02.12.2016
В СПбГИКиТ состоялась конференция в рамках Международного культурного форума
1 декабря в киноконцертном зале Института кино и телевидения в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума прошла научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы развития системы подготовки кадров для кино и телевидения. Проектный подход к кинообразованию»
V Санкт-Петербургский международный культурный форум — это международная площадка для встреч, открытого диалога и обмена опытом между специалистами в области культуры и культурной политики, представителями власти, политиками и бизнесменами разных стран, для обсуждения проблем и тенденций развития мировой и российской культурной жизни, комфортное пространство для общения деятелей культуры, потенциальных партнеров и инвесторов.
В рамках Международного культурного форума в Институте кино и телевидения прошла ставшая уже традиционной конференция, на которой обсуждаются важнейшие вопросы современного кино- и телеобразования. Особую актуальность мероприятие приобретает именно сейчас – в последний месяц Года российского кино.
Основная тема конференции в 2016 году – изменение подходов к организации подготовки кадров для кино и телевидения, которые предлагается реализовывать в киновузах страны. Это связано с тем, что для большинства специальностей культуры и искусства вышли новые образовательные стандарты, которые дают вузу большую свободу при разработке учебных планов и программ. Участники мероприятия обсудили, каким образом их использовать, чтобы увязать требования работодателей, Министерства образования и науки, Рособрнадзора, и какие инновационные образовательные технологии могут быть при этом применены.
С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Института кино и телевидения, профессор Александр Дмитриевич Евменов:
– Сегодня у нас запланировал серьезный разговор. И очень хотелось бы, чтобы он был содержательным. Неоднократно со стороны профессионального сообщества высказывались определенные претензии к качеству подготовки студентов. Мы в нашем Институте, начиная с этого учебного года, внедряем систему проектного подхода к кинообразованию и предлагаем для обсуждения именно эту тему. От того, насколько тщательно мы проработаем эти вопросы, зависит, насколько быстро выпускники киновузов будут адаптироваться в реальном кино- и телепроизводстве.
– Я очень благодарна, что этот Институт первым обратил внимание на то, что, какая бы дивная теоретическая подготовка не была бы во время обучения, необходимо уже с младших курсов выводить ребят на съемочную площадку. Соединение настоящей живой практики с теорией необходимо! – подчеркнула депутат Законодательного собрания, заслуженная артистка России Анастасия Рюриковна Мельникова. – Спасибо за все те шаги, которые уже были сделаны для того, чтобы студенты имели возможность не только учиться, но и работать на площадках. Насколько я знаю, об этом уже подписан договор с Правительством Ленинградской области. Надеюсь, что на следующей неделе будет подписан аналогичный договор с Комитетом по культуре. У нас в Законодательном собрании в Комиссии по культуре тоже утвержден вопрос о том, что необходимо помогать делать все возможное, чтобы предоставить студентам возможность практики на настоящих съемочных площадках.
Выступая на открытии конференции, народная артистка России, кинорежиссер, сценарист Светлана Сергеевна Дружинина дала напутствие студентам вуза, пришедшим на конференцию:
– Я не буду повторять всего того, о чем вам говорят здесь, в вашем удивительном вузе. Слаба богу он есть, и вас много в этом зрительном зале. Мой учитель Михаил Ромм, которого вы все, конечно, знаете по учебникам, говорил, что существуют две составляющие успеха. Первая – вы должны быть узнаваемы, чтобы каждый зритель говорил: «О! Это про меня!». А вторая – ваши работы должны быть аттракционом, это тот язык, на котором можно разговаривать со зрителем. Все, что связано с аттракционом – это все современные технологии, которые требуют больших финансовых вложений. Среди вас есть актеры, режиссеры, операторы, продюсеры… И продюсеры должны точно знать, как с маленьким бюджетом можно сделать фильм таким, чтобы его смотрела максимально широкая аудитория. Это самый интересный и сложный процесс.
К участию в дискуссии, обмену опытом и формированию резолюции конференции были приглашены представители органов законодательной и исполнительной власти, работодатели выпускников киновузов – члены Ассоциации продюсеров кино и телевидения, представители ведущих российских и зарубежных киношкол.
Декан факультета экранных искусств СПбГИКиТ, действующий продюсер, член Ассоциации продюсеров кино и телевидения Виктор Михайлович Будилов рассказал об уникальном опыте применения проектного подхода к кинообразованию в СПбГИКиТ:
– Суть проектного подхода – это работа в проекте на результат. Киноиндустрия развивается существенно быстрее, чем само кинообразование. Мы уже знаем, что процедура прощания с пленкой состоялась, и мы шагнули в мир цифровых технологий. Кинопроизводство – это коллективный труд. На любом форуме и фестивале на поклон выходит команда. По тем материалам, которые мы видим, новый государственный образовательный стандарт позволяет нам говорить о необходимости перехода к проектному подходу в образованию. Проектный подход – это интеграция образовательной, творческой и производственной деятельности.
Спикеры конференции горячо поддержали внедрение проектного подхода в кинообразовании. Среди них был и продюсер, член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Завенович Акопов:
– На мой взгляд, проектный подход – это единственно правильное направление в кинообразовании. Потому что сегодня люди выходят из киновузов и начинают учиться заново на практике. А что такое практика – это конкретные проекты, на которых люди работают. И пройдя весь путь от сценария и до экрана, они понимают, в чем их профессия заключается. А она заключается еще и во взаимодействии разных киноспециальностей, которых много: сценаристы, режиссеры, операторы, артисты и т.д. Только так можно понять, что есть кино.
Об особенностях организации учебного процесса во ВГИКе рассказала проректор по учебно-воспитательной работе этого вуза, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, профессор Ольга Константиновна Клейменова.
Формат конференции прекрасно подходит для обмена опытом. Уходящий год в жизни Института кино и телевидения знаменателен целым рядом инновационных изменений и подписанием стратегических важных договоров о сотрудничестве. Сред них документы о взаимодействии с Санкт-Петербургским государственным университетом, Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова, направленные на совместное создание студенческих фильмов, а также соглашения со Свердловской киностудией и Киностудией им. М.Горького.
Не менее полезным для других вузов, подведомственных Министерству культуры РФ, может оказаться успешный опыт сетевого взаимодействия СПбГИКиТ с учреждениями дополнительного образования Министерства образования и науки по организации летней производственной практики студентов творческих специальностей – съемки учебных фильмов и телепередач в рамках киносмен в детских образовательных центрах.
– Очень приятно, что сегодняшняя конференция, прошла в стенах именно СПбГИКиТ – самого бурно развивающегося вуза, обладающего при этом богатой историей и традициями. Слово «изменение» прозвучало множество раз на разных языках. Это ключевое слов, определяющее сегодняшнее мероприятие, – подвел итоги конференции генеральный директор ОАО «Свердловская киностудия» Михаил Александрович Чурбанов. – Это был увлекательный пятичасовой мозговой штурм по поводу будущего. От того, насколько гармоничным, технологичным и результативным будет процесс образования, зависит, какими будут завтрашние профессионалы и созданные ими образы, которые поведут за собой всех нас.
На мероприятии выступили народная артистка России, кинорежиссер, сценарист Светлана Сергеевна Дружинина, народный артист России, кинооператор Анатолий Михайлович Мукосей («Ключевые проблемы подготовки кадров для кино и телевидения»), советник генерального директора Федеральной сети детских технопарков «Кванториум» Елена Демидова (приветственное слово), продюсер, член правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Завенович Акопов («Синхронизация учебных планов – необходимое условие подготовки кадров для кино- и телевизионной индустрии»), проректор по учебно-воспитательной работе и УМО ВГИК, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, профессор Ольга Константиновна Клейменова («Организация учебного процесса и практик студентов ВГИК», заместитель генерального директора АО ГАТР (телеканал Санкт-Петербург) Ольга Александровна Разина («Интеграция образовательного процесса студентов творческих специальностей СПбГИКиТ и телевизионного процесса телеканала "Санкт-Петербург"»), главный редактор кинокомпании «Art Pictures» Анна Львовна Гудкова («Методические подходы к кинообразованию за рубежом. Актуальные тенденции»), продюсер, член Ассоциации продюсеров кино и телевидения, декан факультета экранных искусств СПбГИКиТ Виктор Михайлович Будилов, к.э.н., доцент кафедры продюсирования кино и телевидения СПбГИКиТ Павел Вячеславович Данилов, к.э.н., доцент кафедры продюсирования кино и телевидения СПбГИКиТ Татьяна Вальерьевна Ртищева («Проектный подход к кинообразованию: трансформация системы подготовки кадров для кинематографии и телевидения в СПбГИКиТ»), руководитель отделения «Менеджмент искусств, развлечений и медиа» Колумбийского Университета в Чикаго, США, Денис Рич («Фандрайзинг в системе подготовки кинокадров в США»), заместитель директора Московской школы кино Анна Шарова («Проектный подход при создании образовательных программ в Московской школе кино»), профессор Карельского Университета прикладных наук, Финляндия, Яри Купиаинен («Формирование медиапрофессионалов XXI века: развитие потенциальных способностей и универсализма в быстро изменяющейся среде. Опыт реализации совместных программ с СПбГИКиТ»), генеральный директор ОАО «Свердловская киностудия» Михаил Александрович Чурбанов («Зрительское кино как основа обучения»), продюсер, зам. председателя молодежного центра союза кинематографистов РФ, руководитель киношколы «Лига Кино» Олег Евгеньевич Богатов («Скайп-преподавание сценарного мастерства в регионах на примере трех мастерских в Уфе и Ярославле. Опыт и результаты»), продюсер, руководитель Фильмошколы/Filmoshkola.ru Вячеслав Эдуардович Ширяев («Дистанционное кинообразование – новый источник идей и кадров для индустрии»).
В резолюции конференции были отражены выработанные ее участниками совместные решения по изменению подходов к организации подготовки кадров для кино и телевидения.
Служба информации СПбГИКиТ