Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

15.06.2015

Сергей Юриздицкий: "Ищите в себе художника!"

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс именитого советского и российского кинооператора Сергея Юриздицкого, творческая деятельность которого неразрывно связана с такими режиссерами, как Александр Сокуров, Алексей Балабанов, Константин Лопушанский и многими другими

Сергей Юриздицкий сегодня он работает с молодыми режиссерами, в том числе за рубежом. Его неоценимый вклад в развитие отечественного кинематографа отметил во вступительной речи заведующий кафедрой операторского искусства Николай Васильевич Волков.

 

После совместного просмотра фильма Александра Сокурова «Дни затмения», получившего премию Союза кинематографистов СССР за лучшую операторскую работу, Сергей Петрович Юриздицкий обсудил со студентами современные тенденции развития операторского искусства.

—  Сергей Петрович, чему посвящен Ваш мастер-класс?

—  Недавно я написал книгу, посвященную цифровым кинотехнологиям в области операторского искусства. Зачастую операторы сильно зависят от видеоинженеров, так как не очень хорошо осведомлены о том, что происходит в мире технологий. Поэтому операторы вынуждены придерживаться определенных рамок, не зная, как выйти за их пределы. Я считаю, что хороший оператор обязан знать границы возможного. Именно на этих рубежах и возникает настоящее искусство. Видеинженеры же заставляют нас придерживаться середины, так как такой продукт наиболее востребован в пост-продакшне. Сегодня профессия оператора сильно изменилась благодаря современным технологиям. В советские времена, когда съемка велась на пленку, возможности оператора были весьма ограничены, работа велась практически вслепую, съемочная группа не могла оценить отснятый материал. Роль оператора была колоссальна, от него зависел конечный результат. Сейчас ситуация иная. Продюсер и режиссер в режиме реального времени видят снимаемый материал и могут диктовать свои условия.

— Где проходит граница между полномочиями оператора, режиссера и продюсера?

— Съемке каждого фильма предшествует длительный подготовительный период, в течение которого режиссер общается с оператором, старается донести до него свое видение. А граница между ними проходит по продюсеру, целям и материально-техническим возможностям проекта. В результате нивелируется роль режиссера монтажа, поскольку решающее слово остается за продюсером.

—  Разве это возможно?

— Если мы говорим о европейском и американском кино, то оно заранее планируется до кадра. Режиссер получает подробную раскадровку, а талант режиссера монтажа сводится к тому, чтобы все это было красиво сведено в единую картину.

—  Оператор – это больше творческая или техническая профессия?

—  Оператор – исключительно творческая профессия. Я искренне убежден, что оператора можно научить выражать свои мысли с технической точки зрения. А научить его хорошему вкусу, чувству стиля невозможно. Научить оператора киноискусству можно в картинной галерее, концертном зале – то есть наполнить его душу образами. А дальше он сам сможет ими пользоваться.

— Расскажите, пожалуйста, о западной схеме кинопроизводства и роли оператора в процессе съемок.

 Технологический процесс производства современных фильмов автоматизирован и унифицирован. Часто мы не знаем имен операторов, режиссеров монтажа и других людей, причастных к созданию того или иного фильма. Гигантскими фабриками по кинопроизводству применяются стандартные технологии, световые и цветовые решения. Многие хорошие режиссеры выходят за рамки этого процесса, создавая новый уровень стандарта. Впервые попав на европейские съемочные площадки, я был удивлен, что светотехники, работающие там, начинают создавать декорации для съемок еще до беседы с оператором! Они заранее знают, какое оборудование будет использоваться, как работать с разными видами света. Молодой оператор, особенно без личной харизмы, попадает в тепличные условия, лишается своего видения, действует по шаблону. Однажды я работал с немецким ассистентом, который был в восторге от того, что я работаю не по общепринятым правилам, не по канонам.

Насколько данные стандарты подвержены изменениям?

— Они непостоянны. Например, сегодня в моде движущиеся камеры. Доходит до того, что если камера стоит на штативе, то в пост-продакшне кадру искусственно придают эффект движения. Связано это как с потребностями публики, так и с новыми веяниями, которые становятся модными – ярким примером является Ларс фон Триер со своей многокамерной съемкой.

— Как человек, поработавший с отечественными и зарубежными режиссерами, оцените, пожалуйста, уровень массовой кинопродукции, выходящей в России, в том числе с точки зрения операторской работы.

— Студенты, выпускающиеся по данному направлению в нашей стране, по большей части стараются раздвигать горизонты, ломать существующие стерепотипы. Коммерческий успех оператора неизбежно приводит к тому, что его имя стирается – все начинают работать по заданному им стандарту. Есть операторы, которые пропитываются стандартами и придерживаются мейнстрима, но есть и те, кто старается выйти за рамки, и именно они приобретают имена.

 Судя по всему, Вы крайне негативно относитесь к штампам…

— Нет. Просто мне интересно делать что-то особенное. Но порой я с удовольствием могу посмотреть интересный, но стандартный с точки зрения операторской работы детектив. Вопрос в том, является ли кино искусством. Его изначальная цель – развлечение людей. Как известно, чтобы киноиндустрия процветала, надо, чтобы она была интересна людям. На мой взгляд, эти вещи взаимосвязаны. Есть киноиндустрия, целью которой является развлечение, и в ее рамках развиваются технические стандарты. Параллельно внутри нее появляются люди, которые хотят отойти от стандартов. И на этом стыке рождается искусство. На протяжении первых десяти лет своей творческой деятельности за свои эксперименты я получал исключительно оплеухи и ярлыки с пометкой «брак». Я отвечал, что по-другому я снимать не умею и не буду. При этом студент, говорящий мне, что можно снимать исключительно при помощи современных технологий, тоже по-своему прав: так делает большинство, и за это платят хорошие деньги.

— Что бы Вы могли посоветовать нашим студентам?

—  Ходите по музеям. Смотрите на хорошую живопись, выберите себе любимых художников. Посещайте выставки. Это примитивный совет, потому что кино – это не живопись. Но это помогает. Помогает и музыка, и другие виды искусства. Ищите в себе художника. Кстати, кино я бы не ставил в первый ряд в плане саморазвития. Например, Сокуров не смотрел чужие фильмы. Ему это было не нужно, все фильмы были у него внутри. Кинооператор – это не тот человек, который любит кино, а тот человек, который хочет его делать. Любые новые явления в мире кино рождаются спонтанно, на чувствах. Я не могу объяснить студентам, как сделать изображение, которое захватит людей. Я и сам этого не знаю. Я прихожу на площадку и никогда заранее не знаю, что я буду делать. И каждый раз искренне радуюсь, когда приходят хорошие идеи. А в ситуациях, когда интересных идей не появляется, нужна хорошая школа. Не посетила муза – сделай хорошее стандартное изображение. Научить этому мы можем. Но это не главное. Это лишь  подстраховка. Институт должен научить операторов тому, чтобы они смогли выйти из критической ситуации на съемочной площадке, остальное – в руках самих студентов.

 

Служба информации СПбГИКиТ

Новости

11.04.2025

Ежегодный вечер встречи выпускников факультета медиатехнологий

5 апреля 2025 года прошла традиционная встреча выпускников прошлых лет факультета медиатехнологий.

11.04.2025

"Планета" фильм о переосмыслении на ММКФ

Вдохновленный советским новатором Павлом Клушанцевым, главный герой в исполнении Сергея Гилева пытается воссоздать его уникальные кинематографические технологии. Это не только художественное высказывание, но и оммаж пионеру кинонауки от талантливых выпускников, уже заявивших о себе на "Кинотавре".

11.04.2025

Мастер-класс от генерального директора ООО "Кинокофорт": Кинотеатры нового поколения

Мастер-класс "Кинотеатры нового поколения" от генерального директора ООО "Кинокофорт" Сергея Пуськова!

10.04.2025

Главное – сохранить своё ощущение: Интервью с Владимиром Бортко

Накануне старта режиссерской мастерской в ГИКИТ мы поговорили с мэтром о том, как сохранить индивидуальность в творчестве, зачем нужно режиссеру собственное мнение и чему он собирается научить новое поколение кинематографистов. Откровенный разговор с человеком, чьи работы стали частью нашей культуры.

08.04.2025

Представители ГИКИТ приняли участие в пресс-конференции в ТАСС ко Дню Российской анимации

Заведующая кафедрой режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ Ольга Ефимова, заместитель заведующего Антон Кальченко, доценты кафедры Ольга Рыбалко, Станислав Гайлюнас и Ирина Литовская ответили на вопросы журналистов о тенденциях в отечественной анимации.

08.04.2025

Студенты института развивают инновационные проекты при поддержке индустриального партнера

В Студенческом конструкторском бюро (СКБ) кипит работа над инновационными проектами.

08.04.2025

Госфильмофонд России: сотрудничество и взаимодействие с Институтом кино и телевидения. Уникальная практика студентов.

Студенты-киноведы прошли практику в главном фильмохранилище России, получив уникальные навыки и опыт работы с редкими фильмами и киноматериалами. Госфильмофонд проявил максимальное внимание к практикантам, а сотрудники научного отдела делились знаниями и опытом.

07.04.2025

Победа доцента ГИКИТ на юбилейном кинофестивале "Мир знаний"

Доцент Санкт-Петербургского ГИКИТ, кинорежиссёр Николай Макаров получил диплом Международного кинофестиваля "Мир знаний" за фильм "Пётр Козлов. Путь к сердцу Азии".

07.04.2025

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ подписали Меморандум о взаимоподдержке

ГИКИТ и Институт бизнеса БГУ объединяют усилия в сфере медиакоммуникаций и бизнеса! Подписанный меморандум открывает новые горизонты для обмена знаниями, совместных исследований и развития образования в России и Беларуси. Узнайте, какие возможности ждут преподавателей и студентов двух ведущих вузов!

04.04.2025

Студенты и преподаватели ГИКИТ приняли участие в Балтийском просветительском марафоне

Наряду с представителями других вузов они обсудили значимость наставничества, искусства и волонтерства, а также узнали о социальных проектах компании LG.

03.04.2025

ГИКИТ начал сотрудничество с Международным фестивалем «Герой»: Киношкола» в Красноярске

Преподаватель ГИКИТ Катарина Иванович впервые стала спикером Международного фестиваля «Герой»: Киношкола» в Красноярске и вручила самым активным подросткам бесплатные сертификаты на обучение.

02.04.2025

Студентки ГИКИТ – финалисты Всероссийского конкурса «Лучник Future»

1 апреля две команды второкурсниц направления «Реклама и связи с общественностью» представили наш вуз на публичных защитах решений кейсов Всероссийского конкурса студенческих команд «Лучник Future» в Общественной палате РФ в Москве

01.04.2025

В ГИКИТ выбрали «Мистера и Мисс Студенчество 2025»

Звание «Мистера Студенчество - 2025» получил Артур Авару, (КВТК, 2 курс, Театральная и аудиовизуальная техника), «Мисс Студенчество - 2025» стала Владислава Кабыш, (ФМТ, 2 курс, Телевидение)

01.04.2025

MEDIAКИТ 2025: Петербург готовится встретить таланты медиаиндустрии

Открой двери в мир медиа! Участвуй во Всероссийском конкурсе «MEDIAКИТ 2025» в Санкт-Петербурге!

31.03.2025

В ГИКИТ прошла творческая встреча с руководителями будущей актерской мастерской Евгением Александровым и Даниилом Эстриным

Потенциальные абитуриенты актерского курса ГИКИТ и их родители смогли познакомиться с будущими наставниками и задать им все актуальные вопросы о поступлении и обучении актерскому мастерству.

31.03.2025

Итоги: VII Национальная научно-техническая конференция "Современные проблемы радиотехники, аудиовизуальных технологий и телевидения"

В Москве прошла VII Национальная научно-техническая конференция, объединившая ведущих ученых и специалистов для обсуждения современных проблем радиотехники, аудиовизуальных технологий и телевидения.

28.03.2025

В ГИКИТ наградили победителей конкурса «Цифровая палитра» среди школьников

28 марта в ГИКИТ прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса компьютерной графики и дизайна «Цифровая палитра», который совместно проводят ГИКИТ и РГПУ им. А. И. Герцена.

27.03.2025

В ГИКИТ выбрали лучших студентов-кураторов

Лучшим куратором академической группы стала второкурсница направления «продюсерство» Анна Коновалова, а лучшим куратором студенческого сообщества – также будущий продюсер, студентка четвертого курса Анита Ракшина

27.03.2025

С Всемирным днем театра!

Сердечно поздравляю вас с Всемирным днем театра!

27.03.2025

"Плевако": Интервью с Саввой Минаевым, автором сценария лучшего сериала "Ники-2024"

Сериал "Плевако" стал настоящим событием в мире российского телевидения, получив признание критиков и завоевав любовь зрителей. Мы поговорили с одним из сценаристов проекта, чтобы узнать, как создавался образ легендарного адвоката и какие трудности возникали в процессе работы над историческим экшен-детективом.

26.03.2025

Профессор ГИКИТ Александр Филиппов удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РФ

Указ Президента РФ о присвоении почетного звания профессору кафедры операторского искусства ГИКИТ опубликован на официальном сайте правовой информации.

26.03.2025

Студентки ГИКИТ триумфально выступили на конкурсе "МедиаПрофи", взяв сразу четыре награды!

Студентки кафедры телевидения ГИКИТ произвели фурор на Всероссийском конкурсе "МедиаПрофи", организованном РГПУ им. Герцена!

25.03.2025

Режиссеры мастерской Виктора Татарского представили вторые курсовые фильмы

В программу открытого показа мастерской режиссуры игрового кино Виктора Татарского «Семейные ценности» вошло четыре короткометражных фильма.

25.03.2025

День открытых дверей в ГИКИТ: более 200 абитуриентов познакомились с факультетом медиатехнологий

ГИКИТ распахнул двери для будущих студентов! Встреча прошла в теплой атмосфере и вдохновила абитуриентов на поступление!

25.03.2025

ГИКИТ на XXX Открытом Российском Международном Фестивале анимационного кино «Суздальфест».

Кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма ГИКИТ под руководством Ольги Ефимовой представила авторский мастер-класс Анастасии Збаразской, мультфильмы студентов, а также провела презентацию вуза для будущих абитуриентов.

24.03.2025

Встреча с мечтой: как ГИКИТ распахнул двери для юных талантов.

Знакомство с историей вуза, рассказ о курсах подготовки и посещение спектакля «Синяя птица» в учебном театре.

24.03.2025

Константин Лопушанский: главное – давать раскрыться личности студента

Профессор Санкт-Петербургского института кино и телевидения, известный отечественный режиссер Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве».

21.03.2025

"Синяя птица" надежды: благотворительный спектакль для особенных зрителей

В учебном театре состоялся особенный показ спектакля "Синяя птица" по мотивам пьесы Мориса Метерлинка.

21.03.2025

Толстовский дом как источник вдохновения для молодых кинематографистов

22 марта в программе «Пульс города» на телеканале «Санкт-Петербург» молодые режиссеры из ГИКИТ поделятся своими мыслями о поиске кинолокаций.

21.03.2025

Гордость и триумф: студент ГИКИТ покоряет международный кинофестиваль

Студент кафедры режиссуры документального фильма ГИКИТ Митрий Грудский (мастерская Сергея Дебижева и Виктора Васильева) триумфально заявил о себе на международном кинофестивале «Свидание с Россией. Сибирский характер», получив диплом "За лучший дебют" за свой фильм "Он помнит всё" о военной фотокорреспонденции времен Великой Отечественной войны.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен