Иконка КалендарьИконка ПоискИконка Глазик

02.09.2011

Растить думающих режиссеров

На базе нашего Университета известный российский режиссер, клипмейкер и продюсер Александр Игудин начинает реализацию уникального образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», мастерами в котором выступят такие маститые профессионалы кино, музыкального телевидения и шоу-бизнеса, как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Иосиф Пригожин и другие. О замысле и особенностях проекта, о его актуальности и эксклюзивности Александр Игудин рассказал для посетителей сайта gukit.ru.

Сегодня без шоу-бизнеса уже невозможно представить нашу жизнь, но профессия режиссера, тем не менее, остается эксклюзивной, так сказать, «штучной». В общем-то, она всегда считалась элитарной, особенно в такой специфической сфере, как создание музыкальных клипов. По большому счету, режиссеров музыкального видео до сих пор можно сравнить с отрядом космонавтов. Как в плане редкости, так в плане высочайшего профессионализма. Талантливых, стоящих режиссеров музыкального видео, телепрограмм или телешоу, настоящих мастеров нынче пересчитаешь по пальцам.

Прогресс – великая вещь, но иногда он может сыграть злую шутку с качеством конечного продукта той или иной профессиональной деятельности: с развитием высоких технологий, различных аудио- и видео- гаджетов, которые в значительной степени упростили сам процесс съемки, делать клипы и фильмы стали практически все, кому не лень. Российский музыкальный телеэфир и, конечно, Интернет захлестнула волна «самодеятельного»  музыкального видео. Вследствие этого пул собственно режиссуры стал размываться, терять свою идентичность. Соответственно, начала падать значимость профессии и, что самое неприятное, снижаться качество художественной продукции.

Еще одна беда, которая, как вирус, поразила наше музыкальное телевидение, состоит в абсолютном отсутствии новых идей. Что это? Банальные лень и бездарность, когда людей тянет по пути наименьшего сопротивления, и они считают, что достаточно наснимать сомнительных картинок, смонтировать их в один видеоряд и выдать этот винегрет за клип.

Когда смотришь западное музыкальное телевидение или даже российский альтернативный канал, понимаешь, что оригинальных идей у них несравнимо больше, нежели у казалось бы популярных и востребованных артистов, чьи треки находятся в активной ротации.

Основная задача нового образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива», который будет осуществляться мной совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом кино и телевидения, состоит в том, чтобы как раз научить думать и придумывать. Речь идет об инициировании и управлении процессом генерации авторской художественной идеи и ее воплощения в соответствующем изобразительном материале. И все это – в особых условиях, ведь в отличие от большого кино, которое укомплектовано сценаристами, операторами, режиссерами, жанр музыкального клипа характеризуется тесным сплетением ролей и функций, которые исполняют одни и те же люди. Так, например, режиссер часто выступает и сценаристом. Сценарную основу клипа, разумеется, не корректно будет сравнивать с полноценным сценарием художественного или документального фильма. Чаще говорят именно о креативе в создании музыкального видео, то есть о замысле, сверхидее, которая сможет сделать клип интересным и запоминающимся. Поэтому на практике получается, что профессия режиссера музыкального клипа или музыкального телевидения рассчитана на полный цикл производства продукта, от стадии «придумал» до стадии «реализовал».

Режиссеры музыкального видео – это своего рода волшебники, которые создают целый мир всего за 3 – 4 минуты. В большом кино сюжетной и эстетической архитектуре отводится как минимум полтора – два часа. Получается, что клип – это концентрат настроения, сгусток эмоций и своеобразный срез времени. Поэтому, в отличие от полнометражного кинофильма, клип – продукт скоропортящийся. Если даже средний по качеству фильм может прожить пару лет, а потом быть издан на диске, то музыкальный клип живет в среднем полгода. Совсем как бабочка, красочная, яркая, легкая, радующая глаз всего один сезон. Так что в известном смысле можно сказать о том, что сделать хороший клип сложнее, чем снять хорошее кино. Проблема здесь в максимальном временном ограничении, когда нужно высказать что-то очень важное всего за несколько минут. Чтобы удалось быть принятой зрителем, идея клипа должна быть максимально сжатой и вместе с тем выразительной и понятной ему. Роль актера в клипе вообще существенно иная: если в кино он является проводником творческого замысла, говорящим на его языке, то в клипе он может говорить в лучшем случае на иносказательном языке символа. Фактически видеоклип – это немое кино, где действием является сама музыка, с помощью которой смысл передать сложнее, нежели с помощью слов. Именно поэтому жанр музыкального клипа является более сложным.

Жизнеспособность и долголетие музыкального клипа напрямую зависит от того, насколько его хочется пересматривать, насколько он способен нести идею, а не только быть набором меняющих друг друга на экране картинок. Одним словом, это должна быть такая идея, к которой захочется возвращаться. А тому, как придумывать и воплощать такие идеи, мы и постараемся научить в рамках образовательного проекта «Академия режиссуры и креатива».

Как режиссер и сценарист, я четко разделяю российские и зарубежные музыкальные видеоклипы, поскольку считаю, что они преследуют разные цели. Среди отечественных я наиболее высоко оцениваю такие клипы, которые сделаны как миниатюрные кинофильмы. Хотя, как я уже говорил, в массе своей доморощенные клипмейкеры снимают видео, которое представляет собой набор ярких движущихся изображений, бьющих с экрана по глазам зрителю. Какой-либо смысл в них практически отсутствует. Этот тренд, впрочем, не является исключительно российским: клипы таких топовых западных поп-звезд, как Beyonce, Ledi GaGa, J Lo, тоже рассчитаны на то, чтобы ослепить зрителя феерией шоу. Другое дело, сюжетные видео таких исполнителей, как Robbie Williams, Madonna, «Queen». А вершиной искусства музыкального клипа я считаю работы французской дивы Mylene Farmer. В свое время стоило мне впервые увидеть видео этой исполнительницы, как я раз и навсегда определился с тем, чем хочу заниматься в жизни.

Среди российских режиссеров в свое время очень интересные работы снимал  Тигран Кеосаян на песни Михаила Шуфутинского и Игоря Саруханова. Непревзойденными, по моему мнению, остаются клипы Бориса Деденева, у которого я когда-то учился. Кстати, в этом году его видео на песню группы ДДТ «Что такое осень» исполняется уже 20 лет, и я считаю, он до сих пор не потерял своей актуальности. Его кажущаяся бессюжетность на самом деле предстает идеальным срезом настроения, перенесенного на пленку. Иными словами, режиссер нашел такой удачный ход, который способен захватить зрителя как в 90-е года, так и сейчас. К сожалению, в отношении большинства современных произведений в области искусства музыкального клипа сложно говорить о долговечности…

Пестрая динамика под музыку – это такой формат клипа, который сегодня весьма востребован на телевидении, не стоит с этим спорить, но, на мой взгляд, режиссерского начала здесь мало, куда больше – дизайнерского. «Анатомия» современного клипа такова, что 50% он состоит из дизайнерских идей и на 50% из драматургических. Этому важному аспекту клипмейкинга мы собираемся уделить особое внимание в курсе post-production, который запланирован в учебном плане «Академии режиссуры и креатива».

По сути дела, музыкальный видеоклип представляет собой пазл, который нужно собирать. Клипы с драматургической основой снимать сложнее, потому что это – кинофильм в миниатюре, но тем интереснее работа над ним, и тем ценнее выходит продукт.

На Западе сюжетные клипы могут позволить себе только артисты мирового уровня, музыканты рангом помельче практически не ставят перед собой таких задач. Кроме того, в искусстве все настойчивее проявляется и коммерческий, рыночно ориентированный подход и если раньше в создании клипов было больше творчества, то теперь преобладает меркантильно-прагматические соображения. А в этой ситуации важно научить будущих режиссеров отличать подлинные ценности жанра от мнимых.

Основной эффект проекта, его максимальную отдачу можно будет ожидать в результате того, что люди с еще недеформированным сознанием научатся направлять свою энергетику в нужное русло для создания оригинального музыкального видеоматериала. Очень важно уметь гибко мыслить, адекватно реагируя на современные тренды, отбирая и используя самое ценное, что можно заимствовать. В «Академии режиссуры и креатива» мы хотим растить думающих режиссеров, способных порождать и художественно оформлять свежие идеи. Очень хотелось бы вернуть былые представления о высоком качестве производства музыкальных клипов и профессии в целом. Обществу пора понять: чтобы человек считался режиссером, ему недостаточно взять в руки камеру и научиться кричать «Мотор!» и «Стоп!», но необходимо получить определенные знания и практику. А для этого в проекте будут задействованы известные режиссеры, клипмейкеры, продюсеры, одним словом, признанные мастера жанра. В формате мастер-классов они смогут дать слушателям «Академии» по-настоящему ценные, практически ориентированные знания и профессиональные навыки, делясь своим опытом.

Мы планируем представить нашим слушателям не только возможность посещения лекций и мастер-классов, но и насыщенные практические занятия, например, работа на профессиональной съемочной площадке и постановка авторского музыкального видео. Основное внимание при этом будет уделяться не столько режиссуре как таковой, сколько ключевым аспектам жанра музыкального клипа в разрезе креатива.

Выпускники «Академии» будут постигать основы режиссуры, операторского мастерства и монтажа в области производства музыкальных клипов. Можно сказать, что это – три кита, на которых держится креатив современного клипмейкинга. Также будут преподаваться основы применения спецэффектов, поскольку современный клип в значительной степени построен именно на спецэффектах.

Инновационным методом обучения будет «рынок идей», который мы будем устраивать в рамках образовательной программы «Академии». Суть его состоит в следующем: предлагается композиция известного исполнителя, на которую еще не создан клип и для которой необходимо будет придумать оригинальный сценарий. Я даже  готов финансово поощрять участников за интересные предложения, которые можно будет реализовать. А по итогам всего курса обучения в «Академии режиссуры и креатива» будут выбраны несколько лучших студентов, которым будет предоставлена стажировка в качестве режиссеров и креативщиков на музыкальных каналах, продакшн-студиях, связанных с производством клипов. Это даст им возможность профессиональной реализации и апробации новых знаний.

Прием в «Академию» будет производиться до 25 сентября в форме собеседования, как со мной, так и другими мастерами, задействованными в этом проекте. Беседа будет направлена, главным образом, на выявление творческого потенциала и умение нестандартно мыслить. Возможно, беседа будет посвящена обсуждению творческих проектов, профессии и т.д. – тем для собеседования много, меня больше будет интересовать сам человек. Если собеседник интересен, у него есть творческая жилка и стремление совершенствоваться, то это не останется не замеченным.

Учебная нагрузка в «Академии режиссуры и креатива» распределиться на теоретические и практические занятия, которые будут проводиться как в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения, так и на съемочных площадках киностудии «RWS» и рабочих площадках приглашенных мастеров. Практика режиссуры должна проходить в павильонах и монтажках. При этом основной упор мы будем делать именно на практические занятия, ведь хочется дать гораздо больше полезных знаний и умений за отведенные три месяца курса обучения. К тому же любая съемка предполагает как минимум 7 - 8 часов, невозможно за один час придумать что-то стоящее и реализовать это.

Еще одно ключевое направление практических занятий - участие в съемочном процессе традиционной новогодней музыкальной сказки для телеканала «Россия», который будет проходить в павильонах студии «RWS». Там слушатели «Академии режиссуры и креатива» смогут реализовать свои самые удачные сценарно-креативные идеи и поучиться одному из важнейших аспектов режиссуры – работе с актерами, среди которых планируются только звезды первой величины.

Скорей всего это будет вторая половина дня, два раза в неделю, так как мы учитываем, что большинство слушателей, которые придут к нам, еще где-то учатся или работают. К тому же замечено, что люди, которые занимаются такими творческими профессиями, как оператор, режиссер или сценарист, обычно бывают «совами» и им необходимо время для того чтобы «раскачаться».

Курсы продлятся три месяца и первую очередь будут ориентированы на выпускников профильных вузов или студентов-старшекурсников, которые обучаются в этом направлении, а также на тех, кто уже успел поработать в индустрии кино, телевидения и клипмейкинга, но хочет максимально дополнить свои знания. Даже если в прошлом у вас остался негативный опыт, пусть это не отпугивает, не лишает желания двигаться дальше. Мы,  свою очередь, постараемся сделать так, чтобы человек, впервые столкнувшийся с процессом съемок музыкального видео и работы на музыкальном развлекательном телевидении, обязательно поверил в себя, раскрыл свои творческие способности.

По окончании обучения всем студентам будет выдан сертификат государственного образца. Но куда гораздо более ценно будет то, что слушатели «Академии режиссуры и креатива» поработают с такими заслуженными мастерами этого жанра как Федор Бондарчук, Филипп Янковский, Влад Опельянц и другими. Сейчас это известные личности в сфере большого кино, но начинали они как раз в жанре музыкального клипа. Их успешный опыт служит ярким примером того, как, начав работать в такой малой форме, как музыкальный видеоклип, можно прийти в мир большого кино. Шанс есть у каждого, важно уметь им правильно воспользоваться.

 

Новости

31.01.2025

2 февраля – День окончания Сталинградской битвы

2 февраля 1943 года завершилось одно из ключевых сражений Великой Отечественной войны – Сталинградская битва

30.01.2025

Форум «Красуйся, град Петров!» стартовал в Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге, в стенах киноконцертного зала ГИКИТ, взошла звезда 45-го Международного Анимационного Форума «Красуйся, град Петров!».

30.01.2025

ГИКИТ приобрел систему АНТИДРОН для бойцов СВО

На собранные студентами и сотрудниками ГИКИТ средства для бойцов СВО купили ценное оборудование

29.01.2025

В ГИКИТ прошли открытые мастер-классы для школьников

На факультете дополнительного образования ГИКИТ прошла серия профориентационных мастер-классов для детей и подростков. Гостями вуза стали ребята из школ Санкт-Петербурга.

28.01.2025

Разработка студента ГИКИТ – в полуфинале Всероссийского инженерного конкурса

Дипломный проект студента выпускного курса профиля «Аудиовизуальная техника» Тимофея Иванова вышел в полуфинал Всероссийского инженерного конкурса Минобрнауки РФ.

28.01.2025

Фильм выпускницы ГИКИТ «Вселение» отмечен на кинофестивале в Сербии

Режиссер Софья Чигирова получила специальное упоминание жюри, а оператор фильма Владислав Бурлака – награду за лучшую операторскую работу

27.01.2025

81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда: память о подвиге, который нельзя забыть

23.01.2025

В ГИКИТ наградили психологов-практикантов из вузов России

В ГИКИТ наградили лучших студентов-психологов из вузов России, проходивших практику на базе нашего института.

22.01.2025

2025: Год защитника Отечества - память, патриотизм и единство поколений

Министерство культуры России поддержало инициативу президента, объявив тему «Герои» для акции «Ночь музеев». Наш вуз активно будет реализовывать патриотические проекты, выставки, мероприятия, включая проект «Лики Победы», и проект «Молодежный музейный центр «Ленинград»».

22.01.2025

Студенты мастерской Антона Сиверса и Татьяны Мельниковой защитили первые курсовые

12 первых курсовых проектов второкурсников мастерской режиссуры игрового кино Татьяны Мельниковой и Антона Сиверса успешно прошли защиту.

21.01.2025

Девять курсовых фильмов мастерской Дмитрия Месхиева и Алексея Злобина успешно прошли защиту

У третьекурсников кафедры режиссуры игрового кино прошла защита первых курсовых фильмов. Один из десяти проектов отправлен на доработку.

20.01.2025

Актеры первого курса показали творческий «Процесс»

Студенты ГИКИТ мастерской народной артистки РФ Анны Алексахиной сдали зачет по актерскому мастерству.

20.01.2025

АНО "АВТОР" объявляет об изменениях в социальных программах "+1" и "Путь в кино"

17.01.2025

Студент ГИКИТ – в финале «Art masters»

Студент кафедры продюсирования кино и телевидения мастерской Надежды Сабельниковой Кирилл Копырин прошел в финал всероссийского чемпионата творческих компетенций.

16.01.2025

Фильм «52 герца» получил главный приз премии «Мурманская волна»

Премия «Мурманская волна» вручена фильму «52 герца» на кинофестивале «Северный Характер». Ректор ГИКИТ Екатерина Сазонова приветствовала гостей и участников.

16.01.2025

Медийщики из Якутии проходят обучение в ГИКИТ

Сотрудники якутской телерадиокомпании  «Саха» проходят обучение на факультете дополнительного образования Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения.

15.01.2025

В ГИКИТ обучают ораторскому искусству работников прокуратуры

Доцент кафедры медиакоммуникационых технологий ГИКИТ Арина Маркова провела мастер-класс по основам публичных выступлений для сотрудников прокуратуры со всей России.

14.01.2025

Студент ГИКИТ снял фильм о крупнейшей лавандовой плантации в Китае

Студент кафедры кинооператорского искусства, мастерской Николая Волкова и Сергея Ландо, Олег Фрига  принял участие в международной кинолаборатории «Looking China», в рамках которой снял документальный фильм о самой большой плантацией лаванды в Китае.

14.01.2025

Фильм ГИКИТ «Соколики» – победитель номинаций фестиваля «КиноКот»

Документальная картина преподавателя и выпускницы ГИКИТ Юлии Макаровой победила в двух номинациях международного фестиваля «КиноКот».

13.01.2025

С начала года на киностудии «Ленфильм» сняли четыре проекта студентов ГИКИТ

Учебная киностудия ГИКИТ продолжает работу на «Ленфильме». Съемки в павильонах известной киностудии стартовали с начала учебного года

13.01.2025

Более сотни жителей Ульяновской области увидели лучшие фильмы фестиваля «ПитерКИТ» 2024

В преддверии Международного дня кино Ульяновская область стала площадкой для демонстрации лучших работ первого этапа XXIV Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКИТ».

10.01.2025

Преподаватель ГИКИТ Наум Аврунин получил премию имени Дзиги Вертова

Преподаватель кафедры операторского мастерства ГИКИТ, режиссёр документального кино Наум Аврунин был удостоен почетной премии имени Дзиги Вертова за книгу «Великолепная семерка. Кинооператоры Ленинграда».

09.01.2025

Студенты ГИКИТ – призеры регионального видеоконкурса «Наука: прошлое, настоящее, будущее»

Диплом III степени получили студенты группы 1334 направления «Радиотехника» Давид Султаниязов и Тимофей Павлов за ролик об отечественном языке программирования «Корсаков»  

28.12.2024

Проект «Молодежный музейный медиацентр «Ленинград» — победитель Всероссийского конкурса

Проект признан лучшим на Всероссийском конкурсе лучших практик реализации молодежной политики среди вузов России.

28.12.2024

Виктор Пестриков пополнил фонды Центрального музея связи

Доктор технических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения передал из личной коллекции в дар аппаратурным фондам Центрального музея связи имени А.С. Попова радиоприемник "Ленинград"

28.12.2024

Состоялась церемония награждения сотрудников по итогам уходящего года

В преддверии 2025 года в Санкт-Петербургском государственном институте кино и телевидения чествовали представителей коллектива за успехи в уходящем году

27.12.2024

Рекомендации в преддверии праздников

С приближением Нового года увеличивается риск возникновения пожаров из-за использования различных новогодних атрибутов: гирлянд, свечей, елок и фейерверков. Чтобы избежать неприятностей и обеспечить безопасность, Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Центрального района советует следовать следующим рекомендациям:

27.12.2024

Состоялся предновогодний показ анимационных фильмов

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения провел праздничный показ мультфильмов своих студентов и выпускников. Организатором выступила кафедра режиссуры цифровых медиа и анимационного фильма

26.12.2024

Состоялась творческая встреча для лиц с ограниченными возможностями

Участие в общественно-полезной деятельности – неотъемлемая часть жизни Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Отдельное внимание уделяется сотрудничеству с Всероссийским обществом инвалидов. В рамках этого взаимодействия состоялась творческая встреча преподавателей с членами организации на тему «Коммуникации вокруг нас»

26.12.2024

Фотографии Аллы Никитенко представили на крупных выставках

Снимки преподавателя кафедры фотографии и народной художественной культуры увидели в галереях Санкт-Петербурга и Ставрополя

Перейти в раздел

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры

Ассоциация учебных заведений искусства и культуры, в которую входит СПбГИКиТ, выиграла грант Президента Российской Федерации на проект «Второе высшее образование, как фактор повышения уровня подготовки специалистов творческих профессий»

Наш сайт использует cookie (аналитические данные о действиях Пользователя на сайте) для улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований. Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с условиями обработки файлов cookie Вашего браузера и с Политикой обработки персональных данных. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера
Согласен