30.05.2018
Фиксация явлений традиционной народной культуры, как взгляд в себя.
С 18 по 20 мая 2018 года Санкт-Петербургский государственный институту кино и телевидения совместно с центром русского фольклора ГРДНТ им. В.Д. Поленова, провели в Москве курс повышения квалификации «Современная фиксация явлений и объектов традиционной народной культуры».
Слушатели имели возможность пройти обучение по созданию этнографической истории в звуке, фотографии и видеосюжете, узнали много теоретической и практической инфромации и познакомились с опытом практикующих специалистов этой области.
Преподаватель кафедра операторского искусства Дмитрий Скобелев, любезно согласился дать интервью на тему современной фиксации явлений и объектов традиционной народной культуры и прошедшем в Москве курсе повышения квалификации, участником которого он стал.
Что Вас побудило поехать на курс повышения квалификации? Почему именно эта программа? Как ваша жизнь, профессиональная деятельность связана с темой традиционной народной культуры.
Интерес к этнографии, историям путешественников и первооткрывателей у меня с детства. Всем нам нравятся фильмы и книги про аборигенов на необитаемых островах, про ушедшие цивилизации и их плоды. Но так мало информации о том, чем жил и местами ещё живёт человек на нашем континенте. Сейчас все больше желающих рассказать о жизни глубинки, но мало где и у кого можно поучиться это делать. А интерес большой, посмотрите на успех проекта "Атлантида русского севера", над которым работал оператором мой давний знакомый оператор режиссёр Даниил Сальхов. Какое счастье, что есть ещё и в учебных заведениях кафедры, а так же фонды и центры, сохраняющие и передающие знания и опыт в этой сфере не только профильным специалистам, но и молодёжи. Это действительно уникальный курс, полезный очень широкому кругу людей, не обязательно профессионально связанных с этнографией и традиционной культурой. Я бы сказал, что именно с таких курсов сама культура и начинается. Что касается моей профессиональной деятельности, то я всегда открыт к новым граням деятельности и к разной специфике проявляю интерес, так как много лет работаю фотографом, оператором, звукоинженером. В основном я связан с академической музыкой. Но я чувствую большие пробелы в своих знаниях и понимании русских обычаев, традиций, ритуалов, музыке, песнях и ремёслах.
Наверное даже своё самобытное мышление утратили. Во многих странах народное творчество востребовано больше, нежели поп-культура. Кантри музыка популярнее в Америке, чем рок-н-ролл, например. В Японии очень ценятся традиционные исполнители и сами традиции. А в нашей стране произошла смена ориентиров, из-за чего мы потеряли понимание того, кто мы, откуда и зачем в этом мире.
Данная программа помогает не только разобраться с нюансами фиксации явлений и объектов традиционной народной культуры, но и помогает заглянуть вглубь себя. Потому я не смог позволить себе упустить такую возможность. В том числе, как педагогу, этот курс оказался мне очень полезен. Так как передаём мы другим людям не только и не столько знания, сколько идеи, отношение, собственно и саму культуру из рук в руки и из уст в уста.
Насколько сейчас востребована фото и видео продукция, связанная с тематикой традиционной народной культуры? Что, на Ваш взгляд, побуждает людей заниматься фото и видеосъёмкой в этой сфере, в том числе профессионально?
Французы, немцы, американцы - очень много интересного снимают в нашей глубинке. И про жизнь поморов, и про среду обитания редких видов птиц и животных. Успех этих фильмов говорит сам за себя. Всему миру интересна не политика, а настоящая жизнь, подлинная традиция и образ жизни людей по всей земле. Очень приятно, что и мы начинаем раскачиваться, запуская такие проекты, как "Наличники", "Атлантида русского севера", а так же появление удивительных коллективов и музыкантов, занимающихся настоящим фольклором говорит нам о том, что это становится нужно и нам. Русский человек начинает искать дорогу домой, хотя во многом ещё одурманен навязанными идеями и ценностями. Некоторые находят этот путь, чувствуют его. А как, если не музыкой, фильмами, говорить с аудиторией? Что, если не выставки и доклады донесёт людям эту информацию. Если человек не идёт к культуре, то культура должна идти к человеку. Пускай силами единиц в начале. Но начало положено и преемственность в передачи знаний и навыков - есть. Тут огромное спасибо хочется сказать не только педагогам института, но и сотрудникам центра Поленова. Настоящий подвиг то, чем эти люди занимаются.
Что, на Ваш взгляд, оказалось самым полезным из того, что Вы узнали? что оказалось самым интересным?
Мне, как опытному фотографу, оператору и звукоинженеру, конечно интереснее всего и нужнее всего была информация и опыт о проведённых экспедициях. Интересны были уникальные материалы (фото, видеозаписи и фонограммы). Очень ценной была речь и опыт режиссёров, операторов, работавших над сложными документальными проектами. Другим участникам курса в том числе оказалась очень полезной техническая часть работы. Все что касается выбора техники, её настройки и эксплуатации. Советы и по оценке происходящего, а так же все что касается видения будущего материала в целом. Когда не урывками и кусками ухватываешь, а с неким целеполаганием работаешь над конкретным проектом. Это помогает структурировать подход и мысли, удерживая внимание на главном.
В этом смысле курс получился очень насыщенным и полезным. Затрагивая и технические и творческие аспекты работы специалистов разного профиля, от музыковеда, до режиссёра.