04.08.2016
Фотовыставка, посвященная Борису Эйфману, открылась на Невском проспекте
К 70-летию знаменитого хореографа Бориса Эйфмана, члена попечительского совета СПбГИКиТ, профессора, заведующего кафедрой пластического воспитания, в международном фонде «Фотолетопись Петербурга» на Невском пр., 88 открыта выставка Игоря Метельского. На фотографиях, запечатлевших моменты репетиции спектакля «Реквием», выдающийся балетмейстер предстаёт перед зрителем вдохновенным творцом, талантливым организатором и педагогом
На открытии выставки «Борис Эйфман. Что не видит зритель» юбиляр отметил, что фотографу Игорю Метельскому удалось выразить эмоциональное соучастие действующих лиц, прочувствовать глубину эмоций и мыслей, которые создаются на сцене:
– Когда ты работаешь, не замечаешь мгновений творчества, которое состоит из отдельных кадров. В каждом жесте, в каждом движении заложен какой-то посыл и ответ артистов. Но ты не акцентируешь на этом внимания, потому что идёт целый поток различных посылов и движений – своеобразных волн, которые исходят от тебя и возвращаются, – а такие мгновения, кадры, конечно же, раскрывают творческие секреты – скрытую за кулисами мистическую тайну, которая возникает в процессе репетиции. Иногда приходишь в пустое балетное пространство – оно ещё холодное, не наполненное эмоциями. А в конце репетиции ты чувствуешь, как стены раздвинулись, – и всё наполнилось чувством творчества и вдохновения. Мне кажется, что Игорю Михайловичу удалось передать эти мгновения, наполненные внутренним содержанием и смыслом.
Куратор выставок международного фонда «Петербургская фотолетопись» Александра Кривцова, выпускница СПбГИКиТ по специальности «Киноаппаратура», ученица В.С. Якимовича, рассказала нашему корреспонденту о концепции выставки:
– Автор, долгие годы посещая репетиции театра, был настолько поражён атмосферой творческого процесса, что решил выставить на суд зрителей свои впечатления. Это репортажные съёмки, но на снимках «работает» сам балет: работает Эйфман, работают актёры, их лица, тела, движения, благодаря чему выставка хорошо принимается зрителями. Посетителям выставка нравится, они как будто присутствуют на спектакле Эйфмана, у которого абсолютно свой темп дыхания. Как говорил Булат Окуджава, «каждый пишет, как он дышит», – вот он так дышит, и танцоры, которым удаётся подстроиться под это дыхание, подхватить ритм и понять суть, становятся танцорами балета Эйфмана. Мастер заставляет их шире видеть, учит новому балетному мышлению. К юбилею Бориса Яковлевича была нужна выставка подобного рода: в театр, на балет мы идём за эмоциями, задача художника – превзойти эти ожидания, удивить не только балетной техникой, но и выразить то, что волнует человека; передать чувства через пластику тела, жизненные ситуации – через танец, а страсть – через мимику... И зритель, сопереживая, остается благодарен.
Выставка решена автором в чёрно-белом цвете. Сознательно или интуитивно Игорь Метельский представил зрителю ключик-метафору для восприятия репетиции как черновика будущего спектакля, и посетители становятся свидетелями созидания обыкновенного чуда, когда из нелепого, смешного, безрассудного и безумного вдруг возникает волшебное:
К юбилею Бориса Эйфмана в здании Академии танца Бориса Эйфмана на Большом проспекте Петроградской стороны организована выставка инсталляций, созданных театральными художниками Яной Глушанок и Юрием Сучковым. В экспозиции представлены эскизы костюмов и декорации спектаклей хореографа, фотографии и афиши, реквизит и личные вещи Бориса Эйфмана. Горожане смогут осмотреть эту выставку лишь с сентября, когда в Академии начнется учебный год. В будущем в этом здании должен открыться музей балета.
Также 22 июля в честь известного хореографа на сцене Александринского театра состоялся торжественный концерт. Пришедшие поздравили мастера и увидели фрагменты его постановок – «Анна Каренина», «Роден», «Up&Down», «Чайковский. PRO&CONTRA» и другие.
Служба информации СПбГИКиТ