Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.06.2015

Сергей Юриздицкий: "Ищите в себе художника!"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс именитого советского и российского кинооператора Сергея Юриздицкого, творческая деятельность которого неразрывно связана с такими режиссерами, как Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский и многими другими

Сергей Юриздицкий сегодня он работает с молодыми режиссерами, в том числе за рубежом. Его неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа отметил во вступительной речи заведующий кафедрой операторского искусства Николай Васильевич Волков.

 

После совместного просмотра фильма Александра Сокурова «Дни затмения», получившего премию Союза кинематографистов СССР за лучшую операторскую работу, Сергей Петрович Юриздицкий обсудил со студентами современные тенденции развития операторского искусства.

—  Сергей Петрович, чему посвящен Ваш мастер-класс?

—  Недавно я написал книгу, посвященную цифровым кинотехнологиям в области операторского искусства. Зачастую операторы сильно зависят от видеоинженеров, так как не очень хорошо осведомлены о том, что происходит в мире технологий. Поэтому операторы вынуждены придерживаться определенных рамок, не зная, как выйти за их пределы. Я считаю, что хороший оператор обязан знать границы возможного. Именно на этих рубежах и возникает настоящее искусство. Видеинженеры же заставляют нас придерживаться середины, так как такой продукт наиболее востребован в пост-продакшне. Сегодня профессия оператора сильно изменилась благодаря современным технологиям. В советские времена, когда съемка велась на пленку, возможности оператора были весьма ограничены, работа велась практически вслепую, съемочная группа не могла оценить отснятый материал. Роль оператора была колоссальна, от него зависел конечный результат. Сейчас ситуация иная. Продюсер и режиссер в режиме реального времени видят снимаемый материал и могут диктовать свои условия.

— Где проходит граница между полномочиями оператора, режиссера и продюсера?

— Съемке каждого фильма предшествует длительный подготовительный период, в течение которого режиссер общается с оператором, старается донести до него свое видение. А граница между ними проходит по продюсеру, целям и материально-техническим возможностям проекта. В результате нивелируется роль режиссера монтажа, поскольку решающее слово остается за продюсером.

—  Разве это возможно?

— Если мы говорим о европейском и американском кино, то оно заранее планируется до кадра. Режиссер получает подробную раскадровку, а талант режиссера монтажа сводится к тому, чтобы все это было красиво сведено в единую картину.

—  Оператор – это больше творческая или техническая профессия?

—  Оператор – исключительно творческая профессия. Я искренне убежден, что оператора можно научить выражать свои мысли с технической точки зрения. А научить его хорошему вкусу, чувству стиля невозможно. Научить оператора киноискусству можно в картинной галерее, концертном зале – то есть наполнить его душу образами. А дальше он сам сможет ими пользоваться.

— Расскажите, пожалуйста, о западной схеме кинопроизводства и роли оператора в процессе съемок.

 Технологический процесс производства современных фильмов автоматизирован и унифицирован. Часто мы не знаем имен операторов, режиссеров монтажа и других людей, причастных к созданию того или иного фильма. Гигантскими фабриками по кинопроизводству применяются стандартные технологии, световые и цветовые решения. Многие хорошие режиссеры выходят за рамки этого процесса, создавая новый уровень стандарта. Впервые попав на европейские съемочные площадки, я был удивлен, что светотехники, работающие там, начинают создавать декорации для съемок еще до беседы с оператором! Они заранее знают, какое оборудование будет использоваться, как работать с разными видами света. Молодой оператор, особенно без личной харизмы, попадает в тепличные условия, лишается своего видения, действует по шаблону. Однажды я работал с немецким ассистентом, который был в восторге от того, что я работаю не по общепринятым правилам, не по канонам.

Насколько данные стандарты подвержены изменениям?

— Они непостоянны. Например, сегодня в моде движущиеся камеры. Доходит до того, что если камера стоит на штативе, то в пост-продакшне кадру искусственно придают эффект движения. Связано это как с потребностями публики, так и с новыми веяниями, которые становятся модными – ярким примером является Ларс фон Триер со своей многокамерной съемкой.

— Как человек, поработавший с отечественными и зарубежными режиссерами, оцените, пожалуйста, уровень массовой кинопродукции, выходящей в России, в том числе с точки зрения операторской работы.

— Студенты, выпускающиеся по данному направлению в нашей стране, по большей части стараются раздвигать горизонты, ломать существующие стерепотипы. Коммерческий успех оператора неизбежно приводит к тому, что его имя стирается – все начинают работать по заданному им стандарту. Есть операторы, которые пропитываются стандартами и придерживаются мейнстрима, но есть и те, кто старается выйти за рамки, и именно они приобретают имена.

 Судя по всему, Вы крайне негативно относитесь к штампам…

— Нет. Просто мне интересно делать что-то особенное. Но порой я с удовольствием могу посмотреть интересный, но стандартный с точки зрения операторской работы детектив. Вопрос в том, является ли кино искусством. Его изначальная цель – развлечение людей. Как известно, чтобы киноиндустрия процветала, надо, чтобы она была интересна людям. На мой взгляд, эти вещи взаимосвязаны. Есть киноиндустрия, целью которой является развлечение, и в ее рамках развиваются технические стандарты. Параллельно внутри нее появляются люди, которые хотят отойти от стандартов. И на этом стыке рождается искусство. На протяжении первых десяти лет своей творческой деятельности за свои эксперименты я получал исключительно оплеухи и ярлыки с пометкой «брак». Я отвечал, что по-другому я снимать не умею и не буду. При этом студент, говорящий мне, что можно снимать исключительно при помощи современных технологий, тоже по-своему прав: так делает большинство, и за это платят хорошие деньги.

— Что бы Вы могли посоветовать нашим студентам?

—  Ходите по музеям. Смотрите на хорошую живопись, выберите себе любимых художников. Посещайте выставки. Это примитивный совет, потому что кино – это не живопись. Но это помогает. Помогает и музыка, и другие виды искусства. Ищите в себе художника. Кстати, кино я бы не ставил в первый ряд в плане саморазвития. Например, Сокуров не смотрел чужие фильмы. Ему это было не нужно, все фильмы были у него внутри. Кинооператор – это не тот человек, который любит кино, а тот человек, который хочет его делать. Любые новые явления в мире кино рождаются спонтанно, на чувствах. Я не могу объяснить студентам, как сделать изображение, которое захватит людей. Я и сам этого не знаю. Я прихожу на площадку и никогда заранее не знаю, что я буду делать. И каждый раз искренне радуюсь, когда приходят хорошие идеи. А в ситуациях, когда интересных идей не появляется, нужна хорошая школа. Не посетила муза – сделай хорошее стандартное изображение. Научить этому мы можем. Но это не главное. Это лишь  подстраховка. Институт должен научить операторов тому, чтобы они смогли выйти из критической ситуации на съемочной площадке, остальное – в руках самих студентов.

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

20.02.2025

Студенты ГИКИТ встретились с актером, каскадером, режиссером Сергеем Гарусовым

Фонд «Защитники Отечества» инициировал встречу с актером, каскадером и автором собственных документальных проектов – Сергеем Гарусовым.

19.02.2025

В ГИКИТ прошли съемки телеспектакля «Кики ван Бетховен»

В вузе впервые прошли съемки студенческого спектакля театра «По Правде» для создания телеверсии постановки.

18.02.2025

Владислав Лукинов вошел в молодёжный парламент при Госдуме РФ

Старший преподаватель кафедры Владислав Алексеевич Лукинов избран членом экспертного совета молодежного парламента при Государственной думе Российской Федерации и вошел в комиссию по информационной политике, информационным технологиям и связи.

17.02.2025

В ГИКИТ во второй раз провели День самоуправления

Активисты из студсовета попробовали себя в роли руководства вуза и предложили варианты решения актуальных проблем организации студенческой жизни.

14.02.2025

В ГИКИТ прошел показ и обсуждение фильма «Ловушка для тигра»

Но показе и встрече со студентами лично присутствовала вся съемочная группа документального фильма.  

14.02.2025

В ГИКИТ стартовал День самоуправления

14 февраля в институте кино и телевидения начался день самоуправления. 18 активных студентов на один рабочий день получили возможность занять руководящие должности вуза.

13.02.2025

Мечтаете создавать мультфильмы, которые покорят мир? Ваш шанс начинается здесь!

ГИКИТ ждет желающих освоить новые творческие профессии. Весна – самое время выбрать интересующую программу обучения на 2025 учебный год. Одна из самых востребованных – режиссура анимации.

12.02.2025

Преподаватель ГИКИТ провела мастер-классы по киноискусству в ДНР и ЛНР

Доцент кафедры неигрового кино ГИКИТ Мария Морозова вместе с представителями творческих вузов России в период с 5 по 7 февраля провела очные мастер-классы в рамках проекта «Путь к мечте»

12.02.2025

14 февраля в ГИКИТ пройдет День самоуправления

16 активных студентов на день попробуют себя в роли представителей ректората и руководства кафедр

12.02.2025

АНИМАМАРКЕТ: взрыв креатива!

"Анимамаркет" в ГИКИТ - это ключевое событие для аниматоров, где рождаются новые проекты и команды! Кроме того, "Анимамаркет" объявляет конкурс анимационных заставок для логотипа ГИКИТ, которые станут частью фестиваля "Ща5сек" (все условия в конце статьи).

11.02.2025

В ГИКИТ снимают телеспектакль «Кики ван Бетховен»

С 10 февраля в киноконцертном зале ГИКИТ проходят съемки студенческого спектакля режиссера-постановщика Николая Шнейдера при участии начинающих актеров мастерской Анны Ковальчук.

10.02.2025

«Телевизионщик, скажи что-нибудь по- телевизионщицки»: в ГИКИТ раскрыли секреты профессии будущим тележурналистам

На  мастер-классе Михаила Фатеева абитуриенты узнали, чем тележурналистика отличается от других медиа, и как работает телевидение изнутри. 

10.02.2025

Работы выпускников и студентов ГИКИТ представлены на городской выставке «Анимаграфика»

Выставка, посвященная тридцатилетию кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, открылась в библиотеке книжкой графики.

07.02.2025

ГИКИТ развивает сотрудничество с Санкт-Петербургским Музеем политической истории

В Музее прошла экскурсия и семинар по воспитательной работе для сотрудников института, где обсудили сотрудничество вуза и музея и представленные перед учреждениями культуры задачи

06.02.2025

ГИКИТ стали партнером кинофестиваля в Горном университете

Представители ГИКИТ выступили партнёрами на внутреннем IX кинофестивале «Золотые молоточки» в Горном университете.

05.02.2025

В ГИКИТ откроется новая мастерская актеров музыкально-драматического театра и кино

В 2025 году курс в ГИКИТ набирают заслуженный артист РФ, актер театра и кино Евгений Александров и режиссёр, театральный педагог Даниил Эстрин.

04.02.2025

Кино ГИКИТ доступно на платформе «Ноль Плюс»

Анимационные фильмы студентов и выпускников кафедры режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма теперь доступны на платформе «Ноль Плюс»

03.02.2025

Студентка ГИКИТ возглавила информационную комиссию в Молодёжном парламенте Санкт-Петербурга

Студентка 3 курса направления «Реклама и связи с общественностью» ГИКИТ Дарья Кутузова стала руководителем информационной комиссии в Молодёжном парламенте Санкт-Петербурга при Законодательном собрании.

31.01.2025

2 февраля – День окончания Сталинградской битвы

2 февраля 1943 года завершилось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны – Сталинградская битва

30.01.2025

Форум «Красуйся, град Петров!» стартовал в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, в стенах киноконцертного зала ГИКИТ, взошла звезда 45-го Международного Анимационного Форума «Красуйся, град Петров!».

30.01.2025

ГИКИТ приобрел систему АНТИДРОН для бойцов СВО

На собранные студентами и сотрудниками ГИКИТ средства для бойцов СВО купили ценное оборудование

29.01.2025

В ГИКИТ прошли открытые мастер-классы для школьников

На факультете дополнительного образования ГИКИТ прошла серия профориентационных мастер-классов для детей и подростков. Гостями вуза стали ребята из школ Санкт-Петербурга.

28.01.2025

Разработка студента ГИКИТ – в полуфинале Всероссийского инженерного конкурса

Дипломный проект студента выпускного курса профиля «Аудиовизуальная техника» Тимофея Иванова вышел в полуфинал Всероссийского инженерного конкурса Минобрнауки РФ.

28.01.2025

Фильм выпускницы ГИКИТ «Вселение» отмечен на кинофестивале в Сербии

Режиссер Софья Чигирова получила специальное упоминание жюри, а оператор фильма Владислав Бурлака – награду за лучшую операторскую работу

27.01.2025

81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда: память о подвиге, который нельзя забыть

23.01.2025

В ГИКИТ наградили психологов-практикантов из вузов России

В ГИКИТ наградили лучших студентов-психологов из вузов России, проходивших практику на базе нашего института.

22.01.2025

2025: Год защитника Отечества - память, патриотизм и единство поколений

Министерство культуры России поддержало инициативу президента, объявив тему «Герои» для акции «Ночь музеев». Наш вуз активно будет реализовывать патриотические проекты, выставки, мероприятия, включая проект «Лики Победы», и проект «Молодежный музейный центр «Ленинград»».

22.01.2025

Студенты мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой защитили первые курсовые

12 первых курсовых проектов второкурсников мастерской режиссуры игрового кино Татьяны Мельниковой и Антона Сиверса успешно прошли защиту.

21.01.2025

Девять курсовых фильмов мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина успешно прошли защиту

У третьекурсников кафедры режиссуры игрового кино прошла защита первых курсовых фильмов. Один из десяти проектов отправлен на доработку.

20.01.2025

Актеры первого курса показали творческий «Процесс»

Студенты ГИКИТ мастерской народной артистки РФ Анны Алексахиной сдали зачет по актерскому мастерству.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен