05.12.2014
А.Ф.Перегудов о курсе "Киномеханик цифрового кинопоказа" в гор. Астрахань.
Курсы повышения квалификации по программе «Киномеханик цифрового кинопоказа» проводились с 25 по 29 ноября в Астрахани на базе кинотеатра «Иллюзион». Кинотеатр – государственный, находится в ведении Министерства культуры Астраханской области, имеет организационную форму «Автономное учреждение культуры «Астракино».
Надо отметить, что принадлежность кинотеатра государству вовсе не является препятствием для его развития. Сайт кинотеатра - http://www.illuzion30.ru/ - живой, насыщенный, актуальный. Связь со своей аудиторией кинотеатр поддерживает и через социальные сети, например - https://vk.com/club71810971. Рекомендую посетителям сайта Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения зайти на эти страницы, почувствовать пульс культурной жизни такого интереснейшего региона России, как Астраханская область.
Кинотеатр «Иллюзион» имеет более десяти филиалов в Астраханской области. Энергия, целеустремленность и позитивный заряд директора кинотеатра Ольги Павловны Абросимовой направлены нынче на то, чтобы эти филиалы, а иначе говоря – областная сеть государственных кинотеатров были полностью оснащены современным цифровым оборудованием. Полностью - означает, что более половины кинотеатров сети уже работают с цифровым оборудованием, а остальные кинотеатры перейдут на цифру в следующем, 2015 году. Инвестиции – государственные, результат тоже будет иметь государственное значение. В районных центрах области проживают десятки тысяч человек, для коммерческого кинотеатра такая аудитория – не самая привлекательная с точки зрения прибыльного бизнеса. А люди, проживающие там – часть народов России, они хотят и имеют все основания быть в курсе новинок российского и мирового кинематографа. Государственная поддержка кинопроката в малых городах Астраханской области на это и направлена.
Аудитория курсов по факту разделилась на две части – одни специалисты уже работают с цифровым оборудованием, другие пока эксплуатируют пленочную аппаратуру и готовятся к работе с новым оборудованием. Что может быть интересно для наших преподавателей – в одном из кинотеатров кинопоказ идет с пленочного проектора 23КПК. И все работает! Просто в системе кинопроката есть люди, которые всю жизнь посвятили этому делу – и не желают другой работы. Переход на цифру – не проблема, когда есть опыт и желание. Представители таких кинотеатров приехали на курсы повышения квалификации и были одними из самых заинтересованных слушателей. Другая часть аудитории – уже люди «утомленные цифрой». Тут другие вопросы, другой уровень актуальных проблем.
Конечно, мы готовились к проведению этих курсов, составляли программы, контрольные вопросы, готовили презентации. Кто это – мы? Прежде всего – декан факультета вечернего и дополнительного образования Екатерина Владимировна Сазонова. Организационное обеспечение подобных мероприятий под силу только истинным специалистам своего дела.
Есть и техническая, содержательная часть курсов. Продержаться одному преподавателю в фокусе внимания такой непростой аудитории, как действующие киномеханики, да еще и на выезде, да и в течение пяти дней занятий? Такие «гиганты кинематографической мысли» и «отцы российского цифрового кинематографа» мне незнакомы. Но мне знакомы российские профессионалы, которые проектируют, строят и сопровождают самые современные цифровые кинотеатры. И я счастлив тем, что один из них – Самвел Арзуманов согласился участвовать в качестве приглашенного преподавателя в этих курсах. Пригласили мы его из компании «Кинокомфорт», которая является одним из лидеров рынка, полностью загружена новыми инсталляциями в городах России и ближнего зарубежья. Можно спросить – а как же руководство компании согласилось отпустить на целую неделю своего ведущего специалиста? Может быть и потому, что директор компании – Сергей Васильевич Пуськов учился в ЛИКИ, здесь получил профессию и компетенции успешного менеджера и инженера кинематографии.
Вместе с Самвелом мы подготовили цикл лекций и практических занятий по теории и практике цифрового кинематографа, по оборудованию цифрового кинотеатра в частности. Занятия проходили в аппаратной и в зале кинотеатра «Иллюзион». В ходе каждого занятия вначале излагались теоретические вопросы, затем демонстрировались приемы управления оборудованием цифрового кинозала. Здесь – цифровой проектор, сервер кинопоказа, звуковой процессор, коммутатор локальной сети, компьютер управления, система 3D, устройства автоматизации…
Пожалуй, тут снова возникает вопрос – и это все про «механика», пусть даже и цифрового кинопоказа? Это даже не для «электрика», это все из жизни регионального «компьютерного гения». Кстати, часть работников цифровых кинотеатров - специалисты по информационным технологиям. И не самая плохая часть, скажу вам по секрету.
Вопросы слушатели имели возможность задавать и во время презентаций, и во время практики, а после всего этого и в режиме свободного общения с нами и со своими коллегами. Тут-то и узнаешь практику регионального кинотеатра! Например, несколько часов мы анализировали действия персонала в условиях аварийного отключения электроснабжения. Да и вообще мастерство киномеханика проявляется не в течение гладко текущего сеанса. Остановился кинопоказ, да на самом интересном месте! Сотня зрителей переводит взгляд с экрана на проекционное окно аппаратной. Да и дверь аппаратной не сравнить по стойкости к взлому с дверью в кабину пилота самолета... Так и возникает сильнейший личный стимул к повышению квалификации.
В кинотеатрах нет единого стандарта на перечень марок оборудования. Везде разное оборудование, разные настройки, разные проблемы. Самвел Арзуманов прямо во время занятий выходил через интернет в локальную сеть нескольких кинотеатров, где с согласия персонала проводил настройки и управление оборудованием разных марок и разных производителей. Тут слушатели были в восторге. Сразу возникали горячие вопросы. Например – «Почему у нас в кинотеатре фильм Аватар не выпуклый, а какой-то впуклый?. Что ж – вопрос поступил не в канонической форме, а наша задача как представителей Института кино и телевидения дать канонический ответ. Значит, более подробно разбираем настройку системы 3D проекции.
Пять дней занятий – это не мало. Нужны разные формы подачи материала, реальный интерактив, особенно после обеда. Подготовка к таким курсам помогла обнаружить на просторах интернета и другие образовательные ресурсы. Вот картинка
Это киномеханик, зовут его Джимми. Но он не из Астраханской области, а из канала вещания в YouTube. Найдите этот канал по поиску «Disney Digital Cinema Projection Training Video». Действительно интересно и полезно, но – на английском языке. В этой связи уже не в первый раз при общении с российским сообществом киномехаников возникает дискуссия о языке технических терминов цифрового кинематографа. Вывод тот же – надо знать технический английский, чтобы быть успешным специалистом в сфере кинематографа.
В завершение рассказа – об Астрахани. Первые два дня было очень непривычно, особенно для тех, кто давно не бывал в российских регионах. Зарплата у людей – не очень большая, премиальных бутиков – не сыщешь, на улицах почти не видно автомобилей Bentley. Как жить? Да отлично! Если жители всех других регионов России такие же жизнерадостные и позитивные, такую страну не победить. Астраханский Кремль, современнейший театр оперы и балета, музеи. Есть все, а в скором будущем будет и «сплошная цифровизация» сети государственных кинотеатров Астраханской области. Надеемся, что в этих кинотеатрах будут работать специалисты, в подготовке которых принял самое активное участие Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения.