приведя пример личного опыта и цитату другого мастера:
– Льюис Маулстоун, режиссер «На западном фронте без перемен», отвечая на вопрос о главных чертах режиссера, перечислил пять: здоровье, здоровье, здоровье, умение разговаривать с начальством и умение разговаривать с примой, но желательно находить язык со всеми на съемочной площадке.
Говоря об экранизациях и разнице между тем, как текст выглядит и читается на бумаге и тем, как он выглядит на экране, мастер отметил:
– На столе лежит книга. Что бы вы ни делали, как бы вы не перемещали эту книгу, какой бы стол вам ни принесли бы в павильон, на экране у вас будет конкретная книга лежать на конкретном столе без вариаций. Поэтому мы с 1 курса приучаем студентов бдительно относиться к литературе и не вестить на ее чары. А в кино все просто и зримо: конкретная книга.
Мастер-классы особенны живым общением с теми, у кого уже есть опыт работы в кинематографе. Встреча с Вадимом Абдрашитовым была плодотворной для обеих сторон: мастер оценил погруженность студентов в свое ремесло, а ребята получили развернутые ответы на все свои вопросы.
Служба информации СПбГИКиТ