Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

12.09.2016

Сергей Пускепалис: «Режиссер – это прораб»

Студенты Института кино и телевидения встретились с актером, режиссером, заслуженным артистом России Сергеем Пускепалисом и посмотрели его фильм «Клинч». Картина никого не оставила равнодушным и стала главной темой беседы. Именно на ее примере Сергей рассказал о своих взглядах на кинематограф, театр и отношения между режиссером и продюсером

Фильм «Клинч», провокационный и непредсказуемый от начала до финальных титров, вызывал самую живую реакцию во время показа, удостоившись криков «браво» и аплодисментов. Когда в аудитории зажегся свет, все еще были слышны комментарии ребят: «Хорошее кино», «Вот так нужно писать сценарии!», «О чем был фильм?». После того, как Сергей Пускепалис вышел к ребятам, последний из них был адресован ему в качестве вопроса. Режиссер не стал отвечать на него и посоветовал еще раз пересмотреть картину:

– Этот фильм по-настоящему откроется за вторым просмотром. Первый проходит на уровне цирка, парада аттракционов. Я совершенно сознательно шел на то, что картина не будет нравится всем. Любое произведение искусства должно куда-то вести. Некоторые восприняли фильм как нечто-то неприемлемое. Но я знаю и другую позицию, что он настолько точно и четко отражает внутренний неосознанный поиск себя, что даже комментировать сложно. Я смотрел этот фильм раз восемьсот, пока монтировал, и отвечаю за каждую его секунду, за все, что сделано. И, если кому-то что-то не пришлось по душе, что делать.

– Большое спасибо, что пригласили меня на встречу в столь прекрасное учебное заведение, которое формирует ваше сознание. Потом вы начинаете формировать сознание людей, – отметил заслуженный артист России. – Это очень ответственная задача, от ее выполнения зависит в каком обществе мы будем жить. В нашем государстве многое зависит от работников той сферы, в которой я уже давно нахожусь, а вам предстоит. Вам повезло учиться в стенах этого учебного заведения.

Фильм «Клинч» стал дебютной работой Сергея Пускепалиса в кино в качестве режиссера. Он пришел к нему в зрелом возрасте, имея за плечами богатый опыт режиссерской работы в театре. Именно поэтому в качестве основы для фильма был выбран хорошо знакомый материал – пьеса, которая с огромным успехом шла в Уфимском молодежном театре. И если в киноверсии играли песни группы «Би-2», то в театре использовались композиции коллектива «Никола Стасюк».  

– У меня не было времени на эксперимент. Здесь нельзя было ошибиться. Я шел к этому сценарию, наверное, лет десять. И, естественно, я понимал, что за моей затеей должны стоять большие деньги, – рассказывает Сергей. – Нужен был вариант, где есть слова, отношения между людьми, игра в жизнь, разножанровые выпадения, постоянные качели… Я разбираюсь в этом достаточно хорошо и подумал, что неплохо было бы перевести пьесу на язык кино. Нужно было работать с проверенными людьми. Одним из них стал драматург Алексей Сапковский, мой верный партнер, с которым мы сделали уже 11 спектаклей. Другим – Алексей Серебряков, который три года ждал, когда нам дадут деньги. И если бы его не было, то не было бы картины. Это история игры в жизнь, а так жестоко играть собой может только человек очень порядочный.

Сергей в 33 года поступил на факультет режиссуры к Петру Наумовичу Фоменко и сразу попал на второй курс. До этого Пускепалис ставил спектакли, но отмечает, что это «носило характер прекрасного дилетантизма»:

–  У каждого свой индивидуальный путь в эту уникальную профессию. Можно получить диплом режиссера и считать себя таковым. Но режиссер – это человек, который может собрать и организовать определенное количество людей вокруг своей идеи. Но и этого мало. Нужно попытаться, учитывая их индивидуальные особенности и другие факторы, вроде финансирования, довести эту идею до логического завершения, чтобы все было понятно не только режиссеру, но и зрителю. Очень сложно к этому прийти, потому что приходится иметь дело с творческими единицами. А вы сами знаете, творческая единица... черт его знает, что у нее в голове! Их надо заразить идеей. Для меня режиссер – это прораб, производитель работы. 

Студентов Института кино и телевидения, конечно, интересовало, что приобрела и потеряла пьеса, получив киновоплощение:

– Театр – это магическая штука. Спектакли делает зритель. Во многом все зависит от того, в каком настроении вы пришли, от навыков актеров. Это похоже на гладиаторскую арену. Режиссер должен проявить хитрость, настроить вас на общую волну. Если два человека ходили на одну поставку, но в разное время, то они говорят о разных спектаклях. Понятно, что котлеты должны быть одинаковыми в ресторане – они не могут быть сегодня лучше, завтра хуже. В театре иногда бывает – просто раз и чудо какое-то, а иногда, как будто телегу тянут. Хотя, конечно, у актеров имеются свои приемы, чтобы выйти из такого состояния. В театре колдовство, здесь можно больше, чем в кино. В кино совсем другая история. Сюжет тот же, идея та же. Но у меня было более 80 фокус-групп. Приходят разные люди в зал и смотрят. Мне фильм уже не интересен, мне интересно, как люди на него реагируют. Дальше мы сидим с режиссером монтажа и долгими вечерами по секунде выверяем ритм фильма. Потом самое страшное, когда ты понимаешь, что чего-то не доснял. Там есть два момента, когда я пошел на компромисс у съемочной группы и не снял пару планов. И еще у меня есть нелюбимый момент, когда я потратил лишних 50 тысяч долларов, целый съемочный день, чтобы отснять материал, который я потом просто взял и выбросил. Я был в плену каких-то своих якобы талантливых придумок, но потом понял, что это уж «очень талантливые придумки» и попытался быстро от них избавиться.

Отвечая на вопросы студентов-продюсеров, Сергей отметил важность их будущей профессии для современного кинопроизводства:

– В Америке продюсеров и режиссеров сводят на первом курсе. Они поступили вместе и учатся. Продюсер начинает понимать, насколько ему необходим режиссер, а режиссер – зачем ему нужен продюсер. Один дополняет другого. Режиссер не должен думать о деньгах и прокате, а должен думать о составляющих. Также как продюсер не должен думать о составляющих. Картина должна быть ему симпатична, не более того, но дальше он должен думать, как ее продать. Это как у Пушкина: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Вдохновение – это один человек. А как рукопись продать – другой. Как правило, совмещение этих двух качеств невозможно. Иначе начинаешь сам с собой входить в такие компромиссы, что не получается ни то, ни другое.

 

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

04.03.2025

"КиноПромпт": школьники Кировского района осваивают нейросети в кинематографе

В Центре детского и юношеского технического творчества Кировского района состоялся мастер-класс Владислава Лукинова и Евгении Бегун

03.03.2025

В ГИКИТ прошел показ и обсуждение первых фильмов мастерской Артема Антонова

Начинающие режиссеры мастерской представили свои первые работы на показе «Оттепель» в Киноконцертном зале ГИКИТ.

03.03.2025

У начинающих драматургов  ГИКИТ прошел ежегодный питчинг идей

Студенты кафедры драматургии и киноведения представили проекты будущих сценариев для поиска творческих команд.

28.02.2025

Итоги внутривузовского конкурса «Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза»

Студенты специальности «Звукорежиссура» анализировали музыкальное решение известных фильмов, демонстрируя понимание роли киномузыки в киноповествовании. Жюри, в состав которого вошли известные композиторы и киноведы, отметило высокий уровень работ, глубину анализа и оригинальность подхода. Победителями стали Давид Литманович, Дарья Исакович и Егор Рябов с анализом фильмов "Нефть", "Одинокий мужчина" и "Дюна".

28.02.2025

Встреча с хранителем времени: Александр Галушкин поделился секретами реставрации архивных сокровищ

Студенты-реставраторы кафедры фотографии и народной художественной культуры посетили уникальную встречу с Александром Галушкиным (СПб филиал РАН). Эксперт провел лекцию об эволюции письменности и секретах реставрации бумажных архивов, пергаментов и редких книг. Студенты увидели лабораторию по изучению и "лечению" бумаги, обсудили вопросы цифровизации историко-культурного наследия и сохранения оригиналов.

27.02.2025

Профессор ГИКИТ Николай Волков получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Торжественная церемония награждения прошла в Смольном, награды вручал лично губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

26.02.2025

В ГИКИТ состоялся кастинг "Мистер и Мисс Студенчество"

24 февраля студенты ГИКИТ и Киновидеотехнического колледжа представили свои творческие номера и визитные карточки перед жюри.

26.02.2025

«Обыкновенное чудо» в ГИКИТ

Спектакль режиссера Марии Романовой по известной одноименной пьесе в исполнении актеров мастерской Анны Ковальчук вновь собрал аншлаг в театре «По Правде».

25.02.2025

В ГИКИТ состоялся мастер-класс по применению новейших технологий в визуальном искусстве

Сотрудники факультета медиатехнологий рассказали студентам об особенностях  видеосъемки с помощью стереотрубы

25.02.2025

Клушанцев: Человек, покоривший космос на Земле.

Павел Клушанцев – человек, чьи новаторские идеи вдохновили Голливуд и заложили основу для визуальных эффектов "Звездных войн".

25.02.2025

"Пульсация времени": Юбилейная выставка Ивана Несветайло открывает новые горизонты в Рязани

Иван Несветайло –доцент кафедры компьютерной графики и дизайна. художник-монументалист, автор живописных произведений, настенных росписей и рельефов, декорирующих частные и общественные пространства не только в России, но и за рубежом.

25.02.2025

В ГИКИТ прошел фестиваль «Анимамаркет»

В ГИКИТ в третий раз прошел фестиваль «Анимамаркет» – масштабная ярмарка студенческих анимационных проектов, где молодые режиссеры могут презентовать на питчингах свои работы, найти поддержку крупных студий и собрать команды для курсовых проектов.

24.02.2025

В ГИКИТ отметили День защитника Отечества: концерт, благодарности, поздравления мужчинам

21 февраля ГИКИТ торжественно отметил День защитника Отечества.

24.02.2025

В Мариинском дворце отметили вклад в развитие VIII Международного кинофестиваля «Влюблённые в искусство»

Награждение организаторов и волонтеров кинофестиваля "Влюбленные в искусство" в Мариинском дворце.

21.02.2025

Вдохновение Люмьеров: на кафедре кинооператорского искусства отметили День рождения Кинокамеры

Студентам показали действующую копию исторической камеры и фильм о её создании. Мероприятие, организованное Николаем Волковым, стало вдохновляющим погружением в историю кинематографа и инвестицией в будущее молодых кинематографистов.

20.02.2025

Студенты ГИКИТ встретились с актером, каскадером, режиссером Сергеем Гарусовым

Фонд «Защитники Отечества» инициировал встречу с актером, каскадером и автором собственных документальных проектов – Сергеем Гарусовым.

19.02.2025

В ГИКИТ прошли съемки телеспектакля «Кики ван Бетховен»

В вузе впервые прошли съемки студенческого спектакля театра «По Правде» для создания телеверсии постановки.

18.02.2025

Владислав Лукинов вошел в молодёжный парламент при Госдуме РФ

Старший преподаватель кафедры Владислав Алексеевич Лукинов избран членом экспертного совета молодежного парламента при Государственной думе Российской Федерации и вошел в комиссию по информационной политике, информационным технологиям и связи.

17.02.2025

В ГИКИТ во второй раз провели День самоуправления

Активисты из студсовета попробовали себя в роли руководства вуза и предложили варианты решения актуальных проблем организации студенческой жизни.

14.02.2025

В ГИКИТ прошел показ и обсуждение фильма «Ловушка для тигра»

Но показе и встрече со студентами лично присутствовала вся съемочная группа документального фильма.  

14.02.2025

В ГИКИТ стартовал День самоуправления

14 февраля в институте кино и телевидения начался день самоуправления. 18 активных студентов на один рабочий день получили возможность занять руководящие должности вуза.

13.02.2025

Мечтаете создавать мультфильмы, которые покорят мир? Ваш шанс начинается здесь!

ГИКИТ ждет желающих освоить новые творческие профессии. Весна – самое время выбрать интересующую программу обучения на 2025 учебный год. Одна из самых востребованных – режиссура анимации.

12.02.2025

Преподаватель ГИКИТ провела мастер-классы по киноискусству в ДНР и ЛНР

Доцент кафедры неигрового кино ГИКИТ Мария Морозова вместе с представителями творческих вузов России в период с 5 по 7 февраля провела очные мастер-классы в рамках проекта «Путь к мечте»

12.02.2025

14 февраля в ГИКИТ пройдет День самоуправления

16 активных студентов на день попробуют себя в роли представителей ректората и руководства кафедр

12.02.2025

АНИМАМАРКЕТ: взрыв креатива!

"Анимамаркет" в ГИКИТ - это ключевое событие для аниматоров, где рождаются новые проекты и команды! Кроме того, "Анимамаркет" объявляет конкурс анимационных заставок для логотипа ГИКИТ, которые станут частью фестиваля "Ща5сек" (все условия в конце статьи).

11.02.2025

В ГИКИТ снимают телеспектакль «Кики ван Бетховен»

С 10 февраля в киноконцертном зале ГИКИТ проходят съемки студенческого спектакля режиссера-постановщика Николая Шнейдера при участии начинающих актеров мастерской Анны Ковальчук.

10.02.2025

«Телевизионщик, скажи что-нибудь по- телевизионщицки»: в ГИКИТ раскрыли секреты профессии будущим тележурналистам

На  мастер-классе Михаила Фатеева абитуриенты узнали, чем тележурналистика отличается от других медиа, и как работает телевидение изнутри. 

10.02.2025

Работы выпускников и студентов ГИКИТ представлены на городской выставке «Анимаграфика»

Выставка, посвященная тридцатилетию кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, открылась в библиотеке книжкой графики.

07.02.2025

ГИКИТ развивает сотрудничество с Санкт-Петербургским Музеем политической истории

В Музее прошла экскурсия и семинар по воспитательной работе для сотрудников института, где обсудили сотрудничество вуза и музея и представленные перед учреждениями культуры задачи

06.02.2025

ГИКИТ стали партнером кинофестиваля в Горном университете

Представители ГИКИТ выступили партнёрами на внутреннем IX кинофестивале «Золотые молоточки» в Горном университете.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен