02.11.2017
Антон Долин: «Сегодняшняя фантастика – это не будущее, а прошлое»
В рамках международного фестиваля «Мир знаний» в Институте кино и телевидения провел мастер-класс Антон Долин. Известный кинокритик, кинообозреватель и главный редактор «Искусства кино» рассказал студентам о научной фантастике в кинематографе – в центре внимания были культовые картины 21 века
Фантастическое кино зародилось одновременно с киноиндустрией. Предпосылкой к мечтам о путешествии в небо были книги «Первые люди на Луне» (1901) Герберта Уэллса и «С Земли на Луну» (1865) Жюля Верна. Режиссер Жорж Мельерс в начале XX века снял «Путешествие на Луну», опираясь на сюжеты уже упомянутых книг. Космос, неизведанные планеты, встреча с другими цивилизациями – человек давно тянется к иной реальности, и кино помогает окунуться в фантастику в полной мере.
Антон Владимирович начал лекцию с рассказа о фильме «Аватар» Джеймса Кэмерона. Фильм, который в конце 90-х был отложен в долгий ящик, побил кассовые кассовые рекорды в 2009 году, снискал положительные отзывы критиков и с тех пор является одной из культовых картин в истории новейшего кинематографа. Кинообозреватель отметил, что сегодня зритель все быстрее приближается к происходящему на экране. Это своего рода уничтожение «четвертой стены», зрителя делают соучастником сюжета кинокартины:
– Фантастика 21 века отменяет научный прогресс, и при помощи технологий кино опрокидывает нас в попытки изначального, наивного, детского восприятия сюжета. Когда зритель отстраняется от происходящего на экране, он только на дистанции может судить о происходящем в фильме. Сейчас же фильмы – чистый аттракцион. Например, сегодняшний век – время рождения одной из самых успешных медиафраншиз – «Пиратов Карибского моря». Это первый проект в истории кино, который основан не на книге или комиксе, а на аттракционе в Диснейлэнде.
От фантастического мира будущего к сказке. Говоря о различиях фантастического кино и фэнтези, Антон Владимирович упомянул картину Тима Бёртона «Алиса в стране чудес», где кроличья нора символизирует уход от реальности. По словам кинокритика, научная фантастика грезит о будущем, а фэнтази – о прошлом.
Антон Долин задел тему не только художественного кино, но и анимацию. Мультфильм «ВАЛЛ•И», созданный совместными усилиями студий Disney и Pixar, завоевал сердца зрителей историей про доброго робота, который помог человечеству восстановить забытую всеми планету Земля:
– Это еще одна история о тупиковости будущего. В «ВАЛЛ•И» будущее уничтожило Землю, превратило его в гигантскую свалку. Для того, чтобы начать все сначала, человечеству необходим робот, похожий по характеру на маленького инфантильного ребенка, который на самом деле является миссией, спасителем человечества. Он должен запустить цикл заново. Привести неорганический технический цикл к органическому, к ростку, который надо заново выращивать. Эта история о служебности прогресса, который сам по себе может привести только к упадку и смерти. Будущее должно отказаться от технологичности и обрести человечность.
Темой разговора также стало супергеройство: в XXI веке оно заняли особо важное место в фантастическом кино. Антон Владимирович отметил, что видеозапись событий 11 сентября 2001 года изменила фантастическое кино навсегда:
– Это был значимый рубеж в развитии кино. Навсегда закончилось кино прошлого периода, идеи о развитии будущего тоже исчезли. Это был очень важный рубеж, кино не знало, что делать, как отреагировать на эту травму и какие новые спецэффекты могут прийти на смену старым. Из кино 2000-х ушли герои Арнольда Шварцнеггера, Сильвестера Сталлоне, Брюса Уиллиса. Идея одного человека, который может противостоять террористам, оказалась девальвированной. Человечеству отныне требовались супергерои. В кино давно существовали экранизации комиксов, только вот до 2001 года там доминировала маргинальная тема, которая не относилась ко всему человечеству.
Кинокритик рассказал о фильме «Гравитация» Альфонсо Куарона как о главном преемнике космических фильмов эпохи 60-80-х годов. Удивительно, как многогранно фантастическое кино – мотивы действий главных героев колеблются от моральных аспектов до человеческого страха:
– Фильм о том, что в космосе нет никого. Нет никаких других разумов, цивилизаций. Космос пуст. Неслучайно в картине играют всего два актера. Космос – это место, из которого надо сбежать. В центре – факт одиночества, вектором которого выступает желание женщины вернуться на Землю. Невероятно реалистичные съемки космоса, созданные на компьютере, необходимы для того, чтобы можно было его покинуть. Главная задача – сбежать.
Антон Долин напомнил слушателям о фильме «Чужие» Джеймса Кэмерона, где космос показан как «ящик Пандоры», к которому люди тянутся, не спеша покинуть космическое пространство. Человек не знает, чего ожидать от Вселенной, и в итоге натыкается на другую расу, настроенную на истребление человечества. В противовес картине о «чужих», Антон Владимирович назвал «Прибытие» Дени Вильнева:
– В этой картине присутствует идея остановки времени. Что такое язык пришельцев – он организован графически в виде кругов, замкнутая конструкция. Их язык – их понимание времени, в котором нет начала и конца, в котором все синхронно. У чужеземцев настоящее, прошлое и будущее идут одновременно. Пришельцы отнимают у героев ценность будущего, все уже случилось, все уже состоялось и остановилось.
«Интерстеллар» Кристофера Нолана кинокритик назвал «самым важным научно-фантастическим фильмом» за последние годы. По сюжету главный герой совершает попытку сбежать с Земли, в итоге попадая в черную дыру и пытаясь завести диалог с собственной дочерью. Поочередные действия позволяют герою вернуться на исходную точку и спасти человечество – вновь зритель видит магию, связанную со временем.
Антон Долин сумел в ограниченное время лекции систематизировать все типы фантастического кино. Слушатели внимательно следили за течением рассуждений, после которых у любителей кино возникло желание посмотреть все перечисленные культовые фильмы из мира фантастики. Подводя итог, Антон Долин кратко, но точно описал фантастическое кино XXI века:
– Сегодняшняя фантастика – это не будущее, это прошлое, архаика. Это поиск себя, своего отражения в культурных архетипах, не в космических кораблях, а в дорогах.
Служба информации СПбГИКиТ