Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

12.09.2016

Сергей Пускепалис: «Режиссер – это прораб»

Студенты Института кино и телевидения встретились с актером, режиссером, заслуженным артистом России Сергеем Пускепалисом и посмотрели его фильм «Клинч». Картина никого не оставила равнодушным и стала главной темой беседы. Именно на ее примере Сергей рассказал о своих взглядах на кинематограф, театр и отношения между режиссером и продюсером

Фильм «Клинч», провокационный и непредсказуемый от начала до финальных титров, вызывал самую живую реакцию во время показа, удостоившись криков «браво» и аплодисментов. Когда в аудитории зажегся свет, все еще были слышны комментарии ребят: «Хорошее кино», «Вот так нужно писать сценарии!», «О чем был фильм?». После того, как Сергей Пускепалис вышел к ребятам, последний из них был адресован ему в качестве вопроса. Режиссер не стал отвечать на него и посоветовал еще раз пересмотреть картину:

– Этот фильм по-настоящему откроется за вторым просмотром. Первый проходит на уровне цирка, парада аттракционов. Я совершенно сознательно шел на то, что картина не будет нравится всем. Любое произведение искусства должно куда-то вести. Некоторые восприняли фильм как нечто-то неприемлемое. Но я знаю и другую позицию, что он настолько точно и четко отражает внутренний неосознанный поиск себя, что даже комментировать сложно. Я смотрел этот фильм раз восемьсот, пока монтировал, и отвечаю за каждую его секунду, за все, что сделано. И, если кому-то что-то не пришлось по душе, что делать.

– Большое спасибо, что пригласили меня на встречу в столь прекрасное учебное заведение, которое формирует ваше сознание. Потом вы начинаете формировать сознание людей, – отметил заслуженный артист России. – Это очень ответственная задача, от ее выполнения зависит в каком обществе мы будем жить. В нашем государстве многое зависит от работников той сферы, в которой я уже давно нахожусь, а вам предстоит. Вам повезло учиться в стенах этого учебного заведения.

Фильм «Клинч» стал дебютной работой Сергея Пускепалиса в кино в качестве режиссера. Он пришел к нему в зрелом возрасте, имея за плечами богатый опыт режиссерской работы в театре. Именно поэтому в качестве основы для фильма был выбран хорошо знакомый материал – пьеса, которая с огромным успехом шла в Уфимском молодежном театре. И если в киноверсии играли песни группы «Би-2», то в театре использовались композиции коллектива «Никола Стасюк».  

– У меня не было времени на эксперимент. Здесь нельзя было ошибиться. Я шел к этому сценарию, наверное, лет десять. И, естественно, я понимал, что за моей затеей должны стоять большие деньги, – рассказывает Сергей. – Нужен был вариант, где есть слова, отношения между людьми, игра в жизнь, разножанровые выпадения, постоянные качели… Я разбираюсь в этом достаточно хорошо и подумал, что неплохо было бы перевести пьесу на язык кино. Нужно было работать с проверенными людьми. Одним из них стал драматург Алексей Сапковский, мой верный партнер, с которым мы сделали уже 11 спектаклей. Другим – Алексей Серебряков, который три года ждал, когда нам дадут деньги. И если бы его не было, то не было бы картины. Это история игры в жизнь, а так жестоко играть собой может только человек очень порядочный.

Сергей в 33 года поступил на факультет режиссуры к Петру Наумовичу Фоменко и сразу попал на второй курс. До этого Пускепалис ставил спектакли, но отмечает, что это «носило характер прекрасного дилетантизма»:

–  У каждого свой индивидуальный путь в эту уникальную профессию. Можно получить диплом режиссера и считать себя таковым. Но режиссер – это человек, который может собрать и организовать определенное количество людей вокруг своей идеи. Но и этого мало. Нужно попытаться, учитывая их индивидуальные особенности и другие факторы, вроде финансирования, довести эту идею до логического завершения, чтобы все было понятно не только режиссеру, но и зрителю. Очень сложно к этому прийти, потому что приходится иметь дело с творческими единицами. А вы сами знаете, творческая единица... черт его знает, что у нее в голове! Их надо заразить идеей. Для меня режиссер – это прораб, производитель работы. 

Студентов Института кино и телевидения, конечно, интересовало, что приобрела и потеряла пьеса, получив киновоплощение:

– Театр – это магическая штука. Спектакли делает зритель. Во многом все зависит от того, в каком настроении вы пришли, от навыков актеров. Это похоже на гладиаторскую арену. Режиссер должен проявить хитрость, настроить вас на общую волну. Если два человека ходили на одну поставку, но в разное время, то они говорят о разных спектаклях. Понятно, что котлеты должны быть одинаковыми в ресторане – они не могут быть сегодня лучше, завтра хуже. В театре иногда бывает – просто раз и чудо какое-то, а иногда, как будто телегу тянут. Хотя, конечно, у актеров имеются свои приемы, чтобы выйти из такого состояния. В театре колдовство, здесь можно больше, чем в кино. В кино совсем другая история. Сюжет тот же, идея та же. Но у меня было более 80 фокус-групп. Приходят разные люди в зал и смотрят. Мне фильм уже не интересен, мне интересно, как люди на него реагируют. Дальше мы сидим с режиссером монтажа и долгими вечерами по секунде выверяем ритм фильма. Потом самое страшное, когда ты понимаешь, что чего-то не доснял. Там есть два момента, когда я пошел на компромисс у съемочной группы и не снял пару планов. И еще у меня есть нелюбимый момент, когда я потратил лишних 50 тысяч долларов, целый съемочный день, чтобы отснять материал, который я потом просто взял и выбросил. Я был в плену каких-то своих якобы талантливых придумок, но потом понял, что это уж «очень талантливые придумки» и попытался быстро от них избавиться.

Отвечая на вопросы студентов-продюсеров, Сергей отметил важность их будущей профессии для современного кинопроизводства:

– В Америке продюсеров и режиссеров сводят на первом курсе. Они поступили вместе и учатся. Продюсер начинает понимать, насколько ему необходим режиссер, а режиссер – зачем ему нужен продюсер. Один дополняет другого. Режиссер не должен думать о деньгах и прокате, а должен думать о составляющих. Также как продюсер не должен думать о составляющих. Картина должна быть ему симпатична, не более того, но дальше он должен думать, как ее продать. Это как у Пушкина: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Вдохновение – это один человек. А как рукопись продать – другой. Как правило, совмещение этих двух качеств невозможно. Иначе начинаешь сам с собой входить в такие компромиссы, что не получается ни то, ни другое.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

17.01.2025

Студент ГИКИТ – в финале «Art masters»

Студент кафедры продюсирования кино и телевидения мастерской Надежды Сабельниковой Кирилл Копырин прошел в финал всероссийского чемпионата творческих компетенций.

16.01.2025

Фильм «52 герца» получил главный приз премии «Мурманская волна»

Премия «Мурманская волна» вручена фильму «52 герца» на кинофестивале «Северный Характер». Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова приветствовала гостей и участников.

16.01.2025

Медийщики из Якутии проходят обучение в ГИКИТ

Сотрудники якутской телерадиокомпании  «Саха» проходят обучение на факультете дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

15.01.2025

В ГИКИТ обучают ораторскому искусству работников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий ГИКИТ Арина Маркова провела мастер-класс по основам публичных выступлений для сотрудников прокуратуры со всей России.

14.01.2025

Студент ГИКИТ снял фильм о крупнейшей лавандовой плантации в Китае

Студент кафедры кинооператорского искусства, мастерской Николая Волкова и Сергея Ландо, Олег Фрига  принял участие в международной кинолаборатории «Looking China», в рамках которой снял документальный фильм о самой большой плантацией лаванды в Китае.

14.01.2025

Фильм ГИКИТ «Соколики» – победитель номинаций фестиваля «КиноКот»

Документальная картина преподавателя и выпускницы ГИКИТ Юлии Макаровой победила в двух номинациях международного фестиваля «КиноКот».

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

27.12.2024

Рекомендации в преддверии праздников

С приближением Нового года увеличивается риск возникновения пожаров из-за использования различных новогодних атрибутов: гирлянд, свечей, елок и фейерверков. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить безопасность, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района советует следовать следующим рекомендациям:

27.12.2024

Состоялся предновогодний показ анимационных фильмов

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения провел праздничный показ мультфильмов своих студентов и выпускников. Организатором выступила кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

26.12.2024

Состоялась творческая встреча для лиц с ограниченными возможностями

Участие в общественно-полезной деятельности – неотъемлемая часть жизни Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству с Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого взаимодействия состоялась творческая встреча преподавателей с членами организации на тему «Коммуникации вокруг нас»

26.12.2024

Фотографии Аллы Никитенко представили на крупных выставках

Снимки преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры увидели в галереях Санкт-Петербурга и Ставрополя

26.12.2024

Выпускники ГИКИТ награждены престижными призами

Киноработы выпускников Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - в числе лауреатов Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания»

26.12.2024

26 декабря свой юбилей празднует Михаил Боярский

Коллектив и студенты ГИКИТ поздравляют Михаила Сергеевича с праздником

25.12.2024

Студент Киновидеотехнического колледжа награжден Правительством Санкт-Петербурга

Будущий специалист в области театральной и аудиовизуальной техники, студент 4 курса Матвей Захаров, удостоен стипендии Правительства Санкт-Петербурга за высокие достижения в учебной, научно-исследовательской, творческой и общественной деятельности. Церемония награждения состоялась в рамках XXVII Ассамблеи молодых ученых и специалистов

25.12.2024

Состоялся питчинг работ игрового жанра

15 проектов по мотивам рассказов и повестей отечественных и зарубежных авторов, а также историй из жизни легли в основу первого питчинга мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович

25.12.2024

Кафедра компьютерной графики и дизайна отмечена очередными успехами

Уходящий год для кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, как и предыдущие, отмечен значимыми событиями. Среди них - международные конкурcы. Расскажем о двух из них

24.12.2024

Студентка ГИКИТ победила в престижном конкурсе

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения подведение итогов года – всегда волнительный и радостный период. Буквально каждый день приходят добрые известия об очередных достижениях преподавателей и студентов. Так, студентка факультета экранных искусств ГИКИТ Елизавета Единение (мастерская режиссуры документального фильма Виктора Васильева и Юлии Макаровой) стала победителем регионального этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ 2024 в номинации «Волонтер года», категория «Личность»

24.12.2024

Состоялся актерский показ «Перепады»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел третий актёрский показ мастерской Сергея Овчарова и Катарины Иванович под руководством Заслуженной артистки Российской Федерации, преподавателя по актёрскому мастерству Ирины Цветковой «Перепады»

24.12.2024

Состоялся показ фильмов-лауреатов VIII Международного русского кинофестиваля

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения показали две картины, удостоенные наград на VIII Международном русском кинофестивале

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась международная конференция

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения выступил организатором Международной конференции «Медиакоммуникационные технологии и управление проектами в творческих индустриях: актуальные вопросы и перспективные решения»

23.12.2024

Танцевальный коллектив ГИКИТ «Разные люди» отметил десятилетие

Большой юбилейный концерт приурочили к наступающему Новому году и церемонии награждения отличившихся студентов ГИКИТ и КВТК.

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась игра «Что? Где? Когда?»

В Лофте Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Провел мероприятие бывший игрок элитарного клуба знатоков, российский историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ГИКИТ Сергей Виватенко. Впервые в истории вуза новогоднее сражение умов прошло силами трех команд студентов и преподавателей

23.12.2024

Состоялся мастер-класс Максима Фадеева и Сергея Белоуса

О том, как снимать независимое кино о войне; какие для этого нужны материальные и моральные ресурсы; как выглядит война глазами документалиста – обо всем этом студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказали основатели студии военной хроники «Realdoc Productions» - режиссер, оператор Максим Фадеев и продюсер, оператор Сергей Белоус. Мастер-класс «Война в объективе» был посвящен документальному фильму «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца»

20.12.2024

Студенты КВТК избраны «королем» и «королевой» Петербургского бала

Обучающиеся 2 курса Киновидеотехнического колледжа Никита Янчук (группа К1391) и Анастасия Шмелева (группа К1394) стали победителями Петербургского бала в номинации «Король и королева бала». Торжественное мероприятие состоялось на днях в Доме молодежи «Купчино»

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен