Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

19.11.2013

МАРИАННА КААТ: «Человек, который согласился сниматься, готов раскрыть тебе душу!»

Эстонский режиссер и продюсер МАРИАННА КААТ представила в Университете кино и телевидения фильм «ШАХТА №8» и провела мастер-класс.

«Я живу и держу глаза и уши открытыми. Все время вижу, что вот из этого можно было бы сделать кино и из этого. Читаю, смотрю телевизор, встречаюсь с людьми и всегда на все это со стороны немного смотрю. Считаю себя – документалистом! Не большой любитель игрового кино, хотя продюсировала пару игровых фильмов. В игровом фильме вся энергия уходит на подготовку: нужно найти идею, написать сценарий, все очень отработать, и на это уходит много времени, потом ты собираешь группу. Дальше вступаешь в производственный период и молишься: «Лишь бы ничего не случилось. Все чтобы шло по плану!» – это я с точки зрения продюсера говорю. Любая экстренная ситуация – лишние траты, которые у тебя не были запланированы. В документальном кино совершенно противоположная ситуация. Безусловно, тебе нужна какая-то идея, за что-то ухватиться. Чувствовать, что там что-то может начать происходить интересное для тебя как для режиссера, так и для истории самой, которую ты собираешься снимать, а дальше начинаются приключения. И здесь ты молишься, чтобы что-то случилось, только так ты можешь получить какую-то историю. Монтажный период в игровом кино, безусловно, творческий, но история заложена уже заранее в сценарии, а в документальном кино сам сценарий «пишется» за монтажным столом, то есть ты создаешь свою историю в монтаже. И здесь ты не знаешь, куда ты придешь. Понятно, что в голове у тебя уже что-то сложилось, но в монтаже у тебя складываются неожиданные переходы». 

«Человек, который согласился сниматься в документальном кино, готов раскрыть тебе душу. Но дашь ли ты ему, как режиссер, эту возможность? Есть люди – «нет, и все!», и тогда ты не сможешь этого сделать. Но если человек дал согласие на съемку, то он готов раскрываться. Режиссер должен быть очень заинтересован в своем герое, степень интереса должна быть очень высокой. Надо смотреть на героя такими глазами, чтобы ему хотелось еще больше рассказать о себе. У нас на площадке фильма «Шахта №8» было 4 человека: я - режиссер, оператор, звукооператор, продюсер. Герой даже не замечал нас и камеры, хотя мы могли быть часто все вместе в маленьком пространстве. И человек начинает себя естественно вести. Ему нельзя ни в коем случае говорить: «Покажи мне это», «Сыграй мне это». Никто не должен вмешиваться в естественную жизнь героя – ни оператор, ни режиссер. Оператор снимает свое, и не может задавать никаких вопросов на площадке. Конечно, у него что-то технически, может, не получилось, и задача режиссера – как-то создать эту ситуацию, чтобы только это не было сыграно. Своим студентам (я еще преподаю в киношколе Таллина) говорю: "Если вы сопереживаете, находитесь на волне героя, то он вам расскажет все и сделает все, что вам нужно"». 

«Оператору всегда ставлю задачу, и он ее понимает. Объясняю, что мы идем сейчас туда-то и то, то, то снимать. Мне важно, например, план какой-нибудь крупный или средний – все это обсуждаем заранее. А там смотрим и действуем по ходу. Оператор всегда видит только одно направление, как правило, вторым глазом ему сложно работать. И если там что-то начинает происходить, а оператор в другой стороне, то я просто разворачиваю и показываю, шепчу на ухо, если что-то действительно кардинально поменялось. Все это держится только на взаимопонимании, на ощущение понимания – что один хочет, что другой». 

«Документальный фильм может конкурировать с игровым. Благодаря развитию техники камеры стали легче, звук стало проще писать, и появилась возможность проникать в любые места мира, можно поехать и что-нибудь такое снять. Понятно, что бюджет документального фильма, какой бы он ни был, в любом случае намного меньше, чем у игрового фильма. В фестивалях категории «А», в Венеции, в Берлине, уже не один раз какой-то полнометражный документальный фильм был в конкурсе вместе с игровым фильмом и получал главный приз. Для киноиндустрии это очень привлекательный момент – стоимость меньше, а результат можно тот же получить. Поэтому сейчас есть такая тенденция: полнометражные документальные фильмы снимают все. Другой вопрос, что потом с полнометражным фильмом очень тяжело попасть на телевидение, потому что нет такой сетки, куда можно было вместить этот фильм. Но для этого тоже уже все продумано: делается несколько версий фильма. Я тоже «Шахту №8» резала до 57 минут специально для ТВ, потому что очень мало каналов показывают длинные документальные фильмы, кроме специализированных телекомпаний в Израиле, Финляндии и др. Продюсеры понимают, что если ты хочешь продавать фильм, то из него придется делать часовую версию, а может и 43 минуты. Поэтому существуют разные системы финансирования кино в каждой стране. Для таких развитых стран существуют свои бюджеты для документальных фильмов. Знаю российскую систему финансирования кино, у вас в основном денежную поддержку получают больше такие получасовые фильмы».

«В Европе, да и в Америке, телевидение является таким основным источником, где показывают документальные фильмы, но они не показывают получасовые фильмы. Обычно формат – это один телевизионный час. Он может варьироваться: например, у немцев это может быть 48 минут, потом 52, 56 – все, что выше этого, считается не телевизионным форматом. 30 минут – это очень маленький формат. Сложность в планировании сетки, полчаса каждый день надо чем-то забивать, возникает сумятица. Поэтому сложилось так, что телевизионный час – тот формат, который удобно планировать. И для телевидения стали делать фильмы часового формата». 

«Ваш фестиваль «Питеркит» – это такой смотр возможностей будущих режиссеров, и я призываю вас всех серьезно относиться к этому. Коротким метром вы заявляете о себе. Пробуйте, что вы можете. Это и дает возможность стремиться к длинному метру. Лучшие могут дальше продвигаться, представлять работы на больших фестивалях. Ваша учебная работа – это оттачивание мастерства, это ответ на вопрос, что вы хотите и можете сказать. Фильмы формата получаса обычно идут из киношкол. Фестивали международные, у которых раньше была отдельная программа короткого метра, сейчас в замешательстве, они закрывают блок короткометражных фильмов, потому что качественных фильмов просто не набирается. Профессиональные фестивали организуют специальный конкурс для этого, где и представляют студенческие работы». 


Стенограмму подготовил Максим Мирошниченко 
Фото: Служба информации и общественных связей СПбГУКиТ 

Новости

23.12.2024

Состоялся мастер-класс Максима Фадеева и Сергея Белоуса

О том, как снимать независимое кино о войне; какие для этого нужны материальные и моральные ресурсы; как выглядит война глазами документалиста – обо всем этом студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказали основатели студии военной хроники «Realdoc Productions» - режиссер, оператор Максим Фадеев и продюсер, оператор Сергей Белоус. Мастер-класс «Война в объективе» был посвящен документальному фильму «У края бездны. Битва за Мариуполь глазами очевидца»

20.12.2024

Студенты КВТК избраны «королем» и «королевой» Петербургского бала

Обучающиеся 2 курса Киновидеотехнического колледжа Никита Янчук (группа К1391) и Анастасия Шмелева (группа К1394) стали победителями Петербургского бала в номинации «Король и королева бала». Торжественное мероприятие состоялось на днях в Доме молодежи «Купчино»

18.12.2024

Делегация ГИКИТ посетила конференцию «Петербург культурный»

Представители Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения приняли участие в научно-практической конференции «Петербург культурный», состоявшейся в историческом мультимедийном парке «Россия – моя история». Мероприятие было посвящено 35-летию Санкт-Петербургского отделения Российского творческого Союза работников культуры

18.12.2024

Сотрудники ГИКИТ награждены высокими государственными наградами

В рамках подведения итогов года два преподавателя Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения награждены премиями Администрации Санкт-Петербурга

17.12.2024

Прошел показ учебных фильмов

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся показ и обсуждение учебных фильмов первого курса мастерской режиссуры игрового кино Сергея Овчарова и Катарины Иванович "Контуры"

17.12.2024

Состоялся мастер-класс Юлии Лис

О своем творческом пути, о поиске новых форм и решений студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала аниматор и режиссер Юлия Лис. Организатор мероприятия - кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

16.12.2024

Состоялся мастер-класс Софии Григорьевой

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс кандидата экономических наук, искусствоведа, директора филиала некоммерческой организации Культурно-исторического Фонда «Связь времен» – Музей Фаберже в Санкт-Петербурге, приглашенного лектора авторского курса «Экономика искусства» НИУ ВШЭ, СПГХПА им. Штиглица, СПбГИК, Школа Masters, председателя Академического Совета магистерской программы «Менеджмент индустрии впечатлений», независимого исследователя арт-рынка, музейного менеджера Софии Григорьевой «Креативные индустрии: структура современного арт-рынка в России и зарубежом»

16.12.2024

ГиКИТ стал обладателем патента на изобретение!

12 декабря на кафедре аудиовизуальных систем и технологий произошло значительное научное событие!  Доцент кафедры аудиовизуальных систем и технологий Денис Соколов и старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий Владислав Лукинов стали обладателями патента на изобретение «Электронный вольтметр».

16.12.2024

Выпускник ГИКИТ награжден престижным призом

Фильм выпускника Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения режиссера Ильи Михеева «110» признан победителем в номинации «Лучшая игровая полнометражная картина» на престижном кинофестивале «Мост», состоявшемся на базе академии творческих индустрий «Меганом» арт-кластера «Таврида».

13.12.2024

Делегация ФДО ГИКИТ работает на мероприятии «Тавриды.АРТ»

Проректор по учебной и научной работе Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Павел Данилов и начальник Центра компетенций и профессиональных инициатив Валерия Новикова участвуют в эти дни в уникальной программе «Менеджеры локаций: твой старт в кино», которая проходит в Крыму в рамках Академии творческих индустрий «Меганом»

13.12.2024

Документалисты ГИКИТ отмечены высокими наградами

Фильм выпускницы Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Юлии Макаровой завоевал награды в двух номинациях на IV Международном кинофестивале «Свидание с Россией. Территория народного единства» в рамках Международного медиапроекта «Свидание с Россией», который проходил с 30 октября по 3 ноября в Архангельске и Архангельской области в офлайн и онлайн форматах

13.12.2024

Студентка ГИКИТ в финале конкурса «Твой Ход – 2024»

Студентка Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Дарья Ревягина вышла в финал Всероссийского студенческого проекта «Твой Ход — 2024» по треку «Наставник», в который входит спецпроект «Твой ход, куратор»

13.12.2024

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий на Конгрессе «Инновационная практика: наука + бизнес»

10 декабря в Москве успешно прошёл XI Конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», собравший ведущих экспертов в области экономики, инноваций и технологического прогресса.

13.12.2024

Состоялся мастер-класс Сергея Чижова

5 декабря в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс Сергея Чижова на тему «Работа режиссера и продюсера с художником-постановщиком», организованный кафедрой режиссуры телевидения ГИКИТ. Спикер провел мероприятие по личному приглашению заведующего кафедры Михаила Баркана

12.12.2024

Состоялась традиционная встреча с ректором

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошла итоговая в этом году встреча ректора Екатерины Сазоновой со студентами

12.12.2024

Студенты кафедры медиакоммуникационных технологий — триумфаторы конкурса «Права человека»

Участники представили 43 уникальные работы, охватывающие разнообразные правозащитные темы, что еще раз подчеркнуло их серьезное отношение к задачам современного общества. Творческие достижения и успехи студентов стали возможны благодаря поддержке научного руководителя, доцента Марии Лукьянчиковой, вдохновляющей молодое поколение на исследования.

12.12.2024

Питчинг проектов мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой

5 декабря состоялся питчинг первых курсовых работ студентов

11.12.2024

Завершилась экспедиция в Сольвычегодск

Студенты Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения вернулись из фотоэкспедиции «Русский север 2.0» в городе Сольвычегодске Архангельской области

11.12.2024

Состоялся танго флешмоб

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения прошел необычный, так называемый, танго флешмоб

10.12.2024

Фильм «Право на импровизацию» триумфально дебютирует на международном кинофестивале в Санкт-Петербурге

Фильм созданный выпускниками и преподавателями ГИКИТ на международном кинофестивале «Влюблённые в искусство» был удостоен звания лауреата.

10.12.2024

ГИКИТ - в победителях престижного конкурса

Студентка 5-го курса Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Екатерина Танашева (кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма, мастерская Ольги Ефимовой и Игоря Ефимова) одержала победу на всероссийском конкурсе современного медиаискусства "Страна Света". У нее - заслуженное 2 место

10.12.2024

Студенты кафедры телевидения ГИКИТ в победителях конкурса

На Международном фестивале экологического кино "Зеленая лента", который прошел в рамках Форума естественных наук-2024, дипломная работа Ульяны Чеглаковой, выпускницы кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, получила награду в категории "Лучший репортаж". Фильм под названием "Защищая 'легкие' планеты" был удостоен признания жюри за его глубокое проникновение в проблемы экологии и эффективное освещение темы защиты планетарных лесных массивов — экологических "легких" нашей Земли

10.12.2024

Вышел новый выпуск подкаста «МЕДИАНА»

Где журналисту искать практику? Заменит ли искусственный интеллект специалистов? Как искать героев и темы для статей? Какими качествами должен обладать современный журналист? Самый большой успех - это...?!

09.12.2024

Профильная смена в Анадыре: погружение в мир журналистики и медиа!

В городе Анадырь Чукотского района с 5 по 25 ноября прошла уникальная профильная смена Центра «Энэрти», предоставившая одаренным школьникам из разных районов Чукотки возможность сделать первые шаги в сфере журналистики и медиа.

09.12.2024

Форум PRKIT 2024: Креатив и инновации в центре внимания киноиндустрии

6 декабря на радиостанции Sputnik в ходе прямого эфира заведующая кафедрой медиакоммуникационных технологий Элина Бердникова поделилась своими впечатлениями о недавно прошедшем Всероссийском студенческом форуме PRKIT 2024.

06.12.2024

Представители ГИКИТ — победители и призеры МКФ «Влюбленные в искусство»

5 декабря в киностудии «Лендок» состоялась торжественная церемония закрытия VIII Международного кинофестиваля «Влюблённые в искусство». Гран-при фестиваля получил фильм «52 герца» режиссёра Анны Лычкиной из ГИКИТ.

05.12.2024

Завершился XVI Всероссийский студенческий форум «PRKИT 2024» по связям с общественностью

Проходивший с 29 ноября по 2 декабря, форум под темой «PRОКИНО: креатив в объективе» поднял актуальные вопросы создания
медиапродуктов, разработки креативных рекламных концепций и PR-стратегий, отвечающих на вызовы современного кинопространства.

05.12.2024

Состоялся мастер-класс Антона Адасинского

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялся мастер-класс актёра Антона Адасинского. Занятие было посвящено пластике и движению на сцене

05.12.2024

Состоялся мастер-класс Елены Лариной

На днях в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения в рамках проекта «МЕДИАСПИЧ» прошел мастер-класс главного редактора телеканала «АртПИТЕР», профессиональной теле- и радиоведущей, журналиста, певицы, продюсера Елены Лариной. Тема занятия: «PR-проекты на радио и ТВ: как в них сочетать творчество и коммуникацию»

04.12.2024

В ГИКИТ провели игру «Что? Где? Когда?» для школьников

Сотрудники и студенты ГИКИТ организвали интеллектуальную игру для ребят из школ Санкт-Петербурга.

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен