Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

12.09.2016

Сергей Пускепалис: «Режиссер – это прораб»

Студенты Института кино и телевидения встретились с актером, режиссером, заслуженным артистом России Сергеем Пускепалисом и посмотрели его фильм «Клинч». Картина никого не оставила равнодушным и стала главной темой беседы. Именно на ее примере Сергей рассказал о своих взглядах на кинематограф, театр и отношения между режиссером и продюсером

Фильм «Клинч», провокационный и непредсказуемый от начала до финальных титров, вызывал самую живую реакцию во время показа, удостоившись криков «браво» и аплодисментов. Когда в аудитории зажегся свет, все еще были слышны комментарии ребят: «Хорошее кино», «Вот так нужно писать сценарии!», «О чем был фильм?». После того, как Сергей Пускепалис вышел к ребятам, последний из них был адресован ему в качестве вопроса. Режиссер не стал отвечать на него и посоветовал еще раз пересмотреть картину:

– Этот фильм по-настоящему откроется за вторым просмотром. Первый проходит на уровне цирка, парада аттракционов. Я совершенно сознательно шел на то, что картина не будет нравится всем. Любое произведение искусства должно куда-то вести. Некоторые восприняли фильм как нечто-то неприемлемое. Но я знаю и другую позицию, что он настолько точно и четко отражает внутренний неосознанный поиск себя, что даже комментировать сложно. Я смотрел этот фильм раз восемьсот, пока монтировал, и отвечаю за каждую его секунду, за все, что сделано. И, если кому-то что-то не пришлось по душе, что делать.

– Большое спасибо, что пригласили меня на встречу в столь прекрасное учебное заведение, которое формирует ваше сознание. Потом вы начинаете формировать сознание людей, – отметил заслуженный артист России. – Это очень ответственная задача, от ее выполнения зависит в каком обществе мы будем жить. В нашем государстве многое зависит от работников той сферы, в которой я уже давно нахожусь, а вам предстоит. Вам повезло учиться в стенах этого учебного заведения.

Фильм «Клинч» стал дебютной работой Сергея Пускепалиса в кино в качестве режиссера. Он пришел к нему в зрелом возрасте, имея за плечами богатый опыт режиссерской работы в театре. Именно поэтому в качестве основы для фильма был выбран хорошо знакомый материал – пьеса, которая с огромным успехом шла в Уфимском молодежном театре. И если в киноверсии играли песни группы «Би-2», то в театре использовались композиции коллектива «Никола Стасюк».  

– У меня не было времени на эксперимент. Здесь нельзя было ошибиться. Я шел к этому сценарию, наверное, лет десять. И, естественно, я понимал, что за моей затеей должны стоять большие деньги, – рассказывает Сергей. – Нужен был вариант, где есть слова, отношения между людьми, игра в жизнь, разножанровые выпадения, постоянные качели… Я разбираюсь в этом достаточно хорошо и подумал, что неплохо было бы перевести пьесу на язык кино. Нужно было работать с проверенными людьми. Одним из них стал драматург Алексей Сапковский, мой верный партнер, с которым мы сделали уже 11 спектаклей. Другим – Алексей Серебряков, который три года ждал, когда нам дадут деньги. И если бы его не было, то не было бы картины. Это история игры в жизнь, а так жестоко играть собой может только человек очень порядочный.

Сергей в 33 года поступил на факультет режиссуры к Петру Наумовичу Фоменко и сразу попал на второй курс. До этого Пускепалис ставил спектакли, но отмечает, что это «носило характер прекрасного дилетантизма»:

–  У каждого свой индивидуальный путь в эту уникальную профессию. Можно получить диплом режиссера и считать себя таковым. Но режиссер – это человек, который может собрать и организовать определенное количество людей вокруг своей идеи. Но и этого мало. Нужно попытаться, учитывая их индивидуальные особенности и другие факторы, вроде финансирования, довести эту идею до логического завершения, чтобы все было понятно не только режиссеру, но и зрителю. Очень сложно к этому прийти, потому что приходится иметь дело с творческими единицами. А вы сами знаете, творческая единица... черт его знает, что у нее в голове! Их надо заразить идеей. Для меня режиссер – это прораб, производитель работы. 

Студентов Института кино и телевидения, конечно, интересовало, что приобрела и потеряла пьеса, получив киновоплощение:

– Театр – это магическая штука. Спектакли делает зритель. Во многом все зависит от того, в каком настроении вы пришли, от навыков актеров. Это похоже на гладиаторскую арену. Режиссер должен проявить хитрость, настроить вас на общую волну. Если два человека ходили на одну поставку, но в разное время, то они говорят о разных спектаклях. Понятно, что котлеты должны быть одинаковыми в ресторане – они не могут быть сегодня лучше, завтра хуже. В театре иногда бывает – просто раз и чудо какое-то, а иногда, как будто телегу тянут. Хотя, конечно, у актеров имеются свои приемы, чтобы выйти из такого состояния. В театре колдовство, здесь можно больше, чем в кино. В кино совсем другая история. Сюжет тот же, идея та же. Но у меня было более 80 фокус-групп. Приходят разные люди в зал и смотрят. Мне фильм уже не интересен, мне интересно, как люди на него реагируют. Дальше мы сидим с режиссером монтажа и долгими вечерами по секунде выверяем ритм фильма. Потом самое страшное, когда ты понимаешь, что чего-то не доснял. Там есть два момента, когда я пошел на компромисс у съемочной группы и не снял пару планов. И еще у меня есть нелюбимый момент, когда я потратил лишних 50 тысяч долларов, целый съемочный день, чтобы отснять материал, который я потом просто взял и выбросил. Я был в плену каких-то своих якобы талантливых придумок, но потом понял, что это уж «очень талантливые придумки» и попытался быстро от них избавиться.

Отвечая на вопросы студентов-продюсеров, Сергей отметил важность их будущей профессии для современного кинопроизводства:

– В Америке продюсеров и режиссеров сводят на первом курсе. Они поступили вместе и учатся. Продюсер начинает понимать, насколько ему необходим режиссер, а режиссер – зачем ему нужен продюсер. Один дополняет другого. Режиссер не должен думать о деньгах и прокате, а должен думать о составляющих. Также как продюсер не должен думать о составляющих. Картина должна быть ему симпатична, не более того, но дальше он должен думать, как ее продать. Это как у Пушкина: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Вдохновение – это один человек. А как рукопись продать – другой. Как правило, совмещение этих двух качеств невозможно. Иначе начинаешь сам с собой входить в такие компромиссы, что не получается ни то, ни другое.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 7

В рамках Программы №7 зрители смогли увидеть пять короткометражных фильмов. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 6

19 октября в рамках фестиваля «ПитерКИТ» показ анимационного студенческого кино.

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 5

Второй день кинопоказов Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV» закрывала Программа 5 основного конкурса. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 4

Почти экваторный четвертый показ, почти середина основной программы, прошел 18 октября 2024 года.

19.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 3

19.10.2024

Хроника международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 2

18 октября в киноконцертном зале Санкт-Петербургского института кино и телевидения была показана вторая программа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV».

19.10.2024

Хроника международного XXIV фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». День 1

В ГИКИТ стартовал первый этап международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

18.10.2024

Стартовал XXIV международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКИТ»

Событие в мире киноискусства с размахом отметили в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

18.10.2024

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем выступил на Белорусском энергетическом и экономическом форуме в Минске

С 15 по 17 октября в Минске прошел XXVIII Белорусский энергетический и экономический форум, где обсудили вопросы энергоэффективности. Владислав Лукинов, старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий, выступил с докладом о научно-популярном контенте как инструменте профориентации на круглом столе «Профориентация – энергетика, энергоменеджмент».

17.10.2024

В ГИКИТ почтили память сценариста, героя СВО Леонида Корина

Дата 16 октября для памятного мероприятия была выбрана неслучайно – в этот день Леониду Евгеньевичу исполнилось бы 49 лет. О том, каким сценарист был профессионалом и замечательным человеком на площадке родной альма-матер, вспоминали его близкие, коллеги, друзья…

17.10.2024

Студенты ГИКИТ посетили международную конференцию «Театромания»

В рамках трехдневного мероприятия Студенты первого курса направления «Искусства и гуманитарные науки» Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения смогли окунуться в Академии Русского Балета имени А.Я. Вагановой, а главное - стать свидетелями дебютного хореографического номера, подготовленного специально для гостей мероприятия. «Театромания» для каждого из студентов стала кладезем эмоций и знаний.

17.10.2024

Выпускник Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения завоевал приз престижного кинофестиваля в Казани

На днях на кинофестивале «Крылатый барс» выпускник мастерской Николая Котяша Евгений Грушевски получил приз как лучший режиссёр-постановщик студенческого короткометражного фильма. Победу принесла работа «Пошла бабушка в аптеку».

16.10.2024

В ГИКИТ показали «Страну потерянных вещей»

В театре ГИКИТ «По Правде» с аншлагом прошла премьера спектакля «Страна потерянных вещей» по пьесе Сонечки Ли «Дорога в Небыван». Режиссер спектакля – доцент кафедры актерского мастерства ГИКИТ Инна Провоторова, постановщик – доцент кафедры актерского мастерства Андрей Дежонов.

16.10.2024

17 октября стартует первый этап XXIV фестиваля «ПитерКиТ»

XXIV Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» пройдет в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в два этапа – с 17 по 21 октября и с 20 по 26 ноября.

16.10.2024

Студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассмотрели два фильма в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия»

Показ работ «Между отчаянием и надеждой» (режиссёр - Анна Барсукова) и «Путь новорождённого» (режиссёр - Иван Зимин) состоялся в Белом зале Дома кино. После просмотра состоялось обсуждение картин. Свое профессиональное мнение об увиденном высказал   президент ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения», доцент кафедры продюсирования кино и телевидения ГИКИТ Виктор Скубей.

15.10.2024

Состоялся мастер-класс Николая Котяша по экранизации стихотворений

О том, как оживлять на экране поэзию, о методах и инструментах работы с этим жанром речь шла в Государственном институте кино и телевидения на мастер-классе режиссера, продюсера, председателя молодежного центра Союза кинематографистов Санкт-Петербурга Николая Котяша. 

15.10.2024

Состоялся мастер-класс Егора Ногтева «Механизм формирования репутации спортивной организации»

В рамках проекта «МедиаСпич» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжается серия мастер-классов для студентов. На этот раз занятие провел руководитель  службы интернет-маркетинга хоккейного клуба СКА Егор Ногтев. 

14.10.2024

В ГИКИТ состоялись «Первые шаги-2024»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения с размахом прошёл ежегодный конкурс талантов первокурсников. В этом году студенты подали более 300 заявок.

12.10.2024

Студент Давид Султаниязов на конференции разработчиков ПО

Студент направления радиотехника кафедры аудиовизуальных систем и технологий Давид Султаниязов принял участие в XX конференции
разработчиков свободного программного обеспечения.

11.10.2024

Фильм студентки ГИКИТ – победитель в номинации Международного кинофестиваля в Баку

Фильм «Тишина» Айши Мирзазаде, студентки 5 курса мастерской режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентина Захарова, победил в номинации «Лучший студенческий фильм» на XV Международном кинофестивале в Азербайджане.

11.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Михаила Баркана: «Телешоу: социология симпатий и воздействия»

11.10.2024

Представители ГИКИТ приняли участие в программе «Голос Поколения. Преподаватели»

Члены деканата и преподаватели ГИКИТ приняли участие в мероприятиях образовательной программы  «Голос Поколения. Преподаватели», которые прошли с 7 по 8 октября в Санкт-Петербургском государственном университете.

10.10.2024

Выпускница ГИКИТ приняла участие в создании мюзикла «Сага о древнем городе»

Выпускница ГИКИТ приняла участие в создании мюзикла «Сага о древнем городе»

10.10.2024

Пять дипломных проектов ГИКИТ получат поддержку вуза

По решению художественного совета вуза четыре игровых и один  документальный дипломный фильм будут снимать с использованием материальной базы учебной киностудии и финансовой поддержке института.

10.10.2024

Представители ГИКИТ отправятся в студенческую экспедицию «Русский север 2.0»

    Преподаватели и студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошли отбор в студенческую фотоэкспедицию «Русский север 2.0». Творческая группа из 20 человек отправится в Сольвычегодск

09.10.2024

Преподаватель ГИКИТ – победитель Всероссийского грантового конкурса педагогических работников «Семья, общество, приоритеты»

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Владислав Лукинов стал победителем Всероссийского грантового конкурса педагогических работников «Семья, общество, приоритеты» с проектом «Разработка учебно-лабораторного комплекса в рамках автоматизации процесса получения экспериментальных данных на основе IoT»

08.10.2024

Специалист ГИКИТ - в экспертах ArtMasters

Инга Киркиж провела серию мастер-классов и семинаров для победителей-юниоров чемпионата ArtMasters 

08.10.2024

Состоялся мастер-класс "Синтез цвета в живописи" для студентов 3 курса специальности "Кинооператорство"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках изучения дисциплины "Цветоведение и цветовоспроизведение" для студентов 3 курса специальности "Кинооператорство" состоялся мастер-класс "Синтез цвета в живописи".

08.10.2024

В ГИКИТ провели дни ходьбы

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась акция в честь Всероссийского дня ходьбы. В период с 5 по 7 октября студенты соревновались между собой по количеству пройденных шагов, отслеживая их с помощью сервиса VK.

08.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Арины Марковой на тему «Звёздная профессия - радиоведущий»

О тонкостях работы у микрофона и вариантах выхода из самых непредсказуемых ситуаций в радиоэфире студентам Санкт-Петербургского института кино и телевидения рассказала доцент кафедры медиакоммуникационных технологий, член Союза журналистов России и радиоведущая Арина Маркова.  

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»