27.10.2016
Третий день «ПитерКиТа»: круглый стол и питчинг кинопроектов
Ключевой точкой третьего дня XVI Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ» стала встреча студентов и гостей самого масштабного кинособытия октября в рамках конференции «Роль молодых кинематографистов в отечественном кино». В формате круглого стола обсудить проблемы дебютантов и «бывалых» взялись члены Союза кинематографистов России Олег Валентинович Иванов, Дмитрий Якунин, Антон Викторович Смирнов и декан факультета экранных искусств Виктор Михайлович Будилов.
– Порог вхождения в кинематографию для молодых людей крайне сложный, потому что для того, чтобы снимать кино, нужно достаточное большое количество финансовых, технических и человеческих ресурсов. Кроме того, молодые кинематографисты в начале своего пути часто испытывают неудачи, переживают по поводу разных проблем. Сегодня мы хотим поговорить о том, что действительно вас волнует, чтобы от разговоров мы переходили к практическим действиям, – с этих слов начал беседу Олег Валентинович Иванов, эксперт по вопросам государственной политики и развития отечественного кинематографа.
Дмитрий Якунин, руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов, презентовал работу организации и пригласил присоединиться всех, кто только делает первые шаги в мир кинематографа. На счету молодого, но перспективного центра уже числится ряд круглых столов и творческих встреч, важность которых особенно подчеркивают организаторы. Опираясь на традиции отечественного кино, учитывая опыт ведущих педагогов и мастеров, а также активно используя креативный потенциал молодежи, центр служит мостиком между большой киноиндустрией и молодежью, является базой данной для поиска творческих профессий и эффективной площадкой взаимодействия «новичков», именитых продюсеров и государственных структур.
Николай Котиш и Павел Перегудов, выпускники СПбГИКиТ, нашедшие свое поле деятельности в рядах Молодежного центра Союза кинематографистов, рассказали собравшимся о проектах, реализуемых для молодых талантов. «Кинокадры», «Пресс-показы», «Кинотеориум» и «Кинопрактикум», клуб любителей интеллектуального кино «КЛИК», фестивали «Киноликбез» и «Кинолес» и др. – разнообразие образовательных и творческих площадок убеждает, что каждый любитель кинематографа найдет себе дело по душе.
Олег Бакатов, бессменный ведущий питчингов Союза кинематографистов, кратко поведал об истории становления питчинга дебютантов от нового проекта к Всероссийскому конкурсу №1, на котором находят друг друга продюсеры, сценаристы и режиссеры. Получить практические советы по написанию сценария и выступлению молодые кинематографисты смогут уже скоро на VIIIпрезентации проектов.
Сами студенты были взволнованы положением молодых кинематографистов и обозначили проблему разобщенности специальностей и некоторой невозможности взаимодействия друг с другом. Подробный ответ на болезненный вопрос дал декан факультета экранных искусств Виктор Михайлович Будилов, который активно работает над решением данной проблемы:
– Для образования творческих вузов и в частности для кинообразования это огромная проблема, решение которой ищем и мы, с этим же работают и во ВГИКе. К концу 2016 года мы планируем изменить учебные планы так, чтобы работа в творческих группах стала не факультативом, а частью образовательной программы. Методисты активно работают над этим, и скоро наша экспериментальная работа в творческих группах опробует свою «живучесть» на практике, – отвечает Виктор Михайлович Будилов. – Кроме того, в наших планах есть задумки о создании систематических питчингов режиссеров и сценаристов, драматургов и продюсеров, чтобы студенты разных кафедр и специальностей учились ансамблевой работе и по окончании института не задавались вопросом «И куда мне теперь?», а выходили в свое родное поле деятельности.
Участники фестиваля также подняли вопрос о том, что выпускникам киновузов не хватает взаимодействия с маститыми режиссерами отрасли для того, чтобы понять, как грамотно организовать процесс работы над фильмом изнутри и вырасти в профессиональном плане. Спикеры познакомили аудиторию с программой режиссера Константина Лопушанского, реализуемой вместе с киностудией «Ленфильм», целью которой является переход от короткого метра к полнометражным картинам. Отметили, что Министерство культуры активно содействует решению этой проблемы, и потому уже в 2016 году два ведущих киновуза страны – ВГИК и СПбГИКиТ – могут рассчитывать на государственную поддержку при съемке полного метра. Также Виктор Будилов наметил новую траекторию развития идеи об организации летних производственных практик студентов на базе детских оздоровительных центров. По словам декана, такая форма практики не только задействует максимально возможное количество студентов для работы на съемочных площадках, но и поднимет на новый уровень детский кинематограф.
– Мне часто доводилось слышать, что выпускники после институтов попадают в другую жизнь, к которой они не готовы, в которой они чужие. Мы живем в такое время, когда мы не можем выйти из высшего учебного заведения, не взяв из него максимум. Мне хочется, чтобы все ребята, которые к нам приходят с открытым душой и сердцем, получили профессию. Мы маленькими шажками пытаемся сделать то, чтобы студенты приходили в отрасль и по окончании учебы чувствовали себя как дома, а не выброшенными на обочину жизни. Перед преподавательским составом стоит серьезная задача: нам нужно провести ребят к выпускному курсу так, чтобы при просмотре дипломных работ мы понимали: «да, это совсем не учебный фильм. Это кино!» – сказал свою точку зрения Виктор Михайлович Будилов.
По итогам встречи Дмитрий Якунин и руководство Молодежного центра Союза кинематографистов разработают конкретные предложения для обсуждения нынешнего положения с соответствующими государственными структурами и обеспечения системной поддержки молодого отечественного кино. В частности, в документ войдут положения о необходимости поддержки образовательного процесса и идея о создании «инкубаторов талантов»:
–Ранее Молодежный центр Союза кинематографистов инициировал поддержку девелопных проектов, и сейчас Фонд Кино активно помогает этому направлению деятельности. Те предложения, которые мы сегодня услышали и разработали совместно с молодыми кинематографистами, на мой взгляд, выполнимы и действенны, и очень здорово, что подобные круглые столы проводятся в рамках одного из пяти ведущих фестивалей дебютного кино – «ПитерКиТ». Такие беседы дают понять, что Год российского кино был нам необходим и его завершение – это импульс для создания системной структуры финансирования и поддержки, в том числе дебютного кино,– резюмирует Дмитрий Якунин, руководитель Молодежного центра Союза кинематографистов.
– Сколько существует кинематограф, столько существует проблема трудоустройства кадров. Складывается впечатление, что вузы далеки от реальной деятельности. И если в других отраслях возможно регулирование извне, чтобы все были обеспечены работой, то в кинематографе нет, и вузы не получают прямой системной поддержки от рынка. Если сбудется треть проектов, которые сейчас планируются, мы увидим совершенно иной уровень молодого кино – подвёл итог беседе член экспертного совета по авторскому и экспериментальному кино Министерства культуры России Олег Валентинович Иванов.
Сразу после окончания круглого стола в киноконцертном зале прошел питчинг кинопроектов молодых кинематографистов.
Его участниками были студенты не только из СПбГИКиТ, но и из Москвы, Челябинска и даже Минска. Всего было прислано 53 работы в разных номинациях: игровое полнометражное кино, документальное, короткий метр и анимационный фильм. Для выступления перед жюри было отобрано всего четыре идеи для полного метра и шесть для короткого.
Питчинг – это краткая презентация идеи, истории фильма или ТВ-проекта сценаристом или режиссером перед продюсерами и представителями киностудий с целью заинтересовать потенциального покупателя и привлечь финансирование на кинопроект, либо же продать сценарий. На презентацию отводится 5 минут.
Студенты представляли свои работы, чтобы найти съемочную команду, актеров или финансирование. Идеи фильмов, представленных на питчинге, затрагивали не только проблемы современного общества, но и проблемы человеческой души, любви, дружбы.
Жюри выделило короткометражный фильм Ивана Губарева «Привет, Солнышко». Данный фильм – комедия, рассказывающая о проблеме одиночества в большом городе. Режиссер планирует снять картину в стиле «stop-motion» - это вид мультипликации, когда изображение собирается из отдельных кадров, при этом на каждом кадре что-то изменяется, например, положение рук и ног.
- Сама затея симпатична, поэтому давайте вместе подумаем. Вместе с Вашим мастером, вместе с продюсером, учебным киновидеоцентром. Давайте попробуем - может, мы действительно на стыке работы нескольких кафедр сделаем такой проект, - сказал по поводу работы Губарева декан факультета экранных искусств СПбГИКиТ Виктор Будилов , а один из членов жюри предложил свое финансирование.
Также была выделена работа «Человек среди нас» Екатерины Овчинниковой, студентки Челябинского института культуры. Это философская комедия о доисторическом человеке, попавшем в современный мир. Овчинникова планирует создать этот фильм вместе со студентами своего института, но очень хочет, чтобы картина имела богатую фестивальную судьбу, поэтому приехала с презентацией проекта именно в Петербург.
- На самом деле, вы ставите потрясающе актуальную тему. Очень многие кинематографисты сейчас обращаются к ней. Несколько лет назад была популярна тема потерянного поколения, а сейчас – поколения гаджетов. Это действительно очень интересно, - прокомментировал работу Виктор Будилов.
Из полнометражных фильмов была отмечена работа сценариста Елизаветы Прохоровой «Ашуги». Это музыкальная драма о судьбе женщины, приехавшей в Петербург на заработки. Она пытается выжить в большом городе, хотя практически не знает русский язык.
Зрителей же очень заинтересовала работа сценариста из Минска Александра Ковалевича «Петербург. Городское фэнтази». Это сборник из восьми новелл о происходящих в городе чудесах и о фантастических существах, из-за которых все и происходит. Хотя многие зрители были в восторге от этой идеи, жюри все-таки посоветовала сценаристу доработать идею, ведь в городе есть множество памятников и своих историй, на основе которых можно создать сценарий.
- Представленные проекты - очень хорошие, многие заслуживают поддержку. Вы на самом деле справились с тем, чтобы заинтересовать жюри, а ведь это самая главная задача на питчинге, - сказал в заключении мероприятия Виктор Будилов.
Его слова подтвердил представитель Молодежного центра Союза кинематографистов Российской Федерации Олег Богатов:
- Очень разнообразно и интересно; это говорит о том, что Год российского кино прошел не впустую. Некоторые вещи мне страшно понравились, а это значит, что лет через 20 мы увидим качественно новое российское кино.
Текст: Светлана Никитина, Алевтина Зубкова
Фото: Александр Панов