03.06.2014
Мастер-класс кафедры компьютерной графики и дизайна в Хельсинки
В период с 5 по 9 мая 2014 года в рамках Международного кинофестиваля Illumenation Educational Film Festival в университете Aalto University в г. Хельсинки (School of Arts, Design and Architecture / ELO Film School Helsinki) был проведён четырёхдневный мастер-класс «Захват движения в художественной анимации: от идеи до экрана»:
http://illumenation.fi/masterclasses-and-seminars#3-mocap-workshop
Мастер-класс проводил доцент кафедры компьютерной графики и дизайна, к.т.н. М.В.Коновалов со студентами 4 и 5 курсов специальности «Графика» Викторией Епанян, Максимом Свириденко и Даниилом Орловым. В результате мастер-класса выпущен короткий анимационный фильм «I’m So Flat». Задачей мастер-класса было продемонстрировать в практическом формате весь художественно-технологический процесс создания анимационного фильма от начала до конца, с применением современных техник захвата движения, трёхмерного моделирования сцены, выскополигонального анатомического скульптинга, оптимизации и текстурирования моделей персонажей. Все участники мастер-класса принимали активное практическое участие в технологическом процессе.
5 мая: первый день
Конференция началась со знакомства участников, представления технологического комплекса захвата движения и телевизионной студии, на площади которой предстояло проводить мастер-класс.
Слушателям мастер-класса представлена презентация фильмов студентов специальности «Графика» СПбГУКиТ с применением технологии захвата движения, на практических примерах и этюдных работах продемонстрированы технологические и художественные особенности инструментария, продемонстрирован маршрутный технологический план работы на период мастер-класса.
Идея мастер-класса состояла в коллективном творчестве всех участников: в общем обсуждении рождается сценарная идея, с чистого листа составляются графический, технологический и режиссёрский сценарии, участники делают эскизы персонажей, и по этим материалам начинается коллективное производство художественного анимационного ролика, который должен быть закончен производством к концу четырёхдневного мастер-класса.
По эскизам персонажей, выполненным слушателями мастер-класса, сразу же начинается демонстрация процесса анатомического высокополигонального скульптинга. Изображение с двух рабочих графических станций одновременно выводится на экран. Даниил Орлов комментирует технологические особенности анатомического моделирования по эскизам, в то время как Виктория Епанян и Максим Свириденко приступают к созданию будущих персонажей.
Процесс моделирования, оптимизации и оснастки персонажей для использования в захвате движения – трудоёмкий процесс, требующий художественной и технической подготовки исполнителей. Поэтому, пока слушатели на обеде, наши студенты продолжают работать: нужно успеть подготовить всё необходимое к следующей части мастер-класса.
Программа первого дня выполнена, модели персонажей готовы, но для использования их в захвате движения нужно ещё выполнить оптимизацию, построить анатомический скелет, настроить весовые области привязки к поверхности: это легко объяснить и быстро продемонстрировать слушателям, но для того, чтобы наутро всё работало, нужна ночь кропотливой работы. Она начинается в студии и продолжается в гостинице, и к 4 часам утра всё готово к следующему дню мастер-класса.
6 мая: второй день
Второй, главный технологический день мастер-класса. Модели персонажей готовы, оптимизированы, снабжены анатомическим скелетом, оснащены контроллерами прямой кинематики для захвата движения и протестированы на гладкость привязки: можно приступать к захвату движения. Все слушатели выражают желание попробовать себя в роли актёра-модели. Персонажей хватит на всех.
Снаряжение актёра-модели – кропотливый процесс. Помимо подбираемого точно по фигуре обтягивающего трико, для точности захвата оптические маркеры крепятся лейкопластырем на босые ноги актёра-модели.
Технические возможности телестудии Media Centre Lume поражают своим размахом даже привычных к современному оборудованию Научно-инновационного центра цифрового кинематографа студентов кафедры КГиД. Огромная площадь захвата, 20-камерная система Motion Analysis с возможностью одновременного захвата до четверых актёров с частотой 200 кадров в секунду, одновременная синхронизированная по таймкоду запись живого видео высокой чёткости, виртуальная камера, позволяющая оператору снимать актёра и видеть вместо него на мониторе модель, роскошная «зелёная комната» с богатыми возможностями студии реального времени для съёмки актёра в виртуальном окружении, параллельный вывод четырёх видеопотоков на демонстрационный экран в реальном времени. Техническое оснащение телестудии буквально ни в чём не ограничивает фантазию художника-постановщика, аниматора, и режиссёра захвата.
Работа с актёром-моделью – настоящее удовольствие как для постановщика захвата, так и для оператора и актёра-модели (Anna Nuuros): на протяжении захвата актёр видит самого себя в облике персонажа, двигающегося так же, как и он, в реальном времени, а оператор – персонажа на мониторе виртуальной камеры, координатное движение которой в сцене сохраняется синхронно с записью движения актёра-модели.
Получив некоторый практический опыт работы с новой системой захвата, после обеда приступаем к захвату групповой сцены фильма, где главного персонажа окружают нападающие. Работа с тремя актёрами-моделями одновременно – тройная нагрузка как в техническом, так и в художественном плане.
Материалов, полученных в ходе второго дня, с лихвой хватает на неделю работы, однако для продолжения мастер-класса всё должно быть готово к завтрашнему утру. Ещё одна бессонная ночь для наших аниматоров. Пока телестудия не закрылась, можно работать на их оборудовании, дальше – ночью из гостиницы, в режиме удалённого доступа к компьютерам кафедры в Петербурге.
7 мая: третий день.
В программе третьего дня мастер-класса – моделирование сцены, визуализация персонажей с перенесёнными данными захвата движения, освещение, атмосферные и физические эффекты. Сцены фильма начинают обретать реалистичность: выросли деревья, трава расходится под ногами персонажа… Чем дальше, тем больше растёт объём технической работы, а эффектность демонстрации уменьшается, но всё окупится выпуском законченного экранного произведения.
Кроме того, невозможно было не воспользоваться богатейшими возможностями студии реального времени для живой съёмки актёров на зелёном экране. Максим Свириденко и Виктория Епанян пробуют себя в роли видеооператоров, а Даниил Орлов – в роли актёра.
Впереди последний день мастер-класса. Всё должно быть готово к демонстрации законченного анимационного ролика, а работы ещё на двое суток. По нашей просьбе, завершение мастер-класса сдвигается на 9 мая.
9 мая: День Победы
День, которого все участники мастер-класса ждали с нетерпением, а ведущие – боялись не успеть уложиться в сроки. Весь день до обеда продолжается доработка сцен фильма, заканчивается чистовое озвучание, доснимаются последние кадры трёхмерной сцены.
Наконец, всё готово. Живая реакция зрителей, смех и аплодисменты – лучшая награда аниматорам за четверо суток непрерывной работы. Слушатели других мастер-классов, завершившихся к этому времен, собираются в зале, чтобы тоже увидеть результаты
По просьбе руководства университета, доцент кафедры компьютерной графики и дизайна М.В.Коновалов выступает с кратким обзором организации учебного процесса по специальности «Графика», методическими особенностями преподавания на кафедре, знакомит слушателей с работами студентов от первого до шестого курса. Зал тепло принимает работы русских коллег.