11.09.2015
«Что? Где? Когда?» празднует юбилей
4 сентября популярной телевизионной игре «Что? Где? Когда?» исполнилось 40 лет. В связи с этим известный знаток элитарного клуба, преподаватель Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Сергей Валентинович Виватенко рассказал об особенностях игры и связанных с ней воспоминаниях
- Сергей Валентинович, как вы попали в интеллектульный клуб?
— Я с детства любил русские народные загадки. Когда был ребенком, все время пытался решить различные задачи, а потом оказалось, что русская народная загадка и «Что? Где? Когда?» - это одно и тоже. И там и там что-то закручено, а ответ банален. Единственное, отличие - в «Что? Где? Когда?» вопросам нужен источник, то есть это не только сказки, но и какое-то интересное событие, о котором можно где-то прочитать. В 1975 году, когда мне было 9 лет, вышла первая игра «Что? Где? Когда?», она мне очень понравилась. Но поначалу я профессионально занимался КВН. Мы были чемпионами города. А потом отец в 1989 году прочитал в газете о наборе знатоков в Ленинрадский клуб, и мы с одноклассником решили попробовать. С этого момента мы начали играть активно и выигрывать турниры. В 1992 году нас пригласили на съемки «Брэйн ринга», а в элитарном клубе я с 1996 года.
- В каком формате существовала программа тогда?
— Надо понимать, что интеллектуальное движение - это айсберг: одна девятая на поверхности, все остальное под водой. «Что? Где? Когда?» - не только телевидение, это городские, региональные клубы, кружки, организации. Чем хороша игра и почему она стала такой популярной? С одной стороны, Россия всегда была страной знаний, с другой стороны, в то советское время, когда была цензура, прямой эфир был «глотком свежего воздуха». В-третьих, один ум - хорошо, а полтора лучше. Если ты не придумаешь ответ сам, тебе помогут партнеры. «Что? Где? Когда?» - это исконно наша командная игра, в Европе или в Америке все-таки акцент на индивидуальность, а у нас одному не прожить. Из-за климата, из-за истории. Поэтому «Что? Где? Когда?» впитала в себя такой симбиоз разных вещей, который «взорвал» аудиторию, людям стало интересно. Теперь игра является спортивно-интеллектуальной, есть федерации в 18 странах, проводятся чемпионаты мира.
- Какие-то цели, идеи преследует игра, или Вам просто итересен процесс?
— Победить других. В игре идет борьба. Или команды против ведущего, или против телезрителей, или против другой команды. Побеждать хочется всегда. Надо ответить на большее количество вопросов, чем твой сосед. А победа всегда интересна. Я с детства много читал, я из интеллигентной семьи. И неожиданно все те знания, которые я получил в школе или еще где-то, оказываются востребованы. Таким образом, совмещается приятное с полезным. Для меня «Что? Где? Когда?» в первую очередь - это спорт, борьба.
- Как близкие относились к увлечению?
— Когда ты к играм КВН готовишься, ты пропадаешь днем и ночью. Здесь чуть-чуть раньше приходил домой. В этом отношении, может, они даже и обрадовались. КВНовцы по жизни зачастую достаточно скучные люди. То есть они могут шутить, но внутри быть абсолютно пустыми. Поэтому в какой-то момент мне стало неинтересно. Мы уже выиграли все, что можно. Ну сколько можно было шутить? А тут появилось «Что? Где? Когда?», что-то новое, интересное, и я остался в этом движении.
- Что-то меняется в «Что? Где? Когда?» с течением времени?
— Меняется уровень вопросов, их направленность. Все зависит от популярности и времени. Вместе со средним уровнем развития общества изменяется и уровень вопросов в телевизионной игре. Поэтому руководство игры постепенно что-то упрощает. Если вы заметите, вопросы для молодых и старых команд различны. Остается неизменным самое главное - 6 человек, вопрос, минута обсуждения, мозговой штурм и ответ. Ну и удовлетворение от правильного ответа. «Что? Где? Когда?» помогает по жизни: можно научиться работе в команде, слушать и слышать друг друга. Нынешнее поколение не привыкло слушать, а там, если ты не слушаешь, ничего не получится. В игре как на подводной лодке: если вы не будете вместе совершать определенные маневры, лодка просто утонет, и вы не ответите на вопрос. Поэтому все должны отдать определенное количество силы, таланта игре, чтобы достичь желаемого результата.
- Борис Крюк в интервью недавно заявил об «омоложении состава знатоков», какие планы у Вас по развитию игры?
— Для меня телевизионная игра «Что? Где? Когда?» - уже не самоцель. Я 10 сезонов отыграл в элитарном клубе, в «Брэйн ринге» стал четырнадцатикратным чемпионом, я давно уже занимаюсь в Санкт-Петербурге интеллектуальными играми. У меня есть интеллектуальный клуб «Коломна», в который каждую субботу приглашаю всех желающих.
Но даже когда у тебя за спиной такой опыт, во время игры все равно «отключаешься», у тебя только одна цель. Понятно, что в прямом эфире труднее отвечать на вопросы. Софиты, бегающие операторы в замкнутом пространстве, вокруг могут стоять люди, которые не хотят, чтобы вы прошли дальше. Но у всех одна цель - победить. И все хотят ее достичь.
- Вы придерживаетесь каких-либо правил в игре?
— За мной, как за капитаном команды, остается выбор итоговой версии ответа. Люди могут говорить правильные версии за столом, но их надо услышать. Я стараюсь раскрыть каждого, чтобы ему было комфортно за моим столом, чтобы игроки не боялись. С каждым годом труднее становится набирать команды среди молодежи. Студенческие команды сейчас только к 3 курсу начинают вникать в суть процесса. Они научились слушать, анализировать, находить в вопросах подсказки, ведь в хорошем вопросе есть подсказки, которые надо просто увидеть. Сейчас нужно чуть больше усилий для того, чтобы что-то организовать. Можно сделать из любого человека игрока, образованного человека. Но только если он сам этого хочет. Я со своей стороны сделаю все от меня зависящее, чтобы максимально популяризировать игру «Что? Где? Когда?» здесь, в Санкт-Петербургском институте кино и телевидения, причем и среди воспитанников, и среди сотрудников. Студентам хочется сказать напоследок следующее: не верьте, что женщины любят красивых, женщины любят умных!
Служба информации СПбГИКиТ