Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.06.2015

Сергей Юриздицкий: "Ищите в себе художника!"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс именитого советского и российского кинооператора Сергея Юриздицкого, творческая деятельность которого неразрывно связана с такими режиссерами, как Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский и многими другими

Сергей Юриздицкий сегодня он работает с молодыми режиссерами, в том числе за рубежом. Его неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа отметил во вступительной речи заведующий кафедрой операторского искусства Николай Васильевич Волков.

 

После совместного просмотра фильма Александра Сокурова «Дни затмения», получившего премию Союза кинематографистов СССР за лучшую операторскую работу, Сергей Петрович Юриздицкий обсудил со студентами современные тенденции развития операторского искусства.

—  Сергей Петрович, чему посвящен Ваш мастер-класс?

—  Недавно я написал книгу, посвященную цифровым кинотехнологиям в области операторского искусства. Зачастую операторы сильно зависят от видеоинженеров, так как не очень хорошо осведомлены о том, что происходит в мире технологий. Поэтому операторы вынуждены придерживаться определенных рамок, не зная, как выйти за их пределы. Я считаю, что хороший оператор обязан знать границы возможного. Именно на этих рубежах и возникает настоящее искусство. Видеинженеры же заставляют нас придерживаться середины, так как такой продукт наиболее востребован в пост-продакшне. Сегодня профессия оператора сильно изменилась благодаря современным технологиям. В советские времена, когда съемка велась на пленку, возможности оператора были весьма ограничены, работа велась практически вслепую, съемочная группа не могла оценить отснятый материал. Роль оператора была колоссальна, от него зависел конечный результат. Сейчас ситуация иная. Продюсер и режиссер в режиме реального времени видят снимаемый материал и могут диктовать свои условия.

— Где проходит граница между полномочиями оператора, режиссера и продюсера?

— Съемке каждого фильма предшествует длительный подготовительный период, в течение которого режиссер общается с оператором, старается донести до него свое видение. А граница между ними проходит по продюсеру, целям и материально-техническим возможностям проекта. В результате нивелируется роль режиссера монтажа, поскольку решающее слово остается за продюсером.

—  Разве это возможно?

— Если мы говорим о европейском и американском кино, то оно заранее планируется до кадра. Режиссер получает подробную раскадровку, а талант режиссера монтажа сводится к тому, чтобы все это было красиво сведено в единую картину.

—  Оператор – это больше творческая или техническая профессия?

—  Оператор – исключительно творческая профессия. Я искренне убежден, что оператора можно научить выражать свои мысли с технической точки зрения. А научить его хорошему вкусу, чувству стиля невозможно. Научить оператора киноискусству можно в картинной галерее, концертном зале – то есть наполнить его душу образами. А дальше он сам сможет ими пользоваться.

— Расскажите, пожалуйста, о западной схеме кинопроизводства и роли оператора в процессе съемок.

 Технологический процесс производства современных фильмов автоматизирован и унифицирован. Часто мы не знаем имен операторов, режиссеров монтажа и других людей, причастных к созданию того или иного фильма. Гигантскими фабриками по кинопроизводству применяются стандартные технологии, световые и цветовые решения. Многие хорошие режиссеры выходят за рамки этого процесса, создавая новый уровень стандарта. Впервые попав на европейские съемочные площадки, я был удивлен, что светотехники, работающие там, начинают создавать декорации для съемок еще до беседы с оператором! Они заранее знают, какое оборудование будет использоваться, как работать с разными видами света. Молодой оператор, особенно без личной харизмы, попадает в тепличные условия, лишается своего видения, действует по шаблону. Однажды я работал с немецким ассистентом, который был в восторге от того, что я работаю не по общепринятым правилам, не по канонам.

Насколько данные стандарты подвержены изменениям?

— Они непостоянны. Например, сегодня в моде движущиеся камеры. Доходит до того, что если камера стоит на штативе, то в пост-продакшне кадру искусственно придают эффект движения. Связано это как с потребностями публики, так и с новыми веяниями, которые становятся модными – ярким примером является Ларс фон Триер со своей многокамерной съемкой.

— Как человек, поработавший с отечественными и зарубежными режиссерами, оцените, пожалуйста, уровень массовой кинопродукции, выходящей в России, в том числе с точки зрения операторской работы.

— Студенты, выпускающиеся по данному направлению в нашей стране, по большей части стараются раздвигать горизонты, ломать существующие стерепотипы. Коммерческий успех оператора неизбежно приводит к тому, что его имя стирается – все начинают работать по заданному им стандарту. Есть операторы, которые пропитываются стандартами и придерживаются мейнстрима, но есть и те, кто старается выйти за рамки, и именно они приобретают имена.

 Судя по всему, Вы крайне негативно относитесь к штампам…

— Нет. Просто мне интересно делать что-то особенное. Но порой я с удовольствием могу посмотреть интересный, но стандартный с точки зрения операторской работы детектив. Вопрос в том, является ли кино искусством. Его изначальная цель – развлечение людей. Как известно, чтобы киноиндустрия процветала, надо, чтобы она была интересна людям. На мой взгляд, эти вещи взаимосвязаны. Есть киноиндустрия, целью которой является развлечение, и в ее рамках развиваются технические стандарты. Параллельно внутри нее появляются люди, которые хотят отойти от стандартов. И на этом стыке рождается искусство. На протяжении первых десяти лет своей творческой деятельности за свои эксперименты я получал исключительно оплеухи и ярлыки с пометкой «брак». Я отвечал, что по-другому я снимать не умею и не буду. При этом студент, говорящий мне, что можно снимать исключительно при помощи современных технологий, тоже по-своему прав: так делает большинство, и за это платят хорошие деньги.

— Что бы Вы могли посоветовать нашим студентам?

—  Ходите по музеям. Смотрите на хорошую живопись, выберите себе любимых художников. Посещайте выставки. Это примитивный совет, потому что кино – это не живопись. Но это помогает. Помогает и музыка, и другие виды искусства. Ищите в себе художника. Кстати, кино я бы не ставил в первый ряд в плане саморазвития. Например, Сокуров не смотрел чужие фильмы. Ему это было не нужно, все фильмы были у него внутри. Кинооператор – это не тот человек, который любит кино, а тот человек, который хочет его делать. Любые новые явления в мире кино рождаются спонтанно, на чувствах. Я не могу объяснить студентам, как сделать изображение, которое захватит людей. Я и сам этого не знаю. Я прихожу на площадку и никогда заранее не знаю, что я буду делать. И каждый раз искренне радуюсь, когда приходят хорошие идеи. А в ситуациях, когда интересных идей не появляется, нужна хорошая школа. Не посетила муза – сделай хорошее стандартное изображение. Научить этому мы можем. Но это не главное. Это лишь  подстраховка. Институт должен научить операторов тому, чтобы они смогли выйти из критической ситуации на съемочной площадке, остальное – в руках самих студентов.

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

15.01.2025

В ГИКИТ обучают ораторскому искусству работников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий ГИКИТ Арина Маркова провела мастер-класс по основам публичных выступлений для сотрудников прокуратуры со всей России.

14.01.2025

Студент ГИКИТ снял фильм о крупнейшей лавандовой плантации в Китае

Студент кафедры кинооператорского искусства, мастерской Николая Волкова и Сергея Ландо, Олег Фрига  принял участие в международной кинолаборатории «Looking China», в рамках которой снял документальный фильм о самой большой плантацией лаванды в Китае.

14.01.2025

Фильм ГИКИТ «Соколики» – победитель номинаций фестиваля «КиноКот»

Документальная картина преподавателя и выпускницы ГИКИТ Юлии Макаровой победила в двух номинациях международного фестиваля «КиноКот».

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

27.12.2024

Рекомендации в преддверии праздников

С приближением Нового года увеличивается риск возникновения пожаров из-за использования различных новогодних атрибутов: гирлянд, свечей, елок и фейерверков. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить безопасность, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района советует следовать следующим рекомендациям:

27.12.2024

Состоялся предновогодний показ анимационных фильмов

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения провел праздничный показ мультфильмов своих студентов и выпускников. Организатором выступила кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

26.12.2024

Состоялась творческая встреча для лиц с ограниченными возможностями

Участие в общественно-полезной деятельности – неотъемлемая часть жизни Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству с Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого взаимодействия состоялась творческая встреча преподавателей с членами организации на тему «Коммуникации вокруг нас»

26.12.2024

Фотографии Аллы Никитенко представили на крупных выставках

Снимки преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры увидели в галереях Санкт-Петербурга и Ставрополя

26.12.2024

Выпускники ГИКИТ награждены престижными призами

Киноработы выпускников Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения - в числе лауреатов Международного открытого молодежного фестиваля телевизионных программ и фильмов «Телемания»

26.12.2024

26 декабря свой юбилей празднует Михаил Боярский

Коллектив и студенты ГИКИТ поздравляют Михаила Сергеевича с праздником

25.12.2024

Студент Киновидеотехнического колледжа награжден Правительством Санкт-Петербурга

Будущий специалист в области театральной и аудиовизуальной техники, студент 4 курса Матвей Захаров, удостоен стипендии Правительства Санкт-Петербурга за высокие достижения в учебной, научно-исследовательской, творческой и общественной деятельности. Церемония награждения состоялась в рамках XXVII Ассамблеи молодых ученых и специалистов

25.12.2024

Состоялся питчинг работ игрового жанра

15 проектов по мотивам рассказов и повестей отечественных и зарубежных авторов, а также историй из жизни легли в основу первого питчинга мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович

25.12.2024

Кафедра компьютерной графики и дизайна отмечена очередными успехами

Уходящий год для кафедры компьютерной графики и дизайна Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, как и предыдущие, отмечен значимыми событиями. Среди них - международные конкурcы. Расскажем о двух из них

24.12.2024

Студентка ГИКИТ победила в престижном конкурсе

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения подведение итогов года – всегда волнительный и радостный период. Буквально каждый день приходят добрые известия об очередных достижениях преподавателей и студентов. Так, студентка факультета экранных искусств ГИКИТ Елизавета Единение (мастерская режиссуры документального фильма Виктора Васильева и Юлии Макаровой) стала победителем регионального этапа Международной премии #МЫВМЕСТЕ 2024 в номинации «Волонтер года», категория «Личность»

24.12.2024

Состоялся актерский показ «Перепады»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел третий актёрский показ мастерской Сергея Овчарова и Катарины Иванович под руководством Заслуженной артистки Российской Федерации, преподавателя по актёрскому мастерству Ирины Цветковой «Перепады»

24.12.2024

Состоялся показ фильмов-лауреатов VIII Международного русского кинофестиваля

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения показали две картины, удостоенные наград на VIII Международном русском кинофестивале

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась международная конференция

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения выступил организатором Международной конференции «Медиакоммуникационные технологии и управление проектами в творческих индустриях: актуальные вопросы и перспективные решения»

23.12.2024

Танцевальный коллектив ГИКИТ «Разные люди» отметил десятилетие

Большой юбилейный концерт приурочили к наступающему Новому году и церемонии награждения отличившихся студентов ГИКИТ и КВТК.

23.12.2024

В ГИКИТ состоялась игра «Что? Где? Когда?»

В Лофте Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения прошла интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Провел мероприятие бывший игрок элитарного клуба знатоков, российский историк, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и общественных наук ГИКИТ Сергей Виватенко. Впервые в истории вуза новогоднее сражение умов прошло силами трех команд студентов и преподавателей

23.12.2024

Состоялся мастер-класс Максима Фадеева и Сергея Белоуса

О том, как снимать независимое кино о войне; какие для этого нужны материальные и моральные ресурсы; как выглядит война глазами документалиста – обо всем этом студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказали основатели студии военной хроники «Realdoc Productions» - режиссер, оператор Максим Фадеев и продюсер, оператор Сергей Белоус. Мастер-класс «Война в объективе» был посвящен документальному фильму «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца»

20.12.2024

Студенты КВТК избраны «королем» и «королевой» Петербургского бала

Обучающиеся 2 курса Киновидеотехнического колледжа Никита Янчук (группа К1391) и Анастасия Шмелева (группа К1394) стали победителями Петербургского бала в номинации «Король и королева бала». Торжественное мероприятие состоялось на днях в Доме молодежи «Купчино»

18.12.2024

Делегация ГИКИТ посетила конференцию «Петербург культурный»

Представители Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения приняли участие в научно-практической конференции «Петербург культурный», состоявшейся в историческом мультимедийном парке «Россия – моя история». Мероприятие было посвящено 35-летию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры

18.12.2024

Сотрудники ГИКИТ награждены высокими государственными наградами

В рамках подведения итогов года два преподавателя Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения награждены премиями Администрации Санкт-Петербурга

17.12.2024

Прошел показ учебных фильмов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен