29.04.2011
Блокада глазами ребенка
Что может пережить и помнить о тех трудных днях Ленинградской блокады ребёнок в свои 5 лет. И всё-таки... Некоторые самые яркие и тяжёлые события врезались в память на всю жизнь.
Накануне войны никто не мог предположить о тех трудностях и трагических потерях, что придётся пережить людям в годы войны, хотя трудности всегда сотрясали нашу страну. Время сталинских репрессий уничтожало интеллегенцию, свобода слова преследовалась. Для мирных людей война была полной неожиданностью, перечеркнувшей все надежды на счастье.
Мой папа закончил институт и работал инженером-гидротехником, продолжив семейную традицию моего деда и прадеда. В войну он руководил оборонными работами под Ленинградом, во время которых получил воспаление лёгких и умер в 27 лет. Мама осталась одна с пятилетним ребёнком на руках и перенесла все ужасы и тяготы блокадных дней города. Своей жизнью я обязан, конечно, только маме, её мужеству, стойкости и любви ко мне.
Сейчас я знаю, что блокада началась 8 сентября 1941 года, снятие блокадыЛенинграда ― 27 января 1944 года, это почти 900 дней и ночей смертельных испытаний голода и холода. Для меня это были годы сплошного ужаса и очень долгого ожидания конца этих испытаний. Но детская память сохранила многое: бомбёжки города, заклеенные крест-накрест бумагой окна, постоянные походы в бомбоубежище при сигнале «воздушная тревога». Помню, как качались от взрывной волны каменные дома на улице Жуковского, где мы жили, когда в угловой жилой дом попала бомба. Помню, как мы топили «буржуйку» в комнате, чтобы согреться в лютые морозы 1941-1942 гг.(достигали -30 градусов), как на санках по улице везли зашитые в белые простыни трупы умерших и замёрзших людей, помню обворованную квартиру, очереди за хлебом по карточкам...
Потом мама отдала меня в круглосуточный детский садик, а сама стала работать в воинской части, что конечно было необходимо. Сегодня для меня самым ценным и дорогим продуктом является хлеб, крошки которого в детском саду мы собирали в спичечный коробок. Мне казалось, что этим лишениям никогда не будет конца, но нас сохранила судьба.
Пережив блокаду Ленинграда помню, как с мальчишками мы бегали смотреть на пленных немцев, которые после войны восстанавливали разрушенные бомбёжками дома. Мы молча, широко раскрытыми глазами, смотрели на живых немцев, которые были в весёлом настроении, весело переговаривались друг с другом, шутили и смеялись ― ведь они остались живы и скоро вернутся домой в Германию.
Первые послевоенные годы были очень тяжёлыми и полуголодными для многих и меня, уже почти 8-летнего мальчика, мама повезла меня в город Плюссу, где жила моя бабушка. Первое время я никак не мог наесться картошки и не верил, что можно ещё есть, если хочешь и был особенно счастлив, когда бабушка Аня по моей просьбе сделала мне яичницу из 10 яиц. После этого я каждое лето «отъедался» у бабушки в деревне.
Мне больно вспоминать о днях Блокады, но мужество и героизм матерей, заслонивших собой своих детей, незабываем. Настоящую потерю близких осознаёшь только после того, когда любимые люди уходят из жизни и ты остаёшься как бы незащищённым, взрослым сиротой. И чем больше сила этой любви, тем более она значима в нашей жизни, тем сильнее она нас воспитывает быть ответственными за судьбу наших детей и внуков, за их счастье и благополучие. Это счастье завоёвано нашими отцами и матерями в годы войны, в годы блокады. Наши сегодняшние памятные медали «Жителям блокадного Ленинграда» - это их награды и бессмертная слава их памяти. Сегодня, накануне очередной годовщины снятия Блокады Ленинграда, мы благодарны мужественным защитникам города , всем воинам, которым мы обязаны своей Победой, имя которой ― ПОДВИГ!!!!
Житель Блокадного Ленингада,
преподаватель колледжа
Олег Андреевич Саломэ