25.10.2016
Во второй день фестиваля перед участниками выступили Сергей Астахов, Антон Танонов и Лика Алексеева
Второй день фестиваля «ПитерКиТ» запомнился тремя непохожими друг на друга мастер-классами, обширной конкурсной программой и показом лучших фильмов международной кинопремии «CILECT-2016»
После утреннего показа конкурсной и внеконкурсной программы гости и участники фестиваля встретились с композитором, заведующим кафедрой композиции Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, автором многих мюзиклов Антоном Таноновым. Мастер-класс прошел как нельзя кстати: в начале осени между СПбГИКиТ и Консерваторией было подписано соглашение о сотрудничестве, направленное на совместную работу студентов двух вузов над созданием кинокартин, что решит проблему авторской музыки для студентов Института и позволит проявить себя в кино студентам Консерватории.
В течение двух часов композитор рассказывал будущим кинематографистам о функции музыки в кино, о критическом значении взаимопонимания между режиссером и композитором фильма.
Чтобы понять существующую проблему коммуникации режиссера, продюсера и композитора, Антон Танонов сравнил типичные способы создания музыкального сопровождения в Голливуде и России.
— В Голливуде спектр профессий, связанных с созданием музыки, больше, нежели в России. Например, там существуют такие профессии, как музыкальный редактор, музыкальный супервайзер, саунддизайнер, композитор, аранжировщик и т. д. Люди этих профессий должны иметь отличную фонотеку, музыкальную память и следить за тем, что происходит в киномузыке последние 10-15 лет. В России же все эти задачи выполняет, как правило, один человек. Разделение фронта работы очень важно. Композитор должен создать партитуру за 6 недель. На мой взгляд, это совсем немного времени для получения качественного продукта, – поделился мнением Танонов.
— Единственный способ найти общий язык режиссеру и композитору – окунуться в эмоциональный мир музыки – советует композитор. - Чтобы добиться конкретной эмоции, важно правильно спрограммировать определенный результат с помощью средств музыкальной выразительности.
Композитор отметил, что эмоция, заложенная в музыку – это универсальное средство воздействия на слушателя. У каждого произведения есть свой семантический, эмоциональный шлейф, и важно уметь разбираться в эмоциях, которые должна выразить музыка. Для сравнения эмоций, чувств Танонов подготовил несколько произведений известных композиторов, а также аудиодорожки из известных кинофильмов. Сравнивая музыку разных произведений таких великих людей, как Иоган Бах, Говорд Шор, Сергей Прокофьев Робби Уильямс, Гленн Миллер и другие, Антон Танонов пытался донести мысль, что одно и то же произведение может звучать по-разному. И зависеть это будет от эмоционального оттенка и чувственного характера, которые закладываются режиссером и композитором. Главное, чтобы понимание эмоций у этих людей было одинаковым.
По окончанию творческой встречи студенты еще долго не отпускали композитора: подходили лично, просили профессиональных советов, задавали оставшиеся вопросы и просто благодарили за мастер-класс.
В это же время в зале научно-исследовательского института цифрового кинематографа СПбГИКиТ состоялась творческая встреча с режиссером, продюсером, создателем питчинга «КИНОТЕКСТ» Ликой Алексеевой. Гостья, будучи профессионалом в организации и проведении питчингов, предложила слушателям провести мастер-класс в интерактивной форме: вместо привычной для студентов лекции Лика выбрала эффективный диалог-обучение.
Кратко, лаконично и доступно Лика Алексеева изложила участникам фестиваля наиболее удобную схему презентации кинопроекта для успешного привлечения инвесторов и подсказала, какие подводные камни следует миновать при подготовке к питчингу. В своем многолетнем опыте работы Лика отметила ошибку, которую часто встречает в работе конкурсантов, и поэтому дала слушателям такой совет:
— Я люблю слушать первые, «сырые» питчи, когда человек от себя рассказывает историю, которую только хочет написать или уже готов реализовать её, – рассказывает ведущая мастер-класса. – Именно на этой стадии слышно, что автора волнует, что для автора самое важное, а что второстепенное. Поэтому перед выступлением на конкурсе попробуйте рассказать свой сценарий кому-то из знакомых: тогда вы поймете, правильно ли расставили акценты.
От теоретических основ незамедлительно перешли к практике: презентовать свои сценарии попробовали трое активных участников, чьи проекты не были заявлены в питчинге студенческих проектов на фестивале «ПитерКиТ». Импровизированная репетиция оказалась для добровольцев настоящим испытанием: не стеснялись высказывать свою критику слушатели, Лика Алексеева задавала участникам каверзные вопросы и подсказывала направления для работы над ошибками:
— Если вы можете себе представить человека, который захочет посмотреть ваш фильм, не только потому что он ваш родственник или знакомый, а потому что ему интересно, и если вы можете себе представить, с какими мыслями и эмоциями выйдет зритель из кинозала после просмотра вашей картины, то тогда вы попадёте в «яблочко», – сказала режиссер и продюсер.
Но такой разбор сценариев оказался для всех полезным, ведь молодые кинематографисты взяли на заметку свои недоработки, а также получили ценные комментарии от главного редактора продюсерской компании «Среда» Ольги Шенторович и генерального продюсера «Гамма продакшн», декана факультета экранных искусств Витора Михайловича Будилова.
Лика Алексеева осталась довольна встречей с участниками фестиваля, похвалила помощников за смелость и отметила, что такие встречи важны не только для молодых кинематографистов. Ведь мэтрам киноиндустрии тоже важно знать, чем живут сегодня студенты:
— Форма питчинга неслучайно издавна используется во всех западных киноиндустриях, потому что эта форма наиболее оптимальна для кинопроектов. Такие практические умения, как знать историю и переложить её в быстрый питч, необходимы каждому выпускнику киновуза, который планирует идти работать в киноиндустрию, ведь это их профессиональная деятельность.
В конце встречи полюбившаяся зрителям гостья ответила на дополнительные вопросы от заинтересованных студентов и по доброй традиции СПбГИКиТ оставила подпись на плакате, лаконично пожелав ребятам: «Пишите кино!»
Хэдлайнером второго дня стал знаменитый оператор Сергей Астахов. Сергей Валентинович является обладателем множества престижных премий, он снял более пятидесяти игровых и около тридцати документальных фильмов, многие из которых вошли в «золотой фонд» российского и мирового кинематографа.
В мае этого года оператор закончил съёмки проекта с рабочим названием «САЛЮТ-7», где был не только оператором-постановщиком, но и инженером всей технологической части съемок. Чтобы студенты смогли как можно глубже погрузиться в процесс космической съемки, были показаны лучшие кадры из фильма «Битва за «Салют». Космический детектив», отражающие наиболее сложную часть съемочного процесса. После этого Сергей Астахов рассказал самые интересные подробности и факты съемочного процесса самого фильма «Салют-7».
— Мало фильмов снимается про космос именно из-за того, что сложно работать с эффектом невесомости. Это очень сложный с инженерной точки зрения проект. В гигантских павильонах были выстроены многотонные макеты «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину. Актеры на съемках этого фильма действительно летали, под потолком двигались лебедки, камеры. Под каждый кадр разрабатывается собственная система съемок: приходится использовать разные подвесы, способы крепления, - делился опытом Сергей Астахов.
Сергей Астахов выразил свое мнение относительно научно-технического прогресса, затрагивающего, в том числе, и кинематограф:
— Возможно, с появлением новых технологий и способов процесс съемки облегчается, но работа оператора точно не обесценивается. Оператор - это очень конкретная профессия, каким бы способом он не снимал, оператор всегда ценился по результату труда.
Российская операторская школа достаточно хорошая, в отличии от режиссерской школы она не «просела» даже в 90-е годы, во время кинозастоя.
Мастер-класс длился около трех часов, однако, несмотря на поздний вечер, студенты с интересом слушали до самого конца и задавали профессиональные вопросы Сергею Астахову даже после окончания встречи.
В конце именитый мастер поделился впечатлениями от фестиваля и похвалил студентов:
— Работы, представленные на конкурсе, очень хорошего уровня. Я этого не ожидал и поэтому весьма удивился при просмотре. Да, победить смогут конечно не все, но польза от участия в фестивале определенно будет. На таких фестивалях студенты могут видеть работы других ребят и проанализировать свой уровень. В институте нужно максимально впитывать в себя самые примитивные, базовые знания. Производство даст потом свои загадки, но их можно решать, только имея определенный багаж базовых технических знаний, поэтому к учебному процессу стоит относиться очень серьезно.
Текст: Яна Коршунова, Светлана Никитина, Ольга Коршунова
Фото: Александр Панов, Анна Глебова