Творчество и наука
Педагоги кафедры режиссуры ежегодно вносят большой творческий вклад в формирование современного кино- и телеискусства и творческого лица будущих режиссеров.
Преподаватели кафедры принимали участие в создании множества аудиовизуальных произведений, в том числе:
Полнометражные игровые фильмы: «Сквозь черное стекло», «Письма мертвого человека», «Роль», «Довлатов», «Карп отмороженный», «Бумажный солдат», «Сад», «Дуэлянт», «Ура! Каникулы», «Седьмое измерение», «Вся наша надежда», «Контрибуция», «Иван», «Софичка», «28 Панфиловцев», «Пегий пес бегущий краем моря», «Небесный верблюд» и др.
Полнометражные документальные фильмы: «Лев Раков – скорбное эхо блокады», «Школа соблазнения», «Фатеич и море», «Кровь», «Катастрофа», «Наша Африка», «Невозможное возможно», «Мандельштам о Мандельштаме», «Тайна аптеки доктора Пеля», «Кольца мира», «Один день, или Полторы комнаты И.Бродского», «Земля Иосифа», «Письма валаамского старца», «Убеждения», «Дрейден-сюита» и др.
Короткометражные документальные и игровые кино-, теле-, видеофильмы: «Счастье», «Голос», «Жена», «Проповедь», «Дуэль», «Ожидание», «Седьмое измерение», «Поцелуй», «Испытатель», «Ценности», «Город меда», «Полководцы великой войны», «Сергей Есенин», «Рассказы о Викторе Петровиче».«В обстановке особой секретности», «Приморский Океанариум», «Книги, ангелы, города Саши фон Хагемейстера» и др.
Телесериалы: «Петля Нестерова», «Синичка», «Морские дьяволы», «Александра... Александра», «Сережка Казановы», «Следователь Тихонов», «Контакт», «Неразрезанные страницы». «Такая работа», «Одна на всех», «Отель последней надежды», «Колодец забытых желаний», «Бандитский Петербург», «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия» и др.
Результатом этой деятельности является участие преподавателей кафедры в Международных, Всероссийских, Региональных, Городских кинофестивалях, форумах и конкурсах, где они регулярно получают призы и награды, а также являются членами жюри: Каннский международный кинофестиваль (Франция), МКФ «Послание к человеку», Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», Фестиваль Российского кино «Окно в Европу», Фестиваль Христианского кино «Невский Благовест», Открытый фестиваль документального кино «Россия», Международный кинофестиваль «Русское зарубежье», Международный русский кинофестиваль и многие другие.
К работе на кафедре привлечены руководители организаций кинематографии: Кинокомпания «Ukulele» (Марков А.В. - художественный руководитель); Студия «317-Фильм» (Рудницкая А.С. - генеральный директор), Киностудия «Медведь – Фильм» (Медведев П.М. - художественный руководитель), Студия национального кино и телевидения «Русское поле» (Геворкян К.С. - художественный руководитель), ООО «Фильмфест» и Киностудия «Арго» (Шевельков В.А. - генеральный директор).
Педагоги кафедры являются членами творческих союзов: Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей, Союза художников, Союза работников культуры.
По итогам каждого года обучения проводится фестиваль студенческих фильмов «Питеркит». Фестиваль постепенно превратился из внутривузовского в городской, а затем и в международный, собирая работы лучших киношкол. Диплом фестиваля «Питеркит» - показатель высокого профессионализма.
Студенты кафедры являются лауреатами отечественных кинофестивалей «Послание к человеку», «Святая Анна», фестиваль документального кино «Россия», «Начало» и т.д.Кафедра ведет большую работу по подготовке документов и видеоматериалов для участия работ студентов СПбГИКиТ в зарубежных фестивалях и кинопоказах: «FestivalinternationaldufilmdeCannes» (Франция),«ZOOM – ZBLIZENIA» (Польша), «GlobalIndiaInternationalFilmFestival» (Индия), «FreshFilmFestival» (Ирландия), «BrusselsShortFilmFestival» (Бельгия), «ClujShortsInternationalShotFilmFestival» (Румыния), «BucharestShortCutCinefest» (Румыния), «CinemaGrandPrix» (Индонезия), «DokumentArt» (Германия), «FilmFestivalCottbus» (Германия) и многих других.
Преподаватели кафедры ведут активную научную деятельность. За последние годы подготовлены научно-исследовательские работы на темы: «Проблематика анализа фильма в аспекте оценки художественного качества и прогнозирования зрительского восприятия», «Конвергенция алгоритмов игрового и неигрового фильма в историческом аспекте и современном кинематографе», «Влияние киноизображения на синестезию восприятия через зеркальные нейроны», «Эволюция монтажных форм и современные тенденции монтажа изображения» и т.д.
Заведующим кафедры режиссуры, к.иск., профессором К.С. Лопушанским выпущены монографии «Роль. Диалоги о кино», «Сквозь черное стекло».
Педагогами кафедры выпущены следующие учебные пособия:
Антонов, А. М. Работа режиссера с актером и неактером на съемочной площадке [Электронный ресурс] : учебное пособие / А. М. Антонова, А. А. Екатерининская ; С.-Петерб. гос.ин-т кино и телев. - Санкт-Петербург :СПбГИКиТ, 2018. - 157 с.
Васильев В. Е. Монтаж [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Е. Васильев, А. А. Екатерининская, Е. А. Свердлов, 2018. - 95 с.
Васильев, В. Е. Кинорежиссура [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Е. Васильев, А. А. Екатерининская ; С.-Петерб. гос.ин-т кино и телев. - Санкт-Петербург :СПбГИКиТ, 2018. - 170 с.
Лопушанский, К. С. Режиссура игрового фильма [Электронный ресурс] : учебное пособие / К. С. Лопушанский, В. Е. Васильев, А. А. Екатерининская ; С.-Петерб. гос.ин-т кино и телев. - Санкт-Петербург :СПбГИКиТ, 2018. - 124 с.
Теория и практика монтажа. Основы киномонтажа [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. Е. Васильев [и др.] ; под общ.ред. А. А. Екатерининской, 2018. - 83 с.
и др.
Студенты кафедры режиссуры ежегодно принимают участие в «Неделе науки и творчества» -Межвузовском научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых. Из наиболее ярких студенческих исследований можно выделить: Поздырка Д. «Аналитика эстетических особенностей и деталей создания фильмов, снятых в жанре screenlife, в контексте перспектив эволюции новых технических средств производства»,Хайбулина С.С. «Трансформация человеческого мировосприятия и синестезия в процессе просмотра фильмов», Габдрахимова С.А. «Клиповый монтаж», Сухих И.В. «Режиссерский почерк братьев Дарден (на примере фильма «Сын»)», Туманова Ю.А. «Проблематика конвергенции элементов игрового кинематографа в неигровой», Григорян Э.А. «Артавазд Пелешян. Дистанционный монтаж» и др.