Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.11.2013

МАРИАННА КААТ: «Человек, который согласился сниматься, готов раскрыть тебе душу!»

Эстонский режиссер и продюсер МАРИАННА КААТ представила в Университете кино и телевидения фильм «ШАХТА №8» и провела мастер-класс.

«Я живу и держу глаза и уши открытыми. Все время вижу, что вот из этого можно было бы сделать кино и из этого. Читаю, смотрю телевизор, встречаюсь с людьми и всегда на все это со стороны немного смотрю. Считаю себя – документалистом! Не большой любитель игрового кино, хотя продюсировала пару игровых фильмов. В игровом фильме вся энергия уходит на подготовку: нужно найти идею, написать сценарий, все очень отработать, и на это уходит много времени, потом ты собираешь группу. Дальше вступаешь в производственный период и молишься: «Лишь бы ничего не случилось. Все чтобы шло по плану!» – это я с точки зрения продюсера говорю. Любая экстренная ситуация – лишние траты, которые у тебя не были запланированы. В документальном кино совершенно противоположная ситуация. Безусловно, тебе нужна какая-то идея, за что-то ухватиться. Чувствовать, что там что-то может начать происходить интересное для тебя как для режиссера, так и для истории самой, которую ты собираешься снимать, а дальше начинаются приключения. И здесь ты молишься, чтобы что-то случилось, только так ты можешь получить какую-то историю. Монтажный период в игровом кино, безусловно, творческий, но история заложена уже заранее в сценарии, а в документальном кино сам сценарий «пишется» за монтажным столом, то есть ты создаешь свою историю в монтаже. И здесь ты не знаешь, куда ты придешь. Понятно, что в голове у тебя уже что-то сложилось, но в монтаже у тебя складываются неожиданные переходы». 

«Человек, который согласился сниматься в документальном кино, готов раскрыть тебе душу. Но дашь ли ты ему, как режиссер, эту возможность? Есть люди – «нет, и все!», и тогда ты не сможешь этого сделать. Но если человек дал согласие на съемку, то он готов раскрываться. Режиссер должен быть очень заинтересован в своем герое, степень интереса должна быть очень высокой. Надо смотреть на героя такими глазами, чтобы ему хотелось еще больше рассказать о себе. У нас на площадке фильма «Шахта №8» было 4 человека: я - режиссер, оператор, звукооператор, продюсер. Герой даже не замечал нас и камеры, хотя мы могли быть часто все вместе в маленьком пространстве. И человек начинает себя естественно вести. Ему нельзя ни в коем случае говорить: «Покажи мне это», «Сыграй мне это». Никто не должен вмешиваться в естественную жизнь героя – ни оператор, ни режиссер. Оператор снимает свое, и не может задавать никаких вопросов на площадке. Конечно, у него что-то технически, может, не получилось, и задача режиссера – как-то создать эту ситуацию, чтобы только это не было сыграно. Своим студентам (я еще преподаю в киношколе Таллина) говорю: "Если вы сопереживаете, находитесь на волне героя, то он вам расскажет все и сделает все, что вам нужно"». 

«Оператору всегда ставлю задачу, и он ее понимает. Объясняю, что мы идем сейчас туда-то и то, то, то снимать. Мне важно, например, план какой-нибудь крупный или средний – все это обсуждаем заранее. А там смотрим и действуем по ходу. Оператор всегда видит только одно направление, как правило, вторым глазом ему сложно работать. И если там что-то начинает происходить, а оператор в другой стороне, то я просто разворачиваю и показываю, шепчу на ухо, если что-то действительно кардинально поменялось. Все это держится только на взаимопонимании, на ощущение понимания – что один хочет, что другой». 

«Документальный фильм может конкурировать с игровым. Благодаря развитию техники камеры стали легче, звук стало проще писать, и появилась возможность проникать в любые места мира, можно поехать и что-нибудь такое снять. Понятно, что бюджет документального фильма, какой бы он ни был, в любом случае намного меньше, чем у игрового фильма. В фестивалях категории «А», в Венеции, в Берлине, уже не один раз какой-то полнометражный документальный фильм был в конкурсе вместе с игровым фильмом и получал главный приз. Для киноиндустрии это очень привлекательный момент – стоимость меньше, а результат можно тот же получить. Поэтому сейчас есть такая тенденция: полнометражные документальные фильмы снимают все. Другой вопрос, что потом с полнометражным фильмом очень тяжело попасть на телевидение, потому что нет такой сетки, куда можно было вместить этот фильм. Но для этого тоже уже все продумано: делается несколько версий фильма. Я тоже «Шахту №8» резала до 57 минут специально для ТВ, потому что очень мало каналов показывают длинные документальные фильмы, кроме специализированных телекомпаний в Израиле, Финляндии и др. Продюсеры понимают, что если ты хочешь продавать фильм, то из него придется делать часовую версию, а может и 43 минуты. Поэтому существуют разные системы финансирования кино в каждой стране. Для таких развитых стран существуют свои бюджеты для документальных фильмов. Знаю российскую систему финансирования кино, у вас в основном денежную поддержку получают больше такие получасовые фильмы».

«В Европе, да и в Америке, телевидение является таким основным источником, где показывают документальные фильмы, но они не показывают получасовые фильмы. Обычно формат – это один телевизионный час. Он может варьироваться: например, у немцев это может быть 48 минут, потом 52, 56 – все, что выше этого, считается не телевизионным форматом. 30 минут – это очень маленький формат. Сложность в планировании сетки, полчаса каждый день надо чем-то забивать, возникает сумятица. Поэтому сложилось так, что телевизионный час – тот формат, который удобно планировать. И для телевидения стали делать фильмы часового формата». 

«Ваш фестиваль «Питеркит» – это такой смотр возможностей будущих режиссеров, и я призываю вас всех серьезно относиться к этому. Коротким метром вы заявляете о себе. Пробуйте, что вы можете. Это и дает возможность стремиться к длинному метру. Лучшие могут дальше продвигаться, представлять работы на больших фестивалях. Ваша учебная работа – это оттачивание мастерства, это ответ на вопрос, что вы хотите и можете сказать. Фильмы формата получаса обычно идут из киношкол. Фестивали международные, у которых раньше была отдельная программа короткого метра, сейчас в замешательстве, они закрывают блок короткометражных фильмов, потому что качественных фильмов просто не набирается. Профессиональные фестивали организуют специальный конкурс для этого, где и представляют студенческие работы». 


Стенограмму подготовил Максим Мирошниченко 
Фото: Служба информации и общественных связей СПбГУКиТ 

Новости

14.03.2025

Доцент кафедры ГИКИТ обучает ораторскому мастерству сотрудников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий Арина Маркова провела обучающий семинар для представителей прокуратуры

13.03.2025

Документалисты ГИКИТ представили дипломные проекты

5 марта в ГИКИТ прошла первая защита проектов дипломных фильмов студентов мастерской режиссуры неигрового кино Александра Маркова и Марии Поприцак.

12.03.2025

Студенты кафедры звукорежиссуры создают аудиокнигу "Не убит подо Ржевом" к 80-летию Победы

В преддверии 80-летия Победы стартовал масштабный проект по созданию аудиокниги "Не убит подо Ржевом" по повести-были Сергея Микаэляна, участника Ржевской битвы и известного кинорежиссера. Проект, поддержанный сыном автора, реализует кафедра звукорежиссуры ГИКИТ. Цель – патриотическое воспитание молодежи и увековечивание памяти о подвиге советского народа. В год Защитника Отечества, объявленного Президентом России, аудиокнига станет важным вкладом в сохранение исторической правды.

12.03.2025

Профессор ГИКИТ Константин Лопушанский отмечен орденом «За заслуги в культуре и искусстве»

Указ о награждении режиссера и профессора кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным, разместили на официальном ресурсе правовой информации.

12.03.2025

Этимология русских слов студенты создают телепроект, пробуждающий интерес к родному языку

В лаборатории "Авторская телестудия" кипит работа над новым телепроектом "Этимология русских слов".
Студенты-медийщики под руководством опытного доцента создают серию увлекательных видеороликов для молодежи, раскрывающих тайны происхождения русских слов.
Первый ролик представят на Всероссийском конкурсе "Великий и могучий мой родной русский язык!". Проект объединил усилия кафедр телевидения, журналистики и актерского мастерства, чтобы создать яркий, образовательный и современный контент.

12.03.2025

Звуковой образ блокады Ленинграда в кинематографе

Первокурсники исследовали, как звук в фильмах о блокаде Ленинграда создает атмосферу ужаса и надежды. Анализ классики и современных картин, уникальные подходы и глубокое понимание темы – работы победителей (Анна Потёмкина, Ксения Быркова, Анна Мельник, Софья Игнатьева, Анастасия Мещерякова) стали ценным вкладом в
осмысление трагических событий. Узнайте, как звук в кино помогает прочувствовать боль и героизм блокадного города.

11.03.2025

Экскурсии в мир кинотехники: студенты погружаются в историю отечественного кинематографа

Студенты направлений «Реставрация» и «Народная художественная культура» посетили музей отечественной кинотехники.

10.03.2025

Студенты мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина показали зрителям первые курсовые

В киноконцертном зале ГИКИТ состоялся открытый показ первых курсовых работ мастерской режиссуры игрового кино Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина «Трудно быть».

07.03.2025

Студенты ГИКИТ снялись в проекте «Культурный Код Россия 3.0: путь Победы»

Молодые актеры мастерской Анны Провоторовой ГИКИТ награждены благодарностями за участие в съемках проекта «Культурный Код Россия 3.0: путь Победы»

06.03.2025

Студенты ГИКИТ показали спектакль «Доброе слово» бойцам СВО в госпитале

Молодые актеры мастерской Инны Провоторовой представили постановку режиссера Евгения Александрова по мотивам советской драматургии 60-х в филиале №1 ФГКУ «442 военного клинического госпиталя» Министерства обороны РФ

05.03.2025

В ГИКИТ прошла творческая встреча с Ариной Шараповой

Телезвезда показала и обсудила со студентами фильм из цикла «Культурный код Россия 2.0: киномозаика традиционных духовно-нравственных ценностей», над которым она работала в качестве генерального продюсера, и дала интервью начинающим тележурналистам.

04.03.2025

"КиноПромпт": школьники Кировского района осваивают нейросети в кинематографе

В Центре детского и юношеского технического творчества Кировского района состоялся мастер-класс Владислава Лукинова и Евгении Бегун

03.03.2025

В ГИКИТ прошел показ и обсуждение первых фильмов мастерской Артема Антонова

Начинающие режиссеры мастерской представили свои первые работы на показе «Оттепель» в Киноконцертном зале ГИКИТ.

03.03.2025

У начинающих драматургов  ГИКИТ прошел ежегодный питчинг идей

Студенты кафедры драматургии и киноведения представили проекты будущих сценариев для поиска творческих команд.

28.02.2025

Итоги внутривузовского конкурса «Киномузыка: феномен аудиовизуального синтеза»

Студенты специальности «Звукорежиссура» анализировали музыкальное решение известных фильмов, демонстрируя понимание роли киномузыки в киноповествовании. Жюри, в состав которого вошли известные композиторы и киноведы, отметило высокий уровень работ, глубину анализа и оригинальность подхода. Победителями стали Давид Литманович, Дарья Исакович и Егор Рябов с анализом фильмов "Нефть", "Одинокий мужчина" и "Дюна".

28.02.2025

Встреча с хранителем времени: Александр Галушкин поделился секретами реставрации архивных сокровищ

Студенты-реставраторы кафедры фотографии и народной художественной культуры посетили уникальную встречу с Александром Галушкиным (СПб филиал РАН). Эксперт провел лекцию об эволюции письменности и секретах реставрации бумажных архивов, пергаментов и редких книг. Студенты увидели лабораторию по изучению и "лечению" бумаги, обсудили вопросы цифровизации историко-культурного наследия и сохранения оригиналов.

27.02.2025

Профессор ГИКИТ Николай Волков получил орден «За заслуги в культуре и искусстве»

Торжественная церемония награждения прошла в Смольном, награды вручал лично губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

26.02.2025

В ГИКИТ состоялся кастинг "Мистер и Мисс Студенчество"

24 февраля студенты ГИКИТ и Киновидеотехнического колледжа представили свои творческие номера и визитные карточки перед жюри.

26.02.2025

«Обыкновенное чудо» в ГИКИТ

Спектакль режиссера Марии Романовой по известной одноименной пьесе в исполнении актеров мастерской Анны Ковальчук вновь собрал аншлаг в театре «По Правде».

25.02.2025

В ГИКИТ состоялся мастер-класс по применению новейших технологий в визуальном искусстве

Сотрудники факультета медиатехнологий рассказали студентам об особенностях  видеосъемки с помощью стереотрубы

25.02.2025

Клушанцев: Человек, покоривший космос на Земле.

Павел Клушанцев – человек, чьи новаторские идеи вдохновили Голливуд и заложили основу для визуальных эффектов "Звездных войн".

25.02.2025

"Пульсация времени": Юбилейная выставка Ивана Несветайло открывает новые горизонты в Рязани

Иван Несветайло –доцент кафедры компьютерной графики и дизайна. художник-монументалист, автор живописных произведений, настенных росписей и рельефов, декорирующих частные и общественные пространства не только в России, но и за рубежом.

25.02.2025

В ГИКИТ прошел фестиваль «Анимамаркет»

В ГИКИТ в третий раз прошел фестиваль «Анимамаркет» – масштабная ярмарка студенческих анимационных проектов, где молодые режиссеры могут презентовать на питчингах свои работы, найти поддержку крупных студий и собрать команды для курсовых проектов.

24.02.2025

В ГИКИТ отметили День защитника Отечества: концерт, благодарности, поздравления мужчинам

21 февраля ГИКИТ торжественно отметил День защитника Отечества.

24.02.2025

В Мариинском дворце отметили вклад в развитие VIII Международного кинофестиваля «Влюблённые в искусство»

Награждение организаторов и волонтеров кинофестиваля "Влюбленные в искусство" в Мариинском дворце.

21.02.2025

Вдохновение Люмьеров: на кафедре кинооператорского искусства отметили День рождения Кинокамеры

Студентам показали действующую копию исторической камеры и фильм о её создании. Мероприятие, организованное Николаем Волковым, стало вдохновляющим погружением в историю кинематографа и инвестицией в будущее молодых кинематографистов.

20.02.2025

Студенты ГИКИТ встретились с актером, каскадером, режиссером Сергеем Гарусовым

Фонд «Защитники Отечества» инициировал встречу с актером, каскадером и автором собственных документальных проектов – Сергеем Гарусовым.

19.02.2025

В ГИКИТ прошли съемки телеспектакля «Кики ван Бетховен»

В вузе впервые прошли съемки студенческого спектакля театра «По Правде» для создания телеверсии постановки.

18.02.2025

Владислав Лукинов вошел в молодёжный парламент при Госдуме РФ

Старший преподаватель кафедры Владислав Алексеевич Лукинов избран членом экспертного совета молодежного парламента при Государственной думе Российской Федерации и вошел в комиссию по информационной политике, информационным технологиям и связи.

17.02.2025

В ГИКИТ во второй раз провели День самоуправления

Активисты из студсовета попробовали себя в роли руководства вуза и предложили варианты решения актуальных проблем организации студенческой жизни.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.

Согласен