22.10.2014
Сергей Соловьев: «Даже при минимальном бюджете надо снимать шедевры»
«ПитерКиТ», день 5. В киноконцертном зале СПбГУКиТ прошли внеконкурсные показы фильмов Всероссийского государственного университета кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК). Кульминацией гастролей московской киношколы стал визит в СПбГУКиТ кинорежиссера и сценариста, руководителя одной из ВГИКовских мастерских Сергея Соловьева. Он провел мастер-класс, на котором рассказал, почему, снимая фильм, не стоит соревноваться со Спилбергом, и объяснил, с чего началась драма русского кино.
Представляя гостя, заведующий кафедрой режиссуры СПбГУКиТ, художественный руководитель фестиваля «ПитерКиТ» Сергей Овчаров (на фото справа) отметил, что Соловьев – самый настоящий петербуржец: еще школьником он играл в спектаклях Георгия Товстоногова на сцене БДТ, затем был ведущим на Ленинградском телевидении. Впоследствие Сергей Соловьев окончил мастерскую Михаила Ромма во ВГИКе, снял более 20 картин, и стал призером Берлинского и Венецианского кинофестивалей.
– Вообще, я плохо знаю, что такое мастер-класс, – признался Соловьев, поднявшись на сцену. – Конечно, надуваю щеки для важности, но в принципе не знаю, как он должен проходить. Но, давайте попробуем.
– Я чистый вампир, потому что пью молодую кровь! Последние 20 лет провожу с молодыми ребятами. Мне вы интересны, потому что весь мой жизненный интерес находится в вас. Если бы сейчас не преподавал, то я бы сошел с ума. Каждый набор – это маленькое открытие. Ребята приходят с удивительным важным для меня качеством – знанием жизни такой, какая она есть сегодня. Но при этом во время обучения молодые люди начинают соревноваться с Голливудом. Это смешное занятие.
– Почему-то знанием той, подлинной, жизни мы не пользуемся. Говорим себе: «В поединке со Спилбергом мы победим его!». Но побеждать-то не надо. Как у нас говорили на Херсонской улице, «у тебя своя компания, а у меня своя». У нас компании разные. Я убежден, что вы знаете то, что не знаем мы и что необходимо нам. Вы живите в мире людей, ваши родители, братья и сестры живут потрясающей реальной жизнью. Вот именно про нее я ничего и не знаю, ее и хочу узнать. То есть, вы должны сделать то, в чем тот же Тарантино не соображает, например, он не представляет, как мы живем. Это тот вопрос, на который я хочу получить ответ. Колоссальная надежда на вас.
– Самое необходимое – обнаружить свои истории. Сегодня снимают все как-то в формате «кем-то для кого-то». Личная марка исчезает, а без нее кино невозможно. Итальянцы спаслись и создали гениальный кинематограф второй половины 20-го века за счет того, что обратились к себе самим, к своей истории, к своей Италии. Потом они обратились к рейтинговому кино и исчезли. И все же надо обращаться не к общепринятому мировому шаблону, а к самим себе. Общество образуется только тогда, когда нам будет, о чем разговаривать друг с другом. Назовите мне хотя бы одну картину последнего времени, где было бы понятно, на что рассчитывать человеку сегодня… Это ненормально.
– С чего началась драма русского кино? В зале сидят ваши преподаватели – Лопушанский, Долинин.... Они-то знают, что такое русское кино. Это было великое кино. Драма началась со слов: «вы должны удовлетворить зрительские потребности». Знайте, что вы ничего никому не должны. Искусство устроено так, что оно не может быть «удовлетворителем» чьих-то потребностей, оно может удовлетворять только потребности Бога. Мы все время выходим на какой-то рейтинг. Сериал вышел – говорят: «он у вас вышел по рейтингу». А по рейтингу Господа, вы никуда не вышли, сделав тихий ужас. Сегодня мы должны рассказать то, что есть на самом деле, чем заняты головы и души людей.
– Картину, которые вы снимаете, не должна стоить ничего. И сколько бы мы ни говорили о том, что в фильме должен быть коммерческий потенциал, вы должны понимать, что даже при минимальном бюджете надо снимать шедевры. Мы сами объявили, что хотим жить в продюсерском кино – пожалуйста, держите… Вот я представляю себе такую историю, например: обеденный перерыв на «Мосфильме», в павильоне собрались Шукшин, Шепитько и Тарковский. К ним приходят продюсеры со своими требованиями и говорят: «Тарковский, зритель требует активности, не хочешь быть активным уходи отсюда. Найдем запросто другого Тарковского». То же самое бы повторилось с Шукшиным: «Эй, Шукшин, где экшн?». Про Ларису Шепитько не говорю, при попытке ее чему-нибудь научить она бы сразу выбила глаз. Понимаете, они так несли честь профессии, человеческой совести, честь собственного художественного достоинства. Это все сейчас утеряно полностью в продюсерском кино. Поймите, я не против продюсеров: это полезная профессия, которая требует культуры. Но продюсерской культуры в России нет. И первое, что Вам придется делать, окончив вуз, отстаивать достоинство своей профессии. И знайте, что в профессии можно остаться или благодаря, или вопреки.
Встреча завершилась показом картин, снятых студентами мастерской Сергея Александровича Соловьева. Демонстрацию кинофильмов посвятили 95-летию Всероссийского государственного университета кинематографии им.С.А.Герасимова (ВГИК). Организаторы фестиваля «ПитерКиТ» в ближайшее время представят на официальном сайте университета полную видеоверсию мастер-класса.
Подготовил: Максим Мирошниченко
Фото: Антон Казистов, Ирина Морозова