26.01.2016
Институт в годы войны и блокады
Студентам СПбГИКиТ есть чем гордиться. Особой страницей в истории вуза выделяются годы Великой Отечественной войны. В этот период народ нашей страны выдержал тяжелейшие испытания, победил жестокого, умелого и чрезвычайно сильного врага. Накануне войны Ленинградский институт киноинженеров готовил киноинженеров-механиков широкого профиля, технологов, конструкторов, инженеров по оборудованию фабрики кинопленки
22 июня 1941 года враг напал на Советский Союз. Число студентов, ушедших на фронт в первые дни войны, стремительно растет. К 1 декабря в Институте осталось 40% от прежнего числа студентов (около 400 человек), 37% состава преподавателей, 27% вспомогательного состава.
Большинство ликовцев стали участниками обороны Ленинграда. Первый полк третьей — Фрунзенской — дивизии народного ополчения был направлен сначала на строительство оборонительных сооружений в районе Пулковских высот, а затем на защиту оборонительного района у реки Луга. Особенно ожесточенные бои велись у Шуваловского переезда. Здесь погибли преподаватели института Г.Ф. Сталь, В.И. Фёдоров. Фрунзенская дивизия народного ополчения стойко оборонялась, удерживая врага. Мужество бойцов, в том числе и защитников Лужского рубежа, сыграло важную роль в срыве планов противника, рассчитывавшего на молниеносную войну. У поселка Нурмалицы было остановлено крупное наступление финских войск. В числе воинов-ликовцев был декан химико-технологического факультета И.Ф. Макагон. Он, а также аспиранты Б.Б. Баскин и Н.А. Голубев погибли уже в начале войны.
Печальный список ликовцев, павших смертью храбрых в боях при защите Родины, значителен. Среди них: А.В. Банин, П.С. Безеков, Б.Х. Бескин, В.Е. Былинин, А.М. Вачнадзе, К.Д. Герасимов, Л. П. Грушевский, Б.Н. Добрышин, В.С. Коренюк, Н.П. Левицкий, А.Г. Мягких, Г.В. Путятин, А.Г. Стражник, Н.В. Ушаков, С.П. Шувалов. Всех не перечислишь! Да и не все известны.
«На втором курсе химико-технологического факультета нас было 10 парней, — рассказывал ветеран войны Казимир Александрович Августинович. — С войны вернулись трое. Узнать что-либо об остальных не смог». Казимир Александрович Августинович в начале войны защищал Военно-морскую базу на полуострове Ханко. Подвиг защитников «Красного Гангута» общеизвестен.
Выпускник института 1941 года Вячеслав Владимирович Нестеров защищал Ленинград на Пулковских высотах. Командовал взводом пулеметчиков. Был тяжело ранен и потерял зрение. По льду Ладожского озера его эвакуировали в Свердловск. В послевоенное время он освоил пишущую машинку и написал книги о Ленинграде: «Знаешь ли ты свой город?» и «Львы стерегут город». Его победа над обстоятельствами сродни военному подвигу.
Самые жестокие, кровопролитные бои за Ленинград развернулись в «бутылочном горлышке». Так назвали полоску земли, занятую противником и отделявшую Ленинградский фронт от Волховского, а следовательно и Ленинград от Большой Земли, шириной в 12–20 км у южных берегов Ладожского озера. «В составе и Ленинградского, и Волховского фронтов воевали ликовцы», — вспоминает ветеран войны и нашего института, проделавший значительную работу по изучению его истории, В. Маньковский. — Воевали более трех лет. Столь продолжительной была битва за Ленинград. Это было самое длительное сражение Второй мировой войны. Представляется, что значимость битвы за Ленинград в победе нашего народа в Великой Отечественной войне до сих пор недооценивается. Недопустимо кратко ее излагают в школьных учебниках», — считает он.
Война требовала подготовки специалистов новых специальностей. Так, химический факультет готовил инженеров по снаряжению боеприпасов. Студенты механического факультета в сотрудничестве с Военно-механическим институтом осваивали технологию производства взрывателей. Электротехнический факультет тесно сотрудничал с Военно-технической академией связи.
Большое значение уделялось продолжению научных исследований по обработке спецпленки для аэрофотосъемок (руководитель Ляликов), совершенствованию радиоустройств оборонного значения (руководитель Волынкин), приборов для переливания крови (руководители Добронравов и Цвибель). Мигай, Куперберг, Байер продолжали работу над кандидатскими, а Герасимов, Волынкин, Баландин, Брусиловский, Ляликов — над докторскими диссертациями.
Институт выступил с инициативой механической обработки гранат Ф-1, изготовления оптических приборов, участия в производстве приборов для переговорных устройств на танках и самолетах, средств связи на инфракрасных лучах, приборов для автоматической и электронной сигнализации, используемой для охраны складов боеприпасов. Пришло осознание роли и значимости кино как агитационного и пропагандистского средства в условиях войны.
15 марта 1942 года, согласно Постановлению СНК СССР об эвакуации ленинградцев, институт выехал на Северный Кавказ, в город Железноводск. Летом 1942 года противник все ближе подходил к Кавказу. В августе 1942 года руководство института получило приказ об эвакуации в Самарканд. Часть студентов и преподавателей, особенно из тех, кто был на сельскохозяйственных работах, эвакуироваться не успели.
С 1 ноября 1942 года институт начал работу в Самарканде. Занятия проводились в здании пожарной команды, которое находилось в старом городе близ Регистана. На первом его этаже стояли машины, а на втором были комнаты для занятий студентов института. В двух из них установили школьные парты, а две приспособили под кинотехническую и электротехническую лаборатории. В них установили приборы, сохраненные К.И. Зубковичем. Аппаратура, вывезенная из Ленинграда, была утрачена при переезде через Ладожское озеро.
Главная проблема — не хватало преподавателей. Своих начала было трое: супруги А.М. и В.В. Брусиловские, В.И. Волынкин. Затем после демобилизации в связи с ранением приехал
С.М. Проворнов. В марте 1943 года, после того как Железноводск был освобожден от оккупации, в Самарканд прибыли сотрудники института, не успевшие эвакуироваться из города, оказавшегося во власти немцев. Жили студенты в одноэтажном доме в тяжелых бытовых условиях, но, несмотря на это, учебные занятия продолжались.
Силами студентов и преподавателей разработали большой участок земли. Посадили овощи. Пололи, окучивали, поливали растения. Затем начались авральные работы по уборке хлопка. Студенты и преподаватели института также принимали участие и в строительстве Фархардской и Талигулянской ГЭС.
Осенью 1943 года проходил прием на первый курс института. Параллельно с занятиями по специальности шли занятия по военному делу.
После полного снятия блокады в январе 1944 года встал вопрос о возвращении института в Ленинград. В июне 1945 года, после Победы и демобилизации, 52 участника Великой Отечественной войны вернулись в институт. В октябре 1945 года прибыл эшелон из Самарканда со студентами трех первых курсов и оборудованием. Начался новый период в жизни института, ныне Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.
Олег Андреевич Дмитриев
Алексей Григорьевич Алексеев