07.04.2015
Выпускник института кино и телевидения представил свой первый полнометражный фильм
В кинотеатре «Москва» прошла закрытая премьера российской психологической драмы «Экспириенс». Продюсером фильма выступил Александр Тютрюмов, доцент кафедры продюсирования СПбГИКиТ. Для режиссера картины Евгения Татарова, выпускника факультета творческих экранных профессий мастерской режиссуры игрового кино Константина Лопушанского, это дебют в работе над полным метром
До «Экспириенса» ты снимал только короткометражки. Чувствовался ли какой-то страх или ответственность перед началом работы над полнометражным фильмом?
Безусловно. Я понимал, что полный метр снимать сложнее, больше сюжетных линий, несравнимый с коротким метром хронометраж. Шанс совершить ошибку при этом увеличивается во много раз. Во время учебы в институте, всегда придерживался принципа, что чем короче, тем лучше. Главная беда многих студенческих работ это - чувство меры. Начинающие режиссеры стараются вынести на экран все, что у них накопилось и зачастую не чувствуют, что это затянуто. Им бывает жалко вырезать какие-то эпизоды, сцены. А на самом деле, нужно просто задать себе вопрос, что этот кадр, эпизод даст для всей картины. Работает ли он на идею, если нет, надо резать, не задумываясь. Я научился это делать. Один из моих сокурсников как-то сказал мне, что был поражен с каким хладнокровием я режу материал, в угоду результату. (смеется).
С чего начиналась работа над фильмом «Экспириенс»?
Продюсер кинокомпании «АТК-Студио» Александр Тютрюмов, где-то увидел мой фильм «Нарисованная птица» и предложил сотрудничество. С его стороны это был достаточно рискованный шаг, но он не побоялся доверить мне работу. Так я получил постановку своего первого полного метра. Прочитал уже готовый сценарий, который написал Виктор Рыбаков, история мне понравилась. Я большое количество времени и сил отдаю предварительной подготовке. Режиссеру необходимо сначала понять, что он делает и представить каким будет его фильм. Сюда входит и художественное решение фильма, и раскадровка, стилистика изображения, выбор локаций, подбор костюмов, кастинг актеров и многое другое. Это работа большого количества людей. Необходимо сделать все, чтобы история, которая есть у тебя в голове, которая есть на бумаге, оказалась на экране и ее увидели и поняли.
Одну из центральных ролей в фильме играет Владимир Меньшов. Какого было работать с настоящим мэтром советского и российского кино, и как удалось заполучить его в свою картину?
Все получилось довольно просто. Поняв, что хочу видеть в одной из ролей Владимира Меньшова, озвучил эту мысль продюсеру. Александр Тютрюмов, в свою очередь, поддержал меня. Мы выслали сценарий в Москву, Владимир Валентинович прочитал его, история ему понравилась и он дал свое согласие на участие. Меньшов, безусловно, профессионал с большой буквы. Я ставил задачу, он ее выполнял. Если возникали какие-то вопросы, то мы их сразу разбирали, что-то переделывали при необходимости. Это нормальная часть отношений режиссера и актера.
Евгений, ты часто снимаешься в своих собственных фильмах, с чем это связано?
Когда-то, я учился в киношколе на актерском отделении. Мне, в принципе, это нравится, но я непрофессиональный актер, поэтому иногда я в своих фильмах беру незначительные эпизоды и появляюсь ненадолго в кадре.
Расскажи, как проходил кастинг и подбор актеров. Ты сразу понял, что Кирилл Жандаров идеально подходил на главную роль?
Всё как обычно, кастинг-директор картины Анна Королева проводила по моей заявке кастинг актеров, делали фотопробы, я знакомился с ними. Отбирал тех, кто на мой взгляд подходил для этой истории и приглашал на видеопробы. После этого принимал решения по каждой роли и утверждал выбранных актеров вместе с продюсером. Что касается, главного героя, то для меня это был непростой выбор. Из двух сильных актёров я сделал свой выбор в пользу Кирилла Жандарова, о чем не жалею. По моему мнению, он отлично справился с этой ролью.
В твоих фильмах постоянно снимаются одни и те же актеры. В «Экспириенсе», мы видим уже знакомые лица игравших в твоих короткометражках. Это называется «по дружбе»?
Я не могу приглашать актера в свои картины «по дружбе». Во-первых, эта роль может ему не подойти и, следовательно, это будет во вред картине. А, во-вторых, это даже может негативно сказаться на его карьере. Однако, если актер, который у меня уже снимался подходит под новую роль, я с удовольствием его возьму, так как я знаю его возможности, у меня налажен с ним контакт и, значит, мы сможем работать продуктивней.
О чем твой фильм и чему он учит?
Фильм о нашем жизненном опыте. О том, что его нужно в любом случае принимать, потому что он делает человека мудрее. Даже отрицательный опыт дает нам движение вперед. Конечно, бывает тяжело в непростых ситуациях, но мы должны принять это, пережить и сделать какие-то выводы, чтобы не совершать ошибки впредь и жить дальше.
По сюжету фильма, главный герой помогает людям навсегда избавиться от тяжелых воспоминаний. А ты хотел бы стереть какие-то моменты из своей памяти?
Ну, глобальные моменты, которые сильно повлияли на мою судьбу или жизнь, я, конечно же, не стал бы убирать. Как ни крути, по прошествии времени начинаешь понимать, что так и нужно было, и все это не зря. Иногда бывает тяжело, что-то не получается. Однако, в дальнейшем приходит осознание, что без того падения ты бы не пришел к этому взлету.
Прошло уже два года с тех пор, как ты закончил СПбГИКиТ. Часто ли ты вспоминаешь годы учебы, востребованы ли полученные знания?
Конечно, часто и тепло вспоминаю студенческие годы. Вуз дал мне образование и профессию. Я очень благодарен моему мастеру Константину Сергеевичу Лопушанскому за то время, что он уделил на мое обучение. У меня были хорошие учителя, в своей работе я нередко руководствуюсь знаниями, полученными на лекциях по дисциплинам «Анализ фильма», которые вела Лариса Николаевна Березовчук, а также «Музыка в аудиовизульных искусствах» под руководством Ольги Николаевны Смирновой. Это было прекрасное время.
Студентка 2 курса ФТКиТ Татьяна Кручинина