Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

25.10.2012

"Фонтанка.ру": Медиасреде нужна не цензура, а культура и образование

Медиасреде нужна не цензура, а культура и образование

С инициативой по нынешним временам на редкость грамотной, подготовленной и своевременной выступил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения (СПбГУКиТ), предложивший на собственной базе создать городской Координационный центр по медиаобразованию. На днях крупнейший культурный вуз города ознакомил со своими планами представителей ЗАКСа, коллег и журналистов.

Вообще довольно странно, что столь очевидная идея как объединение и, «окультуривание» медиасреды не была сформулирована и озвучена на муниципальном уровне раньше. Притом, что всякий хоть сколько-нибудь разумный человек сознает, что живем мы в эпоху медиавойн, и неучастие в этих войнах заведомо означает проигрыш, слишком дорогостоящий, чтобы им пренебречь. Между тем, разговоры о медиа продолжают вестись в рамках дискуссий исключительно о прессе, о цензуре (не только в прессе, но и в интернет-пространстве) и установкой значков «+возраст», имеющих стопроцентно обратное воздействие.

Официально собрание СПбГУКиТ было обозначено как выездное заседании комиссии по культуре, науке и образованию ЗАКСа, но по сути представляло собой блиц-конференцию, объединившую видных представителей медиасферы Петербурга – от представителей профильных вузов до руководителей структур, связанных со школьным медиаобразованием. Их выступления по сути определили и программу деятельности будущего Координационного центра (совета) по медиаобразованию в Санкт-Петербурге, о котором рассказал первый из выступавших, ректор СПбГУКиТ Александр Евменов.

Ораторы говорили по нескольку минут, без демагогии – видно было, что идеи выношены и осмыслены давно, - приводили красноречивые цифры. Самая примечательная из них – 15 процентов активных пользователей Интернета по Российской Федерации, в Петербурге – 8 процентов. Вряд ли при таком раскладе можно признать защиту от Интернета основной задачей в сфере информационной экологии, очевидно, что просветительская функция в данном случае несоизмеримо важнее. А между тем, на данный момент не существует ни одного документа по медиаобразованию, одобренному Министерством образования РФ, в каждом учебном заведении педагоги действуют по собственному усмотрению – то есть, в меру наличия (или отсутствия) мелиаобразования. Хотя, вектор движения опять-таки достаточно очевиден: от школы и библиотек – к медиатекам и медиацентрам, причем, начиная, разумеется, с педагогов, а не с учеников.

Собрание предъявило законодателям и остальным присутствовавшим две главных и необходимых для создания развитой медиасреды в Петербурге составляющих. Первая - наличие обширного медиасообщества – целой серии организаций, обремененных солидным опытом работы с данной сфере и готовых к активному сотрудничеству, таких как Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича, Альянс социальных технологий, Национальная ассоциация телевещателей, Международный конгресс инновационного образования, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, не говоря уже о «Ленфильме», который в лице его нового директора Эдуарда Пичугина выразил совершенную готовность поддержать инициативу СПбГУКиТ и именно в контексте общей в ним работы развивать на одной из главных киностудий страны проект «Киносити», связанный с появлением и активной работой на «Ленфильме» мультимедийного образовательного комплекса. Вторая составляющая – наличие интеллектуально-технической базы непосредственно в СПбГУКиТ, которую представил директор института медиатехнологий (одного из четырех вузов под крышей Университета) Александр Перегудов. И дело не в том, что собравшихся впечатлило изящество и легкость, с какими при нынешних технических возможностях  создается анимация, и то, как запросто координируются нынче звук и изображение. И, разумеется, тот потрясающий по своим возможностям кинозал со множеством функций, какой строится в новом корпусе СПбГУКиТ на Бухарестской улице. Дело в том, что стало понятно, что именно в этом учебном заведении, где на данный момент обучается более 6000 молодых людей со всей России, уже реализуется программа по воспитанию медиаответственных и медиаграмотных (простите за неуклюжие термины) профессионалов. 

Техническое оснащение СПбГУКиТ вопросов не вызывает. Но гораздо более важно, что не вызывает вопросов процесс освоения этой техники XXI века. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» ректор СПбГУКиТ Александр Евменов, в вузе действует программа социальной адаптации студентов, которая, как выяснилось, совершенно необходима представителям нынешнего юного поколения, особенно иногородних. Преодолевать кнопочное, клиповое сознание, не говорят уже о многочисленных социальных комплексах различного происхождения (прежде всего, как водится, семейного) молодые люди отправляются в те социально-ответственные точки, которые требуют непременно личностного участия студента в процессе, где формальный подход (нажал на кнопку, снял, смонтировал) исключается по определению. Так, у университета существует совместные программы с различными реабилитационными центрами. А кроме того, со студентами работает целый штат психологов. Впрочем, это тема для отдельного материала.

Здесь же стоит еще раз подчеркнуть, что команда СПбГУКиТ предложила довольно серьезный, «взрослый» подход к проблеме медиаобразования, которая во всем цивилизованном мире обсуждается именно на этом, глобальном уровне. В речи ректора СПбГУКиТ Александра Евменов, его коллег и сподвижников понятия «медиаобразование», «медиакультура», «медиаобщество» звучали именно в том смысле, в каком их некоторое время назад преподнес миру философ, социолог, один из крупнейших исследователей воздействия электронных и электрических средств коммуникации на человека Маршалл Маклюэн. Именно он предложил включить в понятие «медиа» любые искусственно созданные предметы и явления, посредством которых осуществляются «внешние расширения человека» - его коммуникации, сообщения с внешней средой, а вовсе не только кино, телевидение и интернет. При таком раскладе необходимость формирования медиаграмотности, создания современного культурного медиасообщества и появления структуры, координирующей эти ключевые для современного сознания процессы, предстала не менее значимой для будущего города и страны в целом проблемой, чем создание общества правового, и не менее острой социальной проблемой, чем проблема, скажем, толерантности и наркозависимости в молодежной среде. Представители комиссии по культуре, науке и образованию ЗАКСа поддержали инициативу единогласно. Дело за городом и федеральными структурами.

Жанна Зарецкая, «Фонтанка.ру»

http://www.fontanka.ru/

Новости

31.10.2024

Представители ГИКИТ стали организаторами окружной медиашколы «Северо-Западная Точка сбора»

В период с 24 по 26 октября студенты и преподаватели ГИКИТ оказывали организаторскую и экспертную помощь в реализации образовательного проекта.

31.10.2024

Сегодня День рождения у Дмитрия Месхиева

     На календаре радостная дата. 31 октября исполняется 61 год профессору кафедры режиссуры игрового кино ГИКИТ, режиссёру, продюсеру, сценаристу, театральному деятелю, члену Европейской киноакадемии и Российской академии кинематографических искусств «Ника», Заслуженному деятелю искусств Российской Федерации Дмитрию Месхиеву

30.10.2024

Работы студентов и выпускников ГИКИТ покажут на Дворцовой площади

Работы студентов и выпускников мастерских режиссуры мультимедиа ГИКИТ — в финале конкурса «Страна СВЕТА»

30.10.2024

В ГИКИТ стартовала VII Национальная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы развития индустрии кино и телевидения в современной России»

На традиционном ежегодном мероприятии сотрудники Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения собрались с коллегами из других научных высших учебных заведений, специалистами в области кинопроизводства, мультимедийных технологий, реставрации, компьютерных графических технологий, дизайн-проектирования, конвергентной журналистики и медиакоммуникации

30.10.2024

ГИКИТ выступил на выставке «Марафон открытий»

Студенты кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения под руководством доцента Михаила Фатеева приняли участие в выставке фестиваля научных театров «Наука всем»

30.10.2024

ГИКИТ выступил на выставке «Марафон открытий»

Студенты кафедры телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения под руководством доцента Михаила Фатеева приняли участие в выставке фестиваля научных театров «Наука всем»

30.10.2024

В ГИКИТ состоялся мастер-класс продюсера Даниила Костинского

Директор проекта «Ночь пожирателей рекламы» в России рассказал о том, как ценны в рекламной индустрии оригинальные идеи.

30.10.2024

Состоялся мастер-класс: «Целевая аудитория – алгоритмы оценки и расчёта»

О способах определения целевой аудитории студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказала доцент кафедры медиакоммуникационных технологий, маркетолог-аналитик Neva Fashion Week Ольга Степанцева. Занятие прошло в рамках проекта «МЕДИАСПИЧ»

28.10.2024

ГИКИТ на фестивале "Наука всем"

Студенты и преподаватели кафедры аудиовизуальных систем и технологий ГИКИТ стали экспонентами на Санкт-Петербургском фестивале научных театров «НАУКА ВСЕМ»

28.10.2024

Международный день анимации: праздник волшебства и творчества

Ольга Рыбалко поделилась мыслями о том, чем впечатлил Уолта Диснея мультфильм «Конек-Горбунок». Поздравляем с Международным днем анимации.

28.10.2024

Студенты ГИКИТ работают в новой учебной киностудии

Съемки учебных работ студентов Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения проходят на базе киностудии с начала учебного года

28.10.2024

Стартовал V Всероссийский фестиваль детского короткометражного кино «Детский ПитерКИТ

Праздник искусства длиною в неделю по традиции открылся в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения. В этом году на конкурс поступило 265 заявок

25.10.2024

В Учебном театре ГИКИТ состоялась премьера спектакля «Жить надо!»

19 октября в театре «По Правде» зритель увидел премьеру спектакля «Жить надо!» по рассказам Андрея Платонова в постановке Инны Провоторовой.

24.10.2024

Состоялась встреча с режиссером Айнуром Аскаровым

В рамках XXIV международного фестиваля студенческих фильмов студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения предоставилась уникальная возможность пообщаться с председателем жюри конкурса, режиссером Айнуром Аскаровым

23.10.2024

Алексей Алексеев провел мастер-класс «Рождение и воплощение замысла анимационного фильма»

В рамках XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения состоялась встреча со знаменитым режиссером-аниматором Алексеем Алексеевым

22.10.2024

Состоялась официальная церемония закрытия первого этапа XXIV международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

В Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали победителей первого этапа знаменитого ПитерКИТа. Лучшим фильмом фестиваля признана картина «Искры в темноте» режиссера Владислава Емелина (мастерская режиссуры игрового кино Виктора Васильева, Валентина Захарова)

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 10

В ГИКИТ состоялся финальный кинопоказ первого этапа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV»

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ» состоялся показ программы №9 основного конкурса

22.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 8

В рамках первого этапа «ПитерКИТа» состоялся показ дебютных картин молодых режиссеров ГИКИТ

22.10.2024

В ГИКИТ прошел спецпоказ киноальманаха «СУЗДАЛЬ, Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ.ДОК»

В рамках фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ-2024» и лаборатории документального кино «Мой дом – Россия» в вузе прошёл мастер-класс и спецпоказ киноальманаха, созданного участниками кинолагеря под руководством режиссера Сергея Дебижева

22.10.2024

Состоялся мастер-класс Павла Перегудова «Применение передовых нейронных сетей для производства кино»

    О том, как далеко зашел искусственный интеллект в своем развитии и каково его положение в сфере кинематографа, студентам Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения рассказал известный продюсер Павел Перегудов. Встреча прошла в рамках XXIV международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 7

В рамках Программы №7 зрители смогли увидеть пять короткометражных фильмов. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 6

19 октября в рамках фестиваля «ПитерКИТ» показ анимационного студенческого кино.

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 5

Второй день кинопоказов Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV» закрывала Программа 5 основного конкурса. 

21.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 4

Почти экваторный четвертый показ, почти середина основной программы, прошел 18 октября 2024 года.

19.10.2024

Хроника Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 3

19.10.2024

Хроника международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV». Программа 2

18 октября в киноконцертном зале Санкт-Петербургского института кино и телевидения была показана вторая программа Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ XXIV».

19.10.2024

Хроника международного XXIV фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ». День 1

В ГИКИТ стартовал первый этап международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ»

18.10.2024

Стартовал XXIV международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКИТ»

Событие в мире киноискусства с размахом отметили в киноконцертном зале Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

18.10.2024

Старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем выступил на Белорусском энергетическом и экономическом форуме в Минске

С 15 по 17 октября в Минске прошел XXVIII Белорусский энергетический и экономический форум, где обсудили вопросы энергоэффективности. Владислав Лукинов, старший преподаватель кафедры аудиовизуальных систем и технологий, выступил с докладом о научно-популярном контенте как инструменте профориентации на круглом столе «Профориентация – энергетика, энергоменеджмент».

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»