Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

12.09.2016

Сергей Пускепалис: «Режиссер – это прораб»

Студенты Института кино и телевидения встретились с актером, режиссером, заслуженным артистом России Сергеем Пускепалисом и посмотрели его фильм «Клинч». Картина никого не оставила равнодушным и стала главной темой беседы. Именно на ее примере Сергей рассказал о своих взглядах на кинематограф, театр и отношения между режиссером и продюсером

Фильм «Клинч», провокационный и непредсказуемый от начала до финальных титров, вызывал самую живую реакцию во время показа, удостоившись криков «браво» и аплодисментов. Когда в аудитории зажегся свет, все еще были слышны комментарии ребят: «Хорошее кино», «Вот так нужно писать сценарии!», «О чем был фильм?». После того, как Сергей Пускепалис вышел к ребятам, последний из них был адресован ему в качестве вопроса. Режиссер не стал отвечать на него и посоветовал еще раз пересмотреть картину:

– Этот фильм по-настоящему откроется за вторым просмотром. Первый проходит на уровне цирка, парада аттракционов. Я совершенно сознательно шел на то, что картина не будет нравится всем. Любое произведение искусства должно куда-то вести. Некоторые восприняли фильм как нечто-то неприемлемое. Но я знаю и другую позицию, что он настолько точно и четко отражает внутренний неосознанный поиск себя, что даже комментировать сложно. Я смотрел этот фильм раз восемьсот, пока монтировал, и отвечаю за каждую его секунду, за все, что сделано. И, если кому-то что-то не пришлось по душе, что делать.

– Большое спасибо, что пригласили меня на встречу в столь прекрасное учебное заведение, которое формирует ваше сознание. Потом вы начинаете формировать сознание людей, – отметил заслуженный артист России. – Это очень ответственная задача, от ее выполнения зависит в каком обществе мы будем жить. В нашем государстве многое зависит от работников той сферы, в которой я уже давно нахожусь, а вам предстоит. Вам повезло учиться в стенах этого учебного заведения.

Фильм «Клинч» стал дебютной работой Сергея Пускепалиса в кино в качестве режиссера. Он пришел к нему в зрелом возрасте, имея за плечами богатый опыт режиссерской работы в театре. Именно поэтому в качестве основы для фильма был выбран хорошо знакомый материал – пьеса, которая с огромным успехом шла в Уфимском молодежном театре. И если в киноверсии играли песни группы «Би-2», то в театре использовались композиции коллектива «Никола Стасюк».  

– У меня не было времени на эксперимент. Здесь нельзя было ошибиться. Я шел к этому сценарию, наверное, лет десять. И, естественно, я понимал, что за моей затеей должны стоять большие деньги, – рассказывает Сергей. – Нужен был вариант, где есть слова, отношения между людьми, игра в жизнь, разножанровые выпадения, постоянные качели… Я разбираюсь в этом достаточно хорошо и подумал, что неплохо было бы перевести пьесу на язык кино. Нужно было работать с проверенными людьми. Одним из них стал драматург Алексей Сапковский, мой верный партнер, с которым мы сделали уже 11 спектаклей. Другим – Алексей Серебряков, который три года ждал, когда нам дадут деньги. И если бы его не было, то не было бы картины. Это история игры в жизнь, а так жестоко играть собой может только человек очень порядочный.

Сергей в 33 года поступил на факультет режиссуры к Петру Наумовичу Фоменко и сразу попал на второй курс. До этого Пускепалис ставил спектакли, но отмечает, что это «носило характер прекрасного дилетантизма»:

–  У каждого свой индивидуальный путь в эту уникальную профессию. Можно получить диплом режиссера и считать себя таковым. Но режиссер – это человек, который может собрать и организовать определенное количество людей вокруг своей идеи. Но и этого мало. Нужно попытаться, учитывая их индивидуальные особенности и другие факторы, вроде финансирования, довести эту идею до логического завершения, чтобы все было понятно не только режиссеру, но и зрителю. Очень сложно к этому прийти, потому что приходится иметь дело с творческими единицами. А вы сами знаете, творческая единица... черт его знает, что у нее в голове! Их надо заразить идеей. Для меня режиссер – это прораб, производитель работы. 

Студентов Института кино и телевидения, конечно, интересовало, что приобрела и потеряла пьеса, получив киновоплощение:

– Театр – это магическая штука. Спектакли делает зритель. Во многом все зависит от того, в каком настроении вы пришли, от навыков актеров. Это похоже на гладиаторскую арену. Режиссер должен проявить хитрость, настроить вас на общую волну. Если два человека ходили на одну поставку, но в разное время, то они говорят о разных спектаклях. Понятно, что котлеты должны быть одинаковыми в ресторане – они не могут быть сегодня лучше, завтра хуже. В театре иногда бывает – просто раз и чудо какое-то, а иногда, как будто телегу тянут. Хотя, конечно, у актеров имеются свои приемы, чтобы выйти из такого состояния. В театре колдовство, здесь можно больше, чем в кино. В кино совсем другая история. Сюжет тот же, идея та же. Но у меня было более 80 фокус-групп. Приходят разные люди в зал и смотрят. Мне фильм уже не интересен, мне интересно, как люди на него реагируют. Дальше мы сидим с режиссером монтажа и долгими вечерами по секунде выверяем ритм фильма. Потом самое страшное, когда ты понимаешь, что чего-то не доснял. Там есть два момента, когда я пошел на компромисс у съемочной группы и не снял пару планов. И еще у меня есть нелюбимый момент, когда я потратил лишних 50 тысяч долларов, целый съемочный день, чтобы отснять материал, который я потом просто взял и выбросил. Я был в плену каких-то своих якобы талантливых придумок, но потом понял, что это уж «очень талантливые придумки» и попытался быстро от них избавиться.

Отвечая на вопросы студентов-продюсеров, Сергей отметил важность их будущей профессии для современного кинопроизводства:

– В Америке продюсеров и режиссеров сводят на первом курсе. Они поступили вместе и учатся. Продюсер начинает понимать, насколько ему необходим режиссер, а режиссер – зачем ему нужен продюсер. Один дополняет другого. Режиссер не должен думать о деньгах и прокате, а должен думать о составляющих. Также как продюсер не должен думать о составляющих. Картина должна быть ему симпатична, не более того, но дальше он должен думать, как ее продать. Это как у Пушкина: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Вдохновение – это один человек. А как рукопись продать – другой. Как правило, совмещение этих двух качеств невозможно. Иначе начинаешь сам с собой входить в такие компромиссы, что не получается ни то, ни другое.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Максима Беспалого

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс режиссера Максима Беспалого

22.11.2024

Состоялся мастер-класс Ольги Акоповой

Каковы тонкости организации съемочного процесса, как принимаются ключевые решения в вопросах финансирования проектов, какие возможности господдержки начинающих кинематографистов существуют в нашей стране - эти и другие вопросы студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения разбирали на мастер-классе продюсера, руководителя контент-студии «Юг.Кино», председателя Калининградской кинокомиссии Ольги Акоповой

22.11.2024

Награждены победители Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино»

В рамках II этапа XXIV Международного Фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась церемония награждения победителей Международного молодежного фестиваля «Поэзия кино» и спецпоказ лучших экранизаций поэтических произведений конкурса

22.11.2024

В ГИКИТ стартовал второй этап фестиваля «ПитерКИТ»

В киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоялась торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».  Всего поступило 460 заявок из 60 киношкол разных стран

21.11.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Касатова

В рамках второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся мастер-класс учредителя студии «Location 360», локейшн-менеджера и исполнительного продюсера Сергея Касатова на тему «Работа продюсера с онлайн-платформами»

21.11.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс Дмитрия Кабанова

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» прошел мастер-класс директора по связям с индустрией и международным B2B «Роскино» Дмитрия Кабанова «Продвижение российского кино за рубежом».

19.11.2024

Состоялся мастер-класс Оксаны Ларичевой

18 ноября в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» прошел мастер-класс проректора по воспитательной работе и художественно-творческой деятельности Оксаны Ларичевой

18.11.2024

Выпускники ГИКИТ — победители и призеры 44-го Международного студенческого фестиваля ВГИК

Короткометражный игровой фильм «Вселение» режиссера Софьи Чигировой получил ГРАН-ПРИ по итогам второго этапа фестиваля, а документальная картина «RAPA» режиссера Саши Козьмы отмечена на специальным дипломом профессионального жюри.

15.11.2024

Преподаватель ГИКИТ отмечен благодарностью Минобрнауки РФ

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий награжден благодарственным письмом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации

15.11.2024

21 ноября откроется второй этап Международного фестиваля «ПитерКИТ»

В четверг, 21 ноября, в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения состоится торжественная церемония открытия второго этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

15.11.2024

Фотоснимки преподавателя ГИКИТ представили публике Петербурга и Краснодара

Сразу на двух выставках – в Северной столице и Краснодаре - в эти дни можно увидеть работы преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры Аллы Никитенко

14.11.2024

29 ноября стартует студенческий форум «PRКИТ – 2024»

XVI Всероссийский форум по связям с общественностью в сфере кино и телевидения по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

21 ноября стартует Digital Media Art Festival

Международный молодёжный фестиваль цифрового медиаискусства «DMAF» по традиции откроется в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках второго этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

14.11.2024

Состоялся Чемпионат молодых лидеров креативных индустрий «ДЕБЮТ»

Подведены итоги конкурса, организованного Санкт-Петербургским государственным институтом кино и телевидения совместно с Федеральным агентством по делам молодежи

12.11.2024

Выпускник ГИКИТ продемонстрировал мастерство 3D-мэппинга на фестивале «Чудо света»

Тимофей Вишневский - выпускник кафедры режиссуры цифровых медиа Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - принял участие в создании архитектурного 3D-мэппинга на Инженерный домик в рамках фестиваля "Чудо Света". Мероприятие проходило с 2 по 4 ноября на территории Петропавловской Крепости

12.11.2024

ГИКИТ представили на  Минском международном кинофестивале «Liстапад»

Программу наших фильмов представила заведующая кафедрой драматургии и киноведения Светлана Ивановна Мельникова.

12.11.2024

«Они люди – так и судите же их по-человечески»: Савва Минаев о сериале «Плевако»

Состоялась премьера сериала «Плевако», где сценаристом выступил преподаватель ГИКИТ

12.11.2024

В ГИКИТ состоялось первое заседание студенческого конструкторского бюро

В рамках мероприятия было рассмотрено 5 проектов от студентов технических специальностей. Модератором встречи выступил доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов

11.11.2024

Состоялся показ фильмов Ратмира Лутфуллина

Старший преподаватель кафедры режиссуры игрового кино представил две короткометражных картины: «Малыш Сванте» (2018 года) и «Никого нет дома» (2024 год)

11.11.2024

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой покажут в Канаде

Анимационный фильм «Трубку миру» режиссёра Натальи Беляевой (мастерская Антона Кальченко) отобран на международный анимационный фестиваль Le plus petit festival d'animation au monde, который состоится в городе Хантингдон, провинция Квебек, Канада 18 января

11.11.2024

Короткометражные фильмы студентов ГИКИТ отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

Короткометражные фильмы студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева и Валентины Захаровой) отобраны для участия в конкурсную программу международного кинофестиваля Arctic Open, который пройдёт в Архангельске с 5 по 8 декабря

08.11.2024

Состоялась творческая встреча с директором Кинотеки Республики Сербской Снежаном Лаловичем

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения продолжаются Дни документального кино Республики Сербской. Знакомство с режиссером Снежаном Лаловичем стало очередным пунктом программы

07.11.2024

В ГИКИТ состоялся первый показ в рамках Дней документального кино Республики Сербской

Мероприятие приурочено к знаковому для вуза событию – подписанию договора о профессиональном сотрудничестве с Кинотекой Республики Сербской. Заключение документа засвидетельствовали представители Министерства иностранных дел Российской Федерации, Комитета по культуре, Комитета по внешним связям, гости из Республики Сербской, Татарстана и Южной Осетии

06.11.2024

Студенты ГИКИТ посетили Москву

На днях студенты четвёртого курса мастерской Сергея Варцана и Игоря Терехова кафедры звукорежиссуры ГИКИТ, в рамках прохождения творческо-производственной практики посетили студии и «киноместа» города Москвы

06.11.2024

ГИКИТ представили на I съезде советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

Председатель совета молодых ученых, доцент кафедры аудиоизуальных систем и технологий Денис Соколов посетил I съезд советов молодых ученых и студенческих научных обществ СЗФО

06.11.2024

Представители ГИКИТ — призеры международного конкурса научных работ по сравнительному обществознанию России и Китая

Второе место заняли кандидаты исторических наук, доценты ГИКИТ Сергей Виватенко и Татьяна Сиволап с работой по новейшей истории китайских ВУЗов.

06.11.2024

Перед студентами ГИКИТ выступил управляющий директора Private Banking «Банк Санкт-Петербург» Дмитрий Аксенов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс, посвященный финансовой грамотности. Основным посылом занятия стал коммерческий потенциал творческих проектов. Организатором мероприятия выступила кафедра проектной деятельности в медиаиндустрии

02.11.2024

В ГИКИТ состоялось заседание философского клуба

Заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук, профессор, доктор философских наук Аркадий Русаков и кандидат культурологии, доцент кафедры филологии и истории искусств Константин Махлак выступили в эфире международной христианской просветительской радиостанции «Радио Мария» на тему «Философия, культура и искусство». Передача состоялась в рамках обсуждения секции "Философия культуры: творческий и смысловой аспекты" VII Национальной научно-практической конференции "Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России"

01.11.2024

ГИКИТ провел конкурс перевода рекламного текста с иностранного языка

Кафедра иностранных языков Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения подвела итоги Всероссийского заочного конкурса перевода рекламного текста с иностранного языка

01.11.2024

В ГИКИТ создали мобильное приложение для Международного фестиваля «ПитерКИТ»

Кафедра аудиовизуальных систем и технологий Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения презентовала новое мобильное приложение, предназначенное для участников и гостей Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». Разработка призвана облегчить планирование времени и повысить комфорт пребывания на одном из главных культурных событий города

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен